Найти в Дзене
Петр Власов

Американские истребители Р-36 и Р-40 (05). Боевое применение Р-40 в ВВС США и Британского содружества

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРОДОЛЖЕНИЕ, предыдущая статья ЗДЕСЬ

«Tomahawk»/«Kittyhawk» ВВС Британского содружества

-2

В Королевских ВВС самолеты «Tomahawk»/«Kittyhawk» состояли на вооружении 18 эскадрилий. Не успевшие к моменту завершения «Битвы за Англию», эти истребители с начала 1941 г. недолго применялись британцами с баз в метрополии. Взлетая с аэродромов в Англии, 6 британских и 1 канадская эскадрильи пересекали Ла-Манш, и охотились за немецким автотранспортом, железнодорожными составами, штурмовали немецкие береговые батареи и малые суда у французского побережья. Однако вскоре, убедившись в превосходстве Bf.109 над «Tomahawk», англичане отправили эти самолеты в Северную Африку, где британской авиации противостояли слабые итальянские истребители. В Северной Африке первой «Tomahawk» получила 112-я эскадрилья RAF, которая и ввела «моду» на украшательство носов Р-40 зубастыми акульими пастями.

-3

Правда, техническое превосходство «Tomahawk» над итальянскими бипланами продолжалось недолго: вскоре Мессершмитты появились и в Африке – немцы поспешили на помощь своим терпевшим поражение за поражением союзникам. И с октября 1941 г. «Tomahawk» стали использоваться главным образом в качестве штурмовиков - поскольку противостоять в воздушных боях немецким Bf.109 им было трудно. Тем не менее, так как в Африке немецких самолетов было немного, и основным противником там оставались итальянцы со своей отсталой техникой, подавляющее большинство получаемых из США «Tomahawk», а затем и «Kittyhawk» англичане направляли на этот фронт. Пересаживавшиеся на американские самолеты английские, австралийские и южноафриканские летчики, воевавшие в Ливийской пустыне, в основном занимались штурмовками - обстреливали войска противника и снабжавшие их тыловые автоколонны.

-4

Но бои в пустыне выявили еще один существенный дефект «Tomahawk». Мотор «Аллисон» очень боялся пыли, постоянно висевшей над песчаными аэродромами; пыль оказалась опаснее, чем немецкие и итальянские истребители, с которыми «Tomahawk» все же приходилось иногда вести воздушные бои. Из-за вездесущей пыли в Африке из имевшихся в наличие машин обычно для полетов было пригодно не более трети. Для борьбы с пылью передовые подразделения наземного обслуживания стали приспосабливать к «Tomahawk» английские «пустынные» фильтры. Без каких-либо выдающихся успехов «Tomahawk» служили в Северной Африке до весны 1942 г., пока в британские части в Африке не начали поступать в достаточном количестве «Kittyhawk» IА (он же Р-40Е).

-5

Почти все самолеты этого типа, попадавшие в Великобританию, направлялись командованием в Африку, или передавались английским доминионам — Австралии, Канаде и Новой Зеландии. «Kittyhawk» начали воевать в североафриканских пустынях в декабре 1941 г. Первой их освоила все та же 112-я «зубастая» эскадрилья RAF, которой в это время стал командовать известный австралийский летчик Клайв Колдуэлл (лучший ас истребителя «Tomahawk» в авиации Британского содружества, одержавший на нем 12 воздушных побед). «Kittyhawk» в основном применялись как истребители-бомбардировщики: поначалу они брали одну 250-фунтовую (113-кг) бомбу под фюзеляж, а позднее — уже три таких (две под крыльями). Для ударов по мостам и кораблям пользовались и 1000-фунтовыми (454 кг) бомбами.

-6

Во время похода Роммеля на Каир, а затем при его отступлении, «Kittyhawk» в качестве истребителя-бомбардировщика засыпали бомбами немецкие колонны в пустыне. Устаревшие итальянские истребители Фиат СR.42, G.50, Макки С.200, хотя и были маневреннее, не слишком досаждали «Kittyhawk», которые легко отрывались от них. А вот более современные Макки С.202 и немецкие Мессершмитты представляли для «Kittyhawk» большую опасность. При встрече с этими самолетами британцам оставалось лишь надеяться на хорошую бронезащиту и высокую живучесть своего самолета. Иногда, чтобы улучшить летные характеристики облегчением машины, англичане снимали с «Kittyhawk» два пулемета. А американские авиастроители, учтя опыт, полученный при эксплуатации «Tomahawk» в пустыне, еще на заводе стали снабжать «Kittyhawk» мощными воздушными фильтрами, упрятанными под капот.

-7

Широтой географии применения «Warhawk» - от Аляски, Канады и Исландии на севере, до Австралии на юге – этот американский самолет во многом обязан именно Великобритании. Уже к середине войны англичане в достаточной степени насытили свои ВВС отечественными истребителями «Спитфайр», заметно превосходившими по ТТХ Р-40. Поэтому регулярно получаемые из США по программе ленд-лиза различные модификации «Warhawk» они на свой манер переименовывали в «Kittyhawk», и тут же передавали подавляющее большинство присланных машин Советскому Союзу и своим доминионам – странам Британского содружества. Себе же оставляли лишь малую часть самолетов, которую использовали в Северной Африке как истребители-бомбардировщики.

-8

В результате такой политики «Warhawk»-«Kittyhawk» воевали практически на всех фронтах Второй мировой. Полученные от англичан «Kittyhawk» 14-й и 111-й эскадрилий Канады в 1943 г. вместе с американскими летчиками участвовали в боях за Алеутские острова, выбивая с них японцев, высадившихся там еще в 1942 г. А «Kittyhawk» 414-й и 430-й канадских эскадрилий воевали в Северной Африке; там же, в Северной Африке, рядом с канадцами и англичанами сражались 3-я и 450-я австралийские эскадрильи.

Весьма широко «Kittyhawk» применялись и на Тихом океане. Здесь этими самолетами были вооружены 8 эскадрилий Австралии и 7 эскадрилий Новой Зеландии; их дополняла 120-я смешанная австралийско-голландская эскадрилья. Эти эскадрильи прикрывали от японских налетов города, порты и аэродромы в северной части Австралии, и вели воздушные бои с японскими самолетами над Новой Гвинеей – благо, по техническому уровню большинство «японцев» не превосходило последние модификации «Kittyhawk». Тем не менее, довольно часто «Kittyhawk» привлекали и для штурмовок наземных и морских целей – особенно на этапе отступления японцев.

-9

Но в 1944 г. началось постепенное перевооружение ВВС стран-доминионов на более совершенную технику. Англичане полностью отказались от американских «Боевых ястребов» еще в 1943-м, сразу после капитуляции германского Африканского корпуса и победы в Северной Африке. В феврале 1944-го заменили «Kittyhawk» на «Корсары» новозеландцы. За ними последовали канадцы; последними начали избавляться от «Kittyhawk» австралийцы. Но 3 австралийские эскадрильи так и летали на «Kittyhawk» вплоть до самого конца войны…

Р-40 ВВС США

-10

Во время войны в ВВС Армии США на Р-40 летало около 20 истребительных авиагрупп (каждая из трех эскадрилий). Первыми в бой вступили самолеты, отправленные на Тихоокеанские базы США. Весной 1941 на палубах авианосцев на Гавайи прибыли 55, а на Филиппины – 31 истребитель Р-40В и Р-40С. Осенью 1941 эти самолеты были дополнены новыми Р-40D и Р-40Е: 99 на Гавайях, и 74 – на Филиппинах.

Война на Тихом океане началась 7 декабря 1941 г. нападением палубной авиации Японии на американскую военно-морскую базу Пёрл-Харбор на Гавайских островах. В момент японского удара американские самолеты без горючего и боеприпасов стояли на аэродромах плотными рядами. Первый же японский налет на авиабазу Уилер вывел из строя 62 Р-40. Лишь немногие машины между японскими налетами удалось заправить горючим и боеприпасами; в воздух с небольшого вспомогательного аэродрома Беллоуз смогли подняться три Р-40, но они тут же были сбиты. Более успешными оказались четыре истребителя Р-40 с базы Халиива – им удалось не только взлететь, но и сбить пять японских самолетов. Однако к концу дня в боеспособном состоянии на Гавайях осталось только 27 истребителей Р-40.

-11

В этот же день японцы атаковали и Филиппины. Там только за 7 декабря американцы потеряли 26 Р-40 (в основном на земле); а за несколько недель последующих боев большинство остальных Р-40 были уничтожены. Единственным успешным американским летчиком Филиппин стал командир 17-й эскадрильи Б. Вагнер, который за 21 декабря сбил четыре японских истребителя, а затем уничтожил еще пять на земле.

Отрезанные от источников снабжения и подкреплений, американские силы на Филиппинах быстро таяли. В стычках с японскими А6М и Ки-43 самолеты Р-40 существенно проигрывали в маневренности (правда, имели превосходство в огневой мощи). Поэтому уже к январю 1942 г. в строю на Филиппинах оставалось всего 9 таких самолетов (2 Р-40В и 7 Р-40Е). тем не менее, они продолжали сражаться с японскими истребителями, бомбить и штурмовать наземные войска противника вплоть до мая 1942 г., когда в день капитуляции американцев последние пять самолетов были сожжены летчиками на острове Минданао.

В декабре 1941 в Бирме в бои с японцами вступила оснащенная истребителями Р-40 американская группа AVG «Летающие тигры», официально входившая в ВВС Китая. Эта авиагруппа американских добровольцев была создана летом 1941-го в Китае из летчиков армии США, заключивших контракт с правительством Чан Кайши. Сформировал и возглавил AVG майор в отставке Клэр Чэннолт (в некоторых русскоязычных изданиях фамилию Chennault пишут на французский манер Шэнно — ведь его предки были французами).

-12

Организация группы была вроде бы частным мероприятием — контракт с пилотами заключался как с частными лицами; однако американское правительство неофициально способствовало ее укомплектованию, предоставив своим армейским летчикам отпуск на время выполнения контракта. От китайцев AVG получила 99 закупленных в США экспортных самолетов «Hawk» 81А-3 (фактически - Р-40С). Сами китайцы отказались летать на этих машинах, так как по сравнению с верткими «японцами» Р-40 выглядел «бревном». Но опытный Чэннолт, зная, что японские пилоты отлично владеют техникой «собачьей свалки» - ближнего маневренного боя на горизонталях, противопоставил ей тактику «бей и беги». Этим он использовал немногие преимущества Р-40 перед японскими машинами - несколько более высокую скорость горизонтального полета и быстрый разгон на пикировании. Он приучил своих летчиков атаковать японские машины сверху, проноситься со стрельбой сквозь их строй, и не задерживаясь для маневренного боя быстро отрываться от истребителей противника на пикировании.

-13

На истребителях AVG кроме китайских опознавательных знаков была нарисована эмблема - крылатый тигр (созданный компанией мультипликатора Уолта Диснея), из-за чего эта группа и получила прозвище «Летающие тигры». Прошедшие «дрессировку» слетанности, «Летающие тигры» оказались готовы к бою как раз тогда, когда США вступили с Японией в войну. Сразу после японской атаки на Пёрл-Харбор две эскадрильи «Тигров» (одна осталась оборонять столицу Бирмы Рангун) были переброшены к так называемой «Бирманской дороге» - единственному пути, по которому снабжалась армия Чан Кайши. И 20 декабря они провели свой первый бой, основательно потрепав японские бомбардировщики под Кунмином. А в марте 1942 в связи с японским наступлением, «Тигры» Чэннолта покинули Бирму и перебазировались в Китай.

-14

Естественно, американцы рисковали своими жизнями «не задаром» - кроме штатной контрактной оплаты службы им выплачивали еще по 500 долларов за каждый уничтоженный вражеский самолет (неважно – в воздухе или на земле). Понятно, что при таком интересе победные счета «Тигров» стали расти «как на дрожжах», тем более, что в кучу валились и воздушные победы, и самолеты, расстрелянные неподвижными на аэродромах. Так что неудивительно, что уже к началу июля 1942-го (т.е. всего за полгода!) «Летающие тигры» заявили 296 «побед» (из них 229 – в воздухе). Этот «рекорд» - круче немецких победных заявок за такой же срок; он не мог не вызывать огромные сомнения в достоверности. Тем не менее, эти заявки китайцами сомнениям не подвергались, и все «премиальные» были американским летчикам выплачены. Хотя согласно японским документам «Летающие тигры» сбили всего 31 самолет: 14 бомбардировщиков и 17 истребителей (14 Ki-43 и 3 Ki-27). Сами «Тигры» за этот период потеряли в боях 6 истребителей, и еще 45 Р-40 были разбиты в авариях или уничтожены японскими бомбами при налетах. Людские потери составили 22 пилота.

-15

Но в начале июля 1942 «гастрольный денежный чёс» для «Тигров» закончился: пораженное «небывалыми успехами» добровольцев американское правительство вывело «Летающих Тигров» из состава китайской авиации, и включило в свои ВВС, преобразовав Добровольческую группу в обычную армейскую 23-ю Истребительную Группу 14-й Воздушной Армии США. Для пиара 23-й FG оставили эмблему и название «Летающие тигры». Командиром Группы (перевооруженной на Р-40К) по-прежнему был Клэр Чэннолт, получивший звание полковника, а в 1943 г. – генерала. Но вот только кроме командира в Группе согласились остаться лишь… 7 «Тигров»; остальные же быстренько разбежались по Китаю и Америке, став либо пилотами гражданской авиации, либо нанявшись на другую гражданскую работу…

-16

Кроме бывшей AVG/23-й FG в Бирме и Китае на Р-40 воевали ещё 4 американские армейские авиагруппы. А на Тихоокеанском ТВД в 1942-1943 гг. действовало 7 американских ИАГ, вооруженных Р-40; однако в течение 1943-1944 большинство из них были перевооружены на истребители Р-38. Последним авиаподразделением, применявшим Р-40 на Тихом океане даже в 1945 г., стала 71-я тактическая разведывательная группа - её самолеты действовали в качестве передовых авиационных наводчиков в боях на Филиппинах.

Шесть американских ИАГ на Р-40 действовали на Средиземноморском ТВД. В августе 1942 г. американские «Warhawk» присоединились к английским «Kittyhawk» в северо-африканской пустыне. Хотя там Р-40 в основном штурмовали наземные цели, так как были не очень эффективны в боях с истребителями противника, тем не менее «Warhawk» своей активной охотой за вражескими транспортными самолетами все же внесли немалый вклад в разрушение «воздушного моста», перекинутого немцами из Сицилии в Тунис. Наибольшего успеха в этом деле они добились 18 апреля 1943 г., когда 47 американских «Warhawk» и 12 британских «Спитфайров» разгромили большую группу немецких транспортных самолетов, пытавшихся доставить груз окруженной армии Роммеля. В том бою ими были сбиты 58 трехмоторников Ju.52/3m, и 18 истребителей сопровождения Макки С.200 и Мессершмитт Bf.109. Потери союзников - лишь четыре Р-40 и один «Спитфайр». На Средиземноморье Р-40 применялись до начала 1944 г., после чего эти части тоже стали перевооружаться на новую технику.

-17

Воевали «Warhawk» и на Севере: 95 истребителей Р-40 11-й Воздушной Армии, подкрепленные двумя канадскими эскадрильями Р-40, летом 1943 участвовали в изгнании с Алеутских островов японцев, захвативших эти острова в 1942-м. В основном они занимались обстрелом наземных позиций, но в воздухе им удалось сбить два японских гидросамолета.

А в конце 1942 г. американцы вооружили самолетами P-40F перешедшую на сторону Союзных войск французскую группу GC.II/5. Вошедшая в состав ВВС Свободной Франции, она до середины 1944 г. летала на этих самолетах над Тунисом и Средиземным морем.

-18

Трофейные Р-40

Кроме того, несколько трофейных «Warhawk» использовал и противник. Японцы применяли в Бирме 10 захваченных ими Р-40Е, включенных в состав 50-го сентай, а один трофейный Р-40М получили финны.

НАЧАЛО: Американские истребители Р-36 и Р-40 (01). «Ястреб» - предок «Топора»

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Американские истребители Р-36 и Р-40 (06). Боевое применение Р-40 в СССР

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.