Найти в Дзене
Extreme Sound

Джон Андерсон: Возвращение из бездны и новый альбом True

80-летний экс-вокалист Yes вспоминает, как фактически умер на руках у жены – прежде чем череда событий вернула его к здоровью, творчеству и новому пониманию своего прошлого и будущего. Джон Андерсон выпустил свой 16-й сольный альбом, True, в августе. Вместе с The Band Geeks бывший фронтмен Yes представил работу, которая не только прославляет дух его самой известной группы, но и идеально вписывается в его сольную дискографию. Фраза "ренессанс позднего периода карьеры" слишком часто используется, но трудно подобрать что-то лучшее для описания недавнего подъема в творчестве Джона Андерсона. После широко освещаемой тяжелой болезни в 2008 году, которая привела к его уходу из Yes, группы, доминировавшей в его жизни на протяжении 40 лет, – и последующего восстановления как жизни, так и карьеры, ему пришлось столкнуться с пандемией, будучи человеком с хрупким здоровьем. Однако за последние несколько лет он обрел вдохновение из неожиданного источника. "Во время Covid я не мог много выходить,

80-летний экс-вокалист Yes вспоминает, как фактически умер на руках у жены – прежде чем череда событий вернула его к здоровью, творчеству и новому пониманию своего прошлого и будущего.

Джон Рой Андерсон (род. 25 октября 1944) — британский музыкант, первоначальный лидер и вокалист прогрессив-рок-группы Yes. Также известен сольным творчеством и совместной работой с греческим музыкантом Вангелисом в составе дуэта Jon and Vangelis.
Джон Рой Андерсон (род. 25 октября 1944) — британский музыкант, первоначальный лидер и вокалист прогрессив-рок-группы Yes. Также известен сольным творчеством и совместной работой с греческим музыкантом Вангелисом в составе дуэта Jon and Vangelis.

Джон Андерсон выпустил свой 16-й сольный альбом, True, в августе. Вместе с The Band Geeks бывший фронтмен Yes представил работу, которая не только прославляет дух его самой известной группы, но и идеально вписывается в его сольную дискографию.

Фраза "ренессанс позднего периода карьеры" слишком часто используется, но трудно подобрать что-то лучшее для описания недавнего подъема в творчестве Джона Андерсона. После широко освещаемой тяжелой болезни в 2008 году, которая привела к его уходу из Yes, группы, доминировавшей в его жизни на протяжении 40 лет, – и последующего восстановления как жизни, так и карьеры, ему пришлось столкнуться с пандемией, будучи человеком с хрупким здоровьем.

Однако за последние несколько лет он обрел вдохновение из неожиданного источника. "Во время Covid я не мог много выходить, потому что после болезни я был бы первым, кто ушел бы, если бы заразился", - говорит он. "Поэтому я подумал, что просто обновлю свою студию и попытаюсь освоить все эти инструменты, которые у меня есть – они у меня повсюду".

"В то же время кто-то прислал мне видео этого феномена из северного Лондона по имени Джейкоб Кольер. Я ждал, когда кто-нибудь появится и разбудит меня, и вот он. Я просто очарован тем, насколько он блестящ. И он уже проделал довольно много необычной работы. Он постоянно гастролирует, и публика обожает его; я просто подумал, что если он может это сделать, то и я могу".

Этот новый всплеск творчества вдохновил развитие во всех направлениях. Андерсон по-прежнему очень увлечен многими своими проектами, но, несмотря на его недавнюю концертную деятельность с The Band Geeks, запись альбома с ними кажется неожиданной. И вот он перед нами: альбом True, записанный с этой группой первоклассных музыкантов, – удивительная работа. Глубоко прогрессивный, он верен духу Yes, а также наследию плодотворной сольной карьеры Андерсона.

Альбом вращается вокруг двух захватывающих длинных треков, Counties And Countries и Once Upon A Dream. Три другие песни – поп-прог Shine On, душевная Thank God и пронизанная фьюжном True Messenger – уже звучали вживую на недавних концертах группы в США, поэтому именно две более длинные композиции действительно волнуют поклонников Yes.

Альбом не был бы возможен без таланта и виртуозности самих The Band Geeks, группы опытных музыкантов, которые собрались вместе, чтобы для удовольствия записывать кавер-версии рок-классики. "Мой друг Джон Амик, который работает на SiriusXM, прислал мне видео, где эти ребята играют Heart Of The Sunrise", - говорит Андерсон. "Джон дал мне номер Ричи Кастеллано. Я позвонил ему и сказал: "Привет, Ричи, мне нравится, что вы сделали с Heart Of The Sunrise – это так идеально". Потом я предложил нам поехать в турне, играя эпические и классические произведения Yes. Я сказал ему, что ему будет весело".

К счастью, The Band Geeks – не любители. Кастеллано более 20 лет был частью концертного состава Blue Öyster Cult, сначала в качестве их концертного звукорежиссера, затем в качестве басиста, а теперь в качестве мультиинструменталиста, автора песен и иногда ведущего вокалиста. У него был доступ к удивительному количеству музыкантов, включая бывшего клавишника Brand X Криса Кларка. С радостью группа собрала сет из классики Yes, включая Heart Of The Sunrise, And You And I, The Gates Of Delirium и Close To The Edge, гастролируя по США в 2023 году с большим успехом.

