Есть мнение, что наиболее развитые и древние внеземные цивилизации нужно искать в ядре Галактики, – там, где звёзды загорелись раньше всего. Но это очень старое мнение. Высказывалось оно, помнится, ещё в советской «Детской энциклопедии». Сейчас, с высоты современного знания, можно уже уверенно сказать, что оно в своей основе ошибочно. Открытия, совершённые благодаря работе телескопа «Джеймс Уэбб» позволили пересмотреть представления о рождении и развитии галактик. Теперь известно, что гигантские галактики – такие, как Млечный Путь, – не разгораются «от центра» протогалактического облака, а формируются путём слияния карликовых галактик, захватываемых гравитацией сверхмассивной чёрной дыры.
То есть, звёзды в ядре Галактики не старше. В известном смысле, они даже моложе, так как звездообразование в этой области происходит наиболее активно. В ядро – на дно гравитационной воронки – из галактической плоскости стекает остывший газ. Так что, и рукава, в одном из которых несётся Солнце, – лишь видимые спиральные волны этого «водоворота»… В остальных, кроме плотности, отношениях ядро не выделяется ничем, и даже не имеет чётких границ, – только условные, проводимые по произволу. Чем ближе к центру галактики, тем больше становится звёзд на кубический парсек.
Обычно же, «ядром» считается область, где плотность звёздного населения в 1000 раз выше, чем в окрестностях Солнца… И, собственно, вопрос, как данное обстоятельство может сказаться на формировании планет и возникновении жизни на них?
...Интересно представить звёздное небо, каким оно видится с планеты, близкой к центру Галактики. Вместо каждой из видимых с Земли звёзд, придётся представить тысячу… И это – только количество. Характерные расстояния между светилами меньше в 10 раз, а значит, и наблюдаемая яркость ближайших звёзд выше в 100 раз. Да и гигантов с высокой абсолютной светимостью среди видимых звёзд будет больше. Это значит, что зрелище будет потрясающим, звёзды так плотно усеют небесный купол, что трудно станет различать отдельные светила. Сиять будет всё небо, если не согревая планеты, то освещая их так, что ночь не слишком будет отличаться от дня… Но в остальных отношениях «звёздное перенаселение» это проблема.
На самом формировании планет условия ядра не скажутся никак. Ведь даже Солнечная система сформировалась в плотном скоплении. Даже вдесятеро меньшее расстояние между звёздами, это много – 20-30 тысяч астрономических единиц, что в тысячу раз больше характерного размера системы.
Однако же близость других звёзд означает, что раз в миллиард лет будут происходить очень тесные, – именно на десятки, а не на сотни, как в случае Солнечной системы, сближения светил. И в десять-сто раз чаще сквозь внутреннюю часть системы пролетать будут увесистые планемо и внешние, вырванные из своих систем планеты. Столкновения тел остаются и в таких условиях почти невероятными. Равно, как и захваты, – относительная скорость мечущихся вокруг Стрельца по вытянутым орбитам звёзд в ядре очень высока. Но орбиты внешних планет при сближениях будут меняться… И, казалось бы, что за беда, если – внешних? Проблема в том, что массивные газовые гиганты, меняя эксцентриситет и наклонение орбиты, станут оказывать накапливающееся гравитационное влияние и на орбиты внутренних – каменистых – планет.
...Таким образом, под вопросом оказывается долгосрочная стабильность орбит, – для развития же биосферы длительность нахождения планеты в «зоне Златовласки» должна исчисляться миллиардами лет. И тут, конечно, многое зависит от удачи. Можно, однако, предположить, что орбита планеты в ядре галактики окажется более вытянутой.
Следующая опасность, – радиационные удары при близких детонациях сверхновых. Рождающихся массивных звёзд, а значит и взрывов, в ядре вообще больше. Учитывая, что лучшая защита от радиации – квадрат радиуса, – максимальная доза при вспышке возрастает в 100 раз, самих же ударов на поверхность планеты обрушится в 1000 раз больше. И звучит это очень неприятно, однако… даже теоретически какой-то урон сверхновые могут наносить только после выхода жизни ну сушу. Вообще же, значимость этого фактора не ясна. С уверенностью можно утверждать, что в истории жизни на Земле сверхновые не сыграли никакой роли. С другой же стороны, увеличение на порядки частоты и интенсивности радиационных ударов уверенности в их опасности для жизни на планете не даёт. Земной опыт просто не предоставляет материала для экстраполяции. Ноль урона останется нулём, на что его не умножай.
...Но есть ещё и жёсткое излучение самого ядра, исходящее из окрестностей Стрельца А*. Этот фактор даже опаснее, поскольку действует постоянно. Вытянутость же орбит звёзд в ядре означает что раз в миллионы лет светило будет проходить на в 100 раз меньшей дистанции от сверхмассивной чёрной дыры, нежели находится движущееся по круговой орбите Солнце. Это означает повышение интенсивности «галактической радиации» в 10 000 раз. В среднем же атмосферу планеты будет поливать в 100 или в 1000 раз более плотный поток частиц высокой энергии. Большей частью они в атмосфере и поглотятся, – однако, тут уже появляется почва для беспокойства о сохранности самой атмосферы.
Значимость этого фактора также на данный момент не ясна. Но если просуммировать его с другими, заключить можно, что риски в ядре галактики очень высоки. Касаются они, однако, только развития, а не зарождения жизни. Протеканию процессов синтеза в химических котлах на молодой горячей планете радиация не воспрепятствует, – а скорее даже поможет. Во всяком случае, по современным представлениям роль её велика, и без облучения раствора зарождение жизни просто не состоялось бы… Ничего первые миллиард или два не значила бы и нестабильность орбит. Молодая планета согревается собственным теплом в любом случае.
Агрессивность астрономических условий никак не влияет на зарождение жизни, но – чем дальше тем больше – будет угрожать её развитию. Вызревание на планете развитой – землеподобной – биосферы маловероятно вообще. И тем более становится маловероятным в ядре Галактики.
...Хотя там и красиво.