Найти тему
Extreme Sound

Black Sabbath: От "плохого" до "великого" - 23 альбома легендарной группы.

Оглавление

Black Sabbath. Имя, от которого у фанов тяжёлой музыки по коже бегут мурашки. За свою долгую карьеру эти ребята из Бирмингема выпустили 23 студийных альбома – от настоящих шедевров до работ, о которых предпочитаешь не вспоминать. Сегодня мы проследим эволюцию Black Sabbath, пройдя путь от их худших работ до настоящих жемчужин, определивших звучание хэви-метала.

Прежде чем Black Sabbath ворвались на сцену, тяжёлая музыка уже существовала. The Jimi Hendrix Experience, Cream, Blue Cheer, Led Zeppelin – все они были по-своему тяжелы. Но Sabbath пошли дальше, создав в начале 70-х звучание, которое было темнее, глубже и мрачнее всего, что слышал мир.

Black Sabbath
Black Sabbath

Как выразился Рик Рубин, продюсер последнего альбома группы "13", “Black Sabbath – это не просто группа, это прародители хэви-метала, тяжелее которых, пожалуй, не было. Их влияние на музыку сравнимо разве что с The Beatles".

История Black Sabbath началась в 1969 году в Бирмингеме. Четверо парней: Тони Айомми (гитара), Оззи Осборн (вокал), Гизер Батлер (бас) и Билл Уорд (барабаны) – к тому моменту уже имели опыт совместного музицирования под вывесками Polka Tulk и Earth. "Тогда мы были просто блюз-рок группой", – вспоминает Айомми. Всё изменила одна песня, написанная ими в том же 1969-м.

Песня, названная "Black Sabbath" в честь фильма ужасов с Борисом Карлоффом, строилась на зловещем риффе Айомми, в котором использовался тритон – интервал, известный как "дьявольский". Текст песни вещал о приходе Сатаны. Эта визитная карточка открыла Black Sabbath путь на вершину музыкального Олимпа.

Своей легендарной репутацией Black Sabbath обязаны, прежде всего, первым шести альбомам, записанным классическим составом. "Это было нечто совершенно новое, – говорит Рик Рубин. – Мощнейшие риффы, неподражаемый вокал Оззи, крутые тексты, идеальное ритмическое взаимодействие – всё сошлось".

Однако за свою полувековую карьеру группа записала 23 альбома. Были среди них и гениальные, и откровенно проходные, и те, о которых лучше бы забыть.

Лучшие работы, созданные уже без Оззи (уволенного в 1979 году), были записаны с Ронни Джеймсом Дио. Тем не менее, каждый альбом Black Sabbath, от дебютного до "13" (2013), несёт на себе отпечаток личности Тони Айомми, бессменного участника и главного поставщика убойных риффов.

А теперь давайте пройдемся по всем альбомам Black Sabbath – от худшего к лучшему.

Рейтинг альбомов Black Sabbath

23. Forbidden (1995)

Когда Тони Айомми называет Forbidden “полным бардаком”, он ещё мягок. Это, безусловно, худший альбом Sabbath. Он был записан тем же составом, что и Tyr: Айомми, Мартин, Мюррей и Пауэлл. Но на этот раз в команде появились два новых лица. И их влияние оказалось катастрофическим.

Продюсером альбома стал Ernie C, гитарист рэп-метал группы Body Count. Его дешевое продюсирование заставило Sabbath звучать как пабная группа. А когда лидер Body Count Ice-T зачитал рэп в Illusion Of Power, в воздухе повис густой запах отчаяния. Forbidden стал дном для Sabbath. Но всего два года спустя воссоединение с Оззи вернуло группе легендарный статус.

22. Born Again (1983)

Когда Иэн Гиллан, легендарный голос Deep Purple, был объявлен новым вокалистом Sabbath, музыкальная пресса в шутку окрестила их “Deep Sabbath” или “Black Purple”. На этом шутки не закончились.

Возвращение Билла Уорда добавило третьего оригинального участника к составу, но Гиллан был просто слишком яркой личностью, чтобы Sabbath могли его вместить. Квадратный колышек в круглой дыре. Born Again был беспорядочным. Айомми придумал мощный рифф на Zero The Hero, который Guns N' Roses позже украли для Paradise City. Но на протяжении всего альбома Гиллан звучал так, будто пел в другой группе. Так оно и было. После тура с Sabbath, известного своими гигантскими декорациями в виде Стоунхенджа – позже спародированными в фильме “This Is Spinal Tap” – Гиллан вернулся в Purple.

21. Tyr (1990)

Во второй половине 80-х Sabbath оказались на обочине. Неудачные альбомы, такие как Born Again и Seventh Star, подорвали их авторитет. Как и череда сбивающих с толку перестановок в составе. И пока Sabbath приходили в упадок, на сцену выходили более молодые и динамичные метал-группы: Metallica, Slayer и другие.

Пятнадцатый студийный альбом Sabbath, Tyr – основанный на скандинавской мифологии – не произвёл особого впечатления в 1990 году. Он заслуживал большего. С бывшим басистом Whitesnake Нилом Мюрреем на борту группа выдала мощный олдскульный метал на Anno Mundi и The Law Maker, последний из которых напоминает Kill The King группы Rainbow, хотя Feels Good To Me была недостойной попыткой сделать пауэр-балладу. Но после провальных продаж Tyr в голове Тони Айомми возникли три слова: Ронни. Джеймс. Дио.

20. Seventh Star (1986)

Изначально задуманный как сольный альбом Тони Айомми, Seventh Star был не столько плохим, сколько плохо раскрученным. “Я точно не хотел выпускать его как альбом Black Sabbath”, – сказал Айомми. Но звукозаписывающая компания хотела использовать имя Sabbath, поэтому альбом был выпущен как “Black Sabbath featuring Tony Iommi”.

Главным соавтором Айомми на Seventh Star был бывший басист/вокалист Deep Purple Гленн Хьюз – в то время бушующий наркоман. “Он употреблял в десять раз больше ко**ина, чем я”, – сказал Айомми. “Но у него был богом данный голос”. В результате получился отполированный хард-рок-альбом, который не имел ничего общего с Black Sabbath, и тур, на котором Хьюз считался обузой и был уволен.

19. The Eternal Idol (1987)

Тони Айомми описывает процесс создания The Eternal Idol – во время которого ему пришлось искать нового вокалиста, басиста и продюсера – как “нелепый”. Тем не менее, ему удалось создать в этом хаосе достойный альбом. Запись началась с американским певцом Рэем Гилленом. Но когда продюсер Джефф Гликсман сказал, что невысокого мнения о Гиллене, Айомми заменил Гликсмана на Криса Тсангаридеса – только для того, чтобы Гиллен ушёл, присоединившись к экс-гитаристу Whitesnake Джону Сайксу в Blue Murder.

После этого ушёл и басист Дэйв Спитц. Но альбом был закончен с бывшим басистом Rainbow Бобом Дэйсли вместе с Айомми, клавишником Джеффом Николлсом, барабанщиком Эриком Сингером и новым вокалистом Тони Мартином. И лучшие треки – The Shining, Ancient Warrior – обладали мощью, которая оправдывала Айомми.

18. Reunion (1998)

В декабре 1997 года оригинальный состав Black Sabbath воссоединился для двух домашних концертов в Бирмингемском NEC. До этого были и другие реюнионы: на Live Aid в 1985 году и на двух концертах Оззи в Калифорнии в 1992 году. Оззи также выступал с Sabbath летом 97-го, правда, без Билла Уорда. Но возвращение барабанщика для концертов в Бирмингеме сделало их, по словам Оззи, “знаменательными”.

Получившийся в результате концертный альбом это подтвердил. Он включает в себя все самые известные песни группы – плюс такие культовые вещи, как Electric Funeral – сыгранные так, как может играть только оригинальный состав. Но альбом заканчивался на минорной ноте двумя новыми студийными треками, Selling My Soul и Psycho Man, которые были откровенно не вдохновлены.

17. Cross Purposes (1994)

Воссоединение состава эпохи Дио в начале 90-х продлилось всего один альбом, после чего Ронни обиделся на идею Sabbath выступать на одной сцене с Оззи и во второй раз ушёл из группы. На сцену вернулся Тони Мартин, основной вокалист Sabbath конца 80-х, который присоединился к Айомми и Батлеру для записи альбома, вышедшего на пике популярности гранжа.

Конечно, ползучая Virtual Death кивала в сторону увесистого звучания Alice In Chains – группы, которую они вдохновляли, – но Sabbath в целом избегали прыжков на этот поезд, в отличие от некоторых своих коллег. Вместо этого, Back To Eden, Cross Of Thorns и Cardinal Sin звучали бы уместно на альбоме эпохи Дио, что является комплиментом как недооценённому Мартину, так и Айомми. Жаль только, что миру было наплевать на Black Sabbath в 1994 году.

16. Headless Cross (1989)

В период, когда состав Black Sabbath менялся как погода, у Айомми был надёжный помощник в лице вокалиста и земляка-бирмингемца Тони “Кота” Мартина. С 1987 по 1995 год Мартин принял участие в записи пяти студийных альбомов Sabbath. Его дебют, The Eternal Idol, был написан до его прихода в группу и сначала записан с Рэем Гилленом. Но на следующем альбоме, Headless Cross, Мартин уже освоился в своей роли, стал соавтором песен и пел с неподдельной властью.

С участием нового барабанщика, легендарного Кози Пауэлла, и сессионного басиста Ларри Коттла, Headless Cross включал в себя несколько сокрушительно тяжёлых и мрачно-атмосферных песен, таких как Nightwing и When Death Calls. Лучший альбом Sabbath, созданный без Оззи или Дио.

15. Live Evil (1983)

Палиндромное название этого двойного концертного альбома предполагало, что для Black Sabbath всё идёт своим чередом. Но при спорных обстоятельствах Live Evil ознаменовал собой конец первой эры Sabbath с Ронни Джеймсом Дио. Используя записи с тура Mob Rules, группа сводила альбом, когда их студийный инженер сообщил Айомми и Батлеру, что Дио тайком меняет микс, выдвигая свой вокал на передний план.

Хотя Дио клялся, что невиновен, Айомми запретил ему появляться в студии. Вокалист тут же ушёл, прихватив с собой Винни Аписа, и сформировал новую группу, которую, разумеется, назвал Dio. После всей этой драмы Live Evil получился неплохим. Но дорогой ценой.

14. Dehumanizer (1992)

В 1992 году Дио и Sabbath нуждались друг в друге. Дио преуспел со своей собственной группой за десять лет, прошедших с тех пор, как он ушёл из Sabbath в знак протеста против Live Evil. Но в 1990 году альбом Дио Lock Up The Wolves провалился, как и Tyr Sabbath. Так что, в конце концов, Ронни вернулся в Sabbath. Гизер Батлер уже был там.

А после того, как Кози Пауэлл получил травму в результате нелепого несчастного случая во время верховой езды, Винни Апис дополнил старый состав начала 80-х. И пусть Dehumanizer не стал тем славным возвращением, на которое надеялись фанаты, но что-то от былой магии чувствовалось в Time Machine и пронзительной I. Однако Дио снова ушёл в ноябре 92-го, когда Оззи, его заклятый враг, пригласил Sabbath принять участие в своих “прощальных” концертах. C'est la vie.

13. Past Lives (2002)

С этим ретроспективным двойным концертным альбомом часть наследия Sabbath была восстановлена. В 1980 году Live At Last – запись концерта 1973 года – был выпущен без согласия группы их бывшим лейблом NEMS. Для Sabbath и нового вокалиста Ронни Джеймса Дио появление концертного альбома с Оззи было последним, что им было нужно.

Усугубляло ситуацию то, что он звучал как паршивый бутлег. 22 года спустя справедливость восторжествовала, когда ремастированная, официально одобренная версия Live At Last была переиздана под названием Past Lives, а на втором диске были представлены записи 1970 и 1975 годов. И после всей этой нервотрёпки это лучший концертный альбом Sabbath: он запечатлел великую группу на пике формы, сносящую крышу.