Однако Андерсон не хотел ограничиваться концертной деятельностью. "Я сказал Ричи: "Не было бы безумием, если бы мы сделали альбом?" В конце тура он предложил мне прислать ему музыку, чтобы посмотреть, что может получиться. Мы делали это через Zoom – раз или два раза в пару недель я встречался с группой, и мы работали над музыкой".

Очевидно, что большая часть композиции была совместной, Андерсон руководил аранжировками в стиле, который он использовал во времена расцвета Yes, хотя и удаленно, причем группа находилась на Восточном побережье, а Андерсон – на Западном. Их виртуозность воплотила в жизнь врожденный творческий потенциал Андерсона. "Но Ричи был более или менее творческой силой, когда дело доходило до развития структуры определенных песен", - добавляет певец. "С Counties And Countries я отправил ему песню с идеей бриджа, а он вернул ее с полным оркестровым звучанием, и это было невероятно. Это просто взорвало мне мозг".

По мере развития песни становились все более сложными, причем Кастеллано выбирал, какие фрагменты использовать из множества предложенных Андерсоном. "Я отправлял короткие песни, а Ричи возвращал их с расширением или комбинировал с чем-то еще. Мы подошли ко второй большой композиции, Once Upon A Dream, которая является любимой у моей жены. Она происходит из песни, которую я написал восемь лет назад с моим хорошим другом, который пишет музыку для рекламы".

Этот друг – композитор Джонатан Элиас, который также продюсировал части альбома Yes 1991 года Union. Когда Андерсон передал песню, группа превратила ее в прогрессивный эпос. "Ричи "йесифицировал" ее! Он определенно растянул ее. Я спрашивал, нужно ли ей быть такой длинной, а он отвечал: "Подожди, пока я сделаю то, что хочу сделать". День спустя она вернулась – среди прочего – с голосами, возвращающимися из начальной части. Я был очень эмоционально вовлечен, потому что чувствовал, что он построил трек действительно умно.

"Конечно, когда я начал петь ее, я почувствовал себя таким счастливым. Кто бы мог подумать, что то, что начиналось как очень простая идея, станет этим – не шумным как таковым – но красивым, эмоциональным толчком к некоторым текстам, которые я добавил к концу и которые действительно пришли мне в голову. Они просто пришли ко мне, и я начал чувствовать себя очень благодарным".

Хотя на альбом сильно повлиял дух Yes, в нем очень мало прямых стилистических заимствований из их музыки. Одним из исключений является синтезаторное соло Криса Кларка в конце Counties And Countries, которое почти сверхъестественно передает стиль муг-соло Рика Уэйкмана, наиболее очевидных на концертах Yes (как поймут те, кто слышал множество концертных записей плащеносного крестоносца, играющего Starship Trooper). Андерсон очень гордится очевидной данью уважения своему другу.

"Рик должен воспринять это как благословение, что кто-то так его почитает", - говорит он. "Когда мы были в туре и проводили саундчек, Крис начал играть что-то. Я сказал: "Я знаю, что ты делаешь!" Он играл отрывок из Tales From Topographic Oceans. Мы были прямо посреди репетиции, а он просто хотел сыграть это. Это было прекрасно".

Виртуозный гитарист Энди Грациано – тоже настоящая находка. Обязательно возникнут споры о том, больше ли он стилистически похож на Стива Хау или Тревора Рэбина. Но ответ может быть немного и тем, и другим. "Это верно – и он гитарный педагог, он учит детей. Это замечательно. Я думаю, люди будут очень, очень впечатлены им".

Учитывая прогрессивный характер музыки, было ли целью создать альбом, который специально прославляет дух Yes? "Абсолютно. Этот дух присутствовал каждый раз, когда мы общались по Zoom. Некоторые из использованных нами методов специально напоминали то, что мы делали 50 лет назад. И я всегда помню, как, когда я делал это с Риком, он смотрел на меня и как бы говорил: "Что ты имеешь в виду?" Я говорил: "Ну, это что-то вроде азбуки Морзе", [напевает отрывок из трека 1997 года Mind Drive], и Рик играл это.

"С этим новым альбомом ты просто пробуешь что-то, а потом, пару дней спустя, это возвращается. Ричи и группа возились с этим, и ты думаешь: "Боже мой, это действительно безумие". Мы просматривали идеи, и я спрашивал Кристофера, клавишника: "Можешь ли ты просто сделать что-то вроде "да-да-да"? И он просто делал это!

"Я помню, как мы сделали песню True Messenger – которую я написал с моим другом [Джейми Данлэпом], который пишет музыку для South Park! Он отличный автор идей. Я отправил ее Ричи, и он превратил ее в мощную идею. Я сказал, что в конце нужно действительно мощное гитарное соло. Поэтому вместо того, чтобы позволить песне затихнуть, он внезапно добавил североафриканские струнные и это потрясающее соло. Я просто сказал: "Вот оно. Спасибо!"

"В этом была радость спонтанной работы с группой, которую обычно делаешь в студии с несколькими людьми одновременно, все пытаются справиться со следующей частью песни. Это то, что Yes делали с Close To The Edge. Мы сделали это в 12 разных сегментах, я думаю. Мы не могли просто написать это и сделать – это нужно было делать по частям. Это был похожий процесс; речь идет о вере и любви к тому, что ты пытаешься сделать. Так что оба альбома, с разницей более чем в 50 лет, оказались очень, очень интересными во многих отношениях".

Сильные эмоции, кажется, являются темой лирического содержания True, как и духовность, которая является постