Найти в Дзене
Extreme Sound

10 альбомов, изменивших жизнь Стива Морса

Виртуозный гитарист Deep Purple и Flying Colors Стив Морс рассказывает о десяти альбомах, которые оказали на него наибольшее влияние. Интересно, что дебютный альбом Crosby, Stills & Nash, хоть и не попал в окончательный список, произвел на него огромное впечатление. "Я помню, как он вышел, – говорит Морс. – Я прослушал его от начала до конца и сказал другу: 'Невозможно сделать настолько хорошую запись'. Это было просто великолепно".

Стив Морс (род. 28 июля 1954, Гамильтон, Огайо, США) — американский гитарист, автор песен, пилот. Несколько раз был признан лучшим гитаристом года по версии журнала Guitar Player. Играл в группе Deep Purple c 1994 по 2022 год, а также в Steve Morse Band. В 2018 году журналом Classic Rock включён в список величайших гитаристов всех времён.
Стив Морс (род. 28 июля 1954, Гамильтон, Огайо, США) — американский гитарист, автор песен, пилот. Несколько раз был признан лучшим гитаристом года по версии журнала Guitar Player. Играл в группе Deep Purple c 1994 по 2022 год, а также в Steve Morse Band. В 2018 году журналом Classic Rock включён в список величайших гитаристов всех времён.

Морс, известный своей работой в Deep Purple, Dixie Dregs, Kansas и сольными проектами, всегда скромно относится к своим достижениям, несмотря на победы в многочисленных опросах "лучший гитарист". "Приятно получать комплименты, – отмечает он, – но я должен помнить, что я такой же, как и все остальные".

Итак, какие же 10 альбомов изменили жизнь Стива Морса?

1. The Beatles – Meet The Beatles (1964)

"Появление Beatles на шоу Эда Салливана совпало с тем, что я получил на Рождество маленький кассетный магнитофон. Мне было 10 лет, и я экспериментировал с ним. Когда Beatles появились в шоу, я подумал: 'Вот музыка. Я запишу ее'. Я прослушал запись и понял, насколько она мне нравится. Мой друг купил альбом, что было довольно круто, учитывая, что в то время пластинки были дорогими. Мы ходили к нему домой после школы и слушали запись. Музыка просто сводила нас с ума. Правда, баллады мы пропускали. Но все остальное было великолепно".

2. The Who – I Can’t Explain (1965)

"Я обожал эту песню. Я слушал ее на нашем проигрывателе в подвале. I Can’t Explain содержит все важные элементы поп-музыки: отличный ритм, приятные вокальные мелодии, крутую гитару и фантастическое звучание. Мне посчастливилось увидеть The Who в крошечном клубе в Анн-Арборе. Я сидел на полу в трех футах от Пита Таунсенда. Они сыграли I Can’t Explain, и я помню, как Пит играл на своей старой Strat. Это было феноменально – он полностью владел гитарой. Я подумал: 'Хорошо, мне нужна Strat...'".

3. The Jimi Hendrix Experience – Are You Experienced? (1967)

"Это было настоящее откровение. Когда Джими делал свои обратные гитарные соло и использовал все эти крутые эффекты, я просто сказал: 'Этот парень – волшебник'. Это был первый раз, когда я слышал что-то подобное. Все в Хендриксе – его душевность, лиризм, огненный стиль игры – было невероятно вдохновляющим".

4. Cream – Disraeli Gears (1967)

"Еще один из тех идеальных альбомов. Песни были великолепны, вокал был крут, и все, что играл Клэптон, было невероятно. Он просто не мог сыграть плохое соло. Я ходил на их концерт, и они мне очень понравились. Как и группа Хендрикса, они были идеальным пауэр-трио".

5. Led Zeppelin – Led Zeppelin (1968)

"Этот альбом произвел на меня большое впечатление. Риффы Джимми Пейджа, его аранжировки, его продюсирование – такой всеобъемлющий талант. Но у него также было много сдержанности. Он не нагромождал все сразу; он вносил что-то здесь и там, партии стальной гитары, и все это объединял правильным образом".

6. Yes – Fragile (1971)

"Вау, это было потрясающе по многим причинам. Блестящая игра Стива Хау на классической гитаре в Mood for a Day, необычные риффы… Все было так легко слушать. Группа была очень новаторской в своем написании песен и аранжировках. Позже я узнал о влиянии на Стива Хау таких музыкантов, как Уэс Монтгомери. Я просто знал, что он звучит по-другому, и, возможно, отчасти это было связано с тем, что он играл на этой большой гитаре, 335. У него был очень акустический звук, когда он играл на электричестве. Я помню, как подумал: 'Это довольно круто...' В то время казалось, что все играют либо на Stratocaster, либо на Les Paul, так что Стив делал что-то совершенно уникальное."