12. Heaven & Hell – The Devil You Know (2009)

Это был последний альбом, который Ронни Джеймс Дио записал при жизни – триумфальный финальный аккорд блестящей карьеры. Дио воссоединился с Айомми, Батлером и Аписом в 2006 году – последний снова заменил Билла Уорда, который выбыл из проекта на ранней стадии.

Они назвали себя Heaven & Hell, чтобы избежать путаницы с Sabbath под руководством Оззи, которые незадолго до этого закончили гастролировать. Но, конечно же, Heaven & Hell были Sabbath во всём, кроме названия. The Devil You Know, их единственный альбом, обладал безошибочно узнаваемым звучанием. Вдохновлённый монументальными риффами Айомми, Дио выдал своё лучшее выступление с 80-х годов. Он ушёл на высокой ноте. “Это”, – говорит Айомми, – “было чудесно”.

11. Technical Ecstasy (1976)

После шести отличных альбомов за столько же лет Sabbath дали осечку на Technical Ecstasy. “Мне он нравился”, – говорит Айомми. “Но с него действительно начался спад”. К удивлению многих, Sabbath отвели заметную роль на этом альбоме приглашённому клавишнику Джеральду Вудроффу. Журнал Melody Maker похвалил группу за способность “ломать стереотипы и при этом создавать захватывающую музыку”. Многие преданные фанаты сочли альбом отстоем.

Истина где-то посередине. Некоторые песни, например, Back Street Kids, звучат банально. Но есть и отличные песни, в том числе развязная Dirty Women и баллада, спетые Биллом Уордом, которую позже исполняли вживую Guns N' Roses, с названием, которое как нельзя лучше характеризует альбом: It's Alright.

10. Never Say Die! (1978)

Если название альбома когда-либо и было ложным, то это оно. После увольнения Оззи Осборна в 1979 году Never Say Die! стал последним студийным альбомом, записанным оригинальным составом Black Sabbath. И таким он и остаётся, учитывая отсутствие Билла Уорда на альбоме-камбэке группы, 13.

Кратковременно покинув Sabbath в 1977 году, Оззи, по его собственному признанию, был “разбит” во время записи Never Say Die! Но даже с таким вокалистом Sabbath выдали проблески былого величия на взрывном заглавном треке, медленном буги A Hard Road и красивой, джазовой Air Dance с Доном Эйри (Rainbow/Deep Purple) на фортепиано. Наряду с Technical Ecstasy, это самый недооценённый альбом Sabbath.

9. 13 (2013)

Он стал важной вехой: первый альбом Sabbath с Оззи с 1978 года. А теперь он имеет ещё большее значение, как последний альбом Black Sabbath.

13, спродюсированный Риком Рубином, не оправдал всех надежд фанатов Sabs. Билл Уорд отсутствовал из-за контрактных споров. Его заменил барабанщик Rage Against The Machine Брэд Уилк, который, обладая мощью, не обладал грувом и чувством Уорда. Но в целом 13 был триумфом, с отголосками классических ранних альбомов группы в таких ключевых треках, как The End Of The Beginning и God Is Dead?.

Когда вышел 13, Гизер Батлер назвал его “идеальным завершением”. Он оказался прав.

8. Mob Rules (1981)

Второй альбом Sabbath с Ронни Джеймсом Дио был почти так же хорош, как и Heaven And Hell. Mob Rules также стал первым альбомом, который группа записала без Билла Уорда, который ушёл во время их тура 1980 года. Но его заменил Винни Апис, достаточно надёжный, хотя и лишённый некоторой изюминки Уорда.

Центральное место на альбоме занимает Sign Of The Southern Cross, семиминутный эпос, в котором мощь похоронного риффа Айомми сочетается с мистикой текстов Дио. Ещё четыре песни – настоящая классика: Voodoo, Turn Up The Night, воинственный заглавный трек и громоподобная, апокалиптическая Falling Off The Edge Of The World. Но Black Sabbath и Ронни Джеймс Дио больше никогда не поднимутся на такие высоты вместе.

7. Vol.4 (1972)

Master Of Reality был альбомом Sabbath под кайфом. На следующем альбоме королём был кокаин. Записывая Vol.4 в Лос-Анджелесе, группа употребляла так много кокаина, что его доставляли им в коробках из-под стирального порошка. А на Snowblind, этом Sweet Leaf альбома, они воспевали свой новый любимый наркотик. “Здесь я чувствую себя как дома”, – пел Оззи.

Но если кокаин ускорил погружение Sabbath в пучину личного хаоса, то он же побудил их к дальнейшему расширению своих музыкальных горизонтов. Supernaut, самый мощный трек на Vol.4, на полпути превращается в фанк. Wheels Of Confusion обладает сложностью прогрессивного рока. А на фортепианной балладе Changes Оззи рыдает, как раненый Элтон Джон. Vol.4 – это не просто отличный альбом, это памятник чрезмерности.

6. Sabotage (1975)

В названии пятого альбома Sabbath, записанного во время судебного процесса с их бывшим менеджером Патриком Миэном, чувствовался чёрный юмор. Но во время кризиса группа создала ещё один шедевр. Sabotage задумывался как альбом “возвращения к корням”, к тому, что Билл Уорд называл “железным звучанием Black Sabbath”.

Это было очевидно по сокрушительным риффам Symptom Of The Universe и The Writ, последний из которых стал язвительным ответом Миэну. Но в целом Sabotage был таким же обширным, как и Sabbath Bloody Sabbath – его самая нестандартная вещь, Supertzar, с участием хора, которую Уорд назвал “демоническим песнопением”. Это был последний великий альбом золотой эпохи Sabbath с Оззи.

5. Sabbath Bloody Sabbath (1973)

Sabbath отлично провели время, записывая Vol.4 в Лос-Анджелесе, и вернулись, чтобы начать следующий альбом. Но Айомми был вымотан и страдал от творческого кризиса. Только когда группа переехала в замок Клеруэлл в Глостершире – где, как им казалось, они видели призраков, – Айомми вновь обрёл вдохновение. Жуткий ореол замка вдохновил его на написание первой песни для альбома: заглавного трека, в котором было не один, а два его величайших риффа.

И готовый альбом оказался ещё более авантюрным, чем Vol.4. В гипнотическом Spiral Architect использовалась струнная секция, а на Sabbra Cadabra – позже перепетом Metallica – на фортепиано играл Рик Уэйкман, которому заплатили пивом. “Для меня”, – говорит Айомми, – “Sabbath Bloody Sabbath был вершиной”.

4. Master Of Reality (1971)

После огромного успеха альбома и сингла Paranoid Sabbath не стали пытаться написать ещё один хит. Вместо этого они выпустили, пожалуй, самый тяжёлый из всех альбомов Sabbath. “Master Of Reality был экспериментом”, – говорит Айомми. “В таких песнях, как Children Of The Grave и Into The Void, мы опустили строй на три полутона для более плотного звука, с большей глубиной”.

В результате получился альбом, который стал образцом для стоунер-рока, сладжа и дум-метала. Sweet Leaf – квинтэссенция гимна любителей покурить травку, который начинается со звука Айомми, подавившегося косяком. И на контрасте с ним – тихая красота Solitude, которую гитарист назвал “первой песней о любви, которую мы когда-либо написали”.

3. Heaven And Hell (1980)

Для многих пуристов Sabbath – это не Sabbath без Оззи. Но для Гизера Батлера Heaven And Hell – первый альбом группы с бывшим вокалистом Rainbow Ронни Джеймсом Дио – так же хорош, как и первые пять, которые они сделали с Оззи. И он прав. Не испугавшись задачи заменить, казалось бы, незаменимого, Дио вдохнул новую жизнь в группу, которая находилась в упадке на протяжении пяти лет.

Его мощный, богатый мелодичный голос и поэтические тексты добавили новое измерение музыке Sabbath, эпический размах, иллюстрируемый колоссальным заглавным треком альбома и зловеще атмосферным Children Of The Sea. А на Neon Knights, одной из самых тяжёлых песен, которые когда-либо записывали Sabbath, Дио доказал, что является величайшим метал-вокалистом всех времён.

2. Black Sabbath (1970)

Записанный за один день дебютный альбом Sabbath вышел в пятницу, 13 февраля 1970 года – символическая дата. Заглавный трек и N.I.B. стали наиболее мощными примерами элементарной силы Sabbath. Но в других местах прослеживаются отголоски блюза и психоделики. Как говорит Рик Рубин: “Sabbath всегда были грувовой, душевной группой”.

Рецензии, по воспоминаниям Тони Айомми, были “ужасными”. Журнал Rolling Stone высмеял как музыку, так и оккультные образы, заявив, что альбом – это “пустышка... как будто Vanilla Fudge играют неумелую дань уважения Алистеру Кроули”. Но в Америке Black Sabbath был продан тиражом в миллион экземпляров. В Великобритании он попал в Топ-10. И со временем он будет признан знаковым альбомом в эволюции хэви-метала.

1. Paranoid (1970)

Выпущенный всего через семь месяцев после дебюта, второй альбом Sabbath является их шедевром.

Три из восьми треков – бессмертная хэви-метал классика: War Pigs, катаклизмическая песня протеста, которая нашла мощный отклик в эпоху Вьетнама; Iron Man, научно-фантастическая фантазия, движимая сокрушительным риффом Айомми; и, конечно же, сам Paranoid, который был написан за 25 минут и стал самой известной песней Sabbath, попав в Топ-5 британского хит-парада и посодействовав тому, что альбом занял первое место. От самой авторитетной метал-группы – самый авторитетный метал-альбом.

В каком порядке выходили альбомы Black Sabbath?

Вот список студийных альбомов Black Sabbath в хронологическом порядке:

  • Black Sabbath (1970)
  • Paranoid (1970)
  • Master of Reality (1971)
  • Vol. 4 (1972)
  • Sabbath Bloody Sabbath (1973)
  • Sabotage (1975)
  • Technical Ecstasy (1976)
  • Never Say Die! (1978)
  • Heaven and Hell (1980)
  • Mob Rules (1981)
  • Born Again (1983)
  • Seventh Star (1986)
  • The Eternal Idol (1987)
  • Headless Cross (1989)
  • Tyr (1990)
  • Dehumanizer (1992)
  • Cross Purposes (1994)
  • Forbidden (1995)
  • 13 (2013)

Какой альбом Black Sabbath считается лучшим?

Paranoid, пожалуй, остаётся величайшим – или, по крайней мере, самым заметным – альбомом Black Sabbath. Он был написан и записан всего через четыре месяца после выхода их одноимённого дебюта. По словам барабанщика Билла Уорда, заглавный трек был написан быстро, потому что у группы не хватало материала, чтобы заполнить весь альбом. Это была группа на пике своих творческих сил, и спустя пять десятилетий Paranoid вполне может оставаться их величайшим достижением.

Кто был лучшим вокалистом Black Sabbath?

За свою карьеру Black Sabbath сменили 10 вокалистов: Оззи Осборн, Дэйв Уокер, Ронни Джеймс Дио, Иэн Гиллан, Рон Кил, Дэвид Донато, Джефф Фенхолт, Рэй Гиллен и Тони Мартин. Только пять из этих вокалистов появлялись на релизах Black Sabbath: Оззи, Дио, Гиллан, Хьюз и Мартин. Но кто же из них является лучшим вокалистом Sabbath? Это предмет ожесточённых споров между преданными фанатами, но выбор сводится к Оззи и Дио. Одни предпочитают характерную, непринуждённую манеру пения Оззи, другие считают, что мощный металлический вокал Дио идеально подходил к риффам Тони Айомми.

Какой альбом Black Sabbath был продан самым большим тиражом?

Paranoid является самым продаваемым альбомом Black Sabbath, разошедшимся тиражом около 12 миллионов копий по всему миру. Он принёс группе первый альбом номер один в Великобритании (вторым стал 13 в 2013 году). В Spotify три самые популярные песни Sabbath взяты именно с этого релиза: Paranoid, Iron Man и War Pigs. Сам заглавный трек был прослушан более 703 миллионов раз.