7. The Allman Brothers Band – At Fillmore East (1971)

"Тогда мы не знали, что это называется южным роком. Думаю, это появилось немного позже. The Allman Brothers Band были великолепны. Они были первой группой, где эта двухгитарная вещь зацепила меня прямо за душу. Все партии были проработаны очень умно и с отличным чувством. Мы ходили на их концерты; они регулярно играли бесплатно в Атланте. Они были частью сообщества, и люди их просто любили. Нужно было быть каким-то инопланетянином, чтобы не любить Allman Brothers. Они звучали так хорошо – все аранжировки, блестящее мастерство. Никто не мог пойти на их концерт и не быть пораженным. Мне нравились оба гитариста, Дуэйн Оллман и Дики Беттс. Я помню, как думал, что Дуэйн был таким душевным и таким лиричным со своими слайдовыми штучками. Мы называли это «бутылочным горлышком». Я подумал: 'Что это, черт возьми, такое? Как ты это делаешь?' С Allman Brothers я увидел, как это делается."

8. Wendy Carlos – The Well-Tempered Synthesizer (1969)

"Я услышал это на уроке музыкальной культуры. Нас познакомили с Switched-On Bach. Идея заключалась в том, что это была классическая музыка, которая понравится детям. Ну, мне понравилось, и я взял этот альбом у одного из друзей моего брата. Я помню, как подумал: 'Я видел потрясающие группы, я видел потрясающих музыкантов, но теперь это музыка'. Музыка оживает для меня, и благодаря этому эти композиторы оказали на меня большое влияние. Уолтер Карлос, как его тогда называли, выбрал только самое лучшее. Это как вишенки собирать, понимаете? 'Давайте возьмем пару сотен лет творчества и выберем самые невероятно привлекательные произведения?' Мастерство безупречно, а звуки невероятны. Все проходит через эти осцилляторы, усилители и фильтры, управляемые напряжением. Я никогда не осознавал, сколько планирования и работы может быть вложено в шедевр. Я читал, что каждая партия была сделана по одной ноте за раз, и партии были многодорожечными – довольно потрясающе. Это до сих пор одна из самых удивительных вещей, которые я когда-либо слышал."

9. Mahavishu Orchestra – The Inner Mounting Flame (1971)

"Это был мой первый курс в Музыкальной школе Университета Майами. Чик Кориа произвел большое впечатление на некоторых джазменов. Если ты увлекался Чиком Кориа, ты был в порядке с джазовыми парнями. Они также говорили об оркестре Махавишну, потому что Джон Маклафлин играл с Майлзом Дэвисом. Я не очень понимал вещи Майлза с участием Джона – они просто не трогали меня – но когда Махавишну приехал с The Inner Mounting Flame, это было похоже на: 'Вау!' Это была совсем другая история. Внезапно я понял Джона Маклафлина. Вот парень с энергией, страстью, он играет действительно интересные вещи, и он играет на электрогитаре через искаженный усилитель. Он был намного круче, чем я думал изначально. Благодаря удачному стечению обстоятельств Махавишну играл в школе. Я пришел туда пораньше и занял отличное место для концерта, прямо перед тем местом, где будет играть Джон Маклафлин. Когда началось шоу, он посмотрел на других ребят, кивнул головой вниз, опустил гриф гитары, и вся группа начала играть этот безумный мерцающий аккорд. Потом они сыграли The Inner Mounting Flame. Это было невероятно."

10. The Tallis Scholars – William Cornysh: Stabat Mater (2001)

"Это музыка Уильяма Корниша. Это хороший пример музыки, которую я люблю слушать для вдохновения. Текст на латыни, и слоги очень растянуты, исполняются а капелла. Это, конечно, не рок-н-ролл; это то, что можно услышать в фильме во время сцены с монахами, идущими по собору или что-то в этом роде. Музыке 100 лет. Это целый жанр музыки, который я так люблю, и это довольно увлекательно. В то время они не писали четырехтактными фразами или даже двухтактными фразами; это не были аккордовые блоки – просто переплетающиеся мелодии. Написание и звуки вдохновляют. Это просто затягивает меня. Для этого типа блуждающей гармонии почти нет классификации, но мне ее очень легко слушать, и она очень приятна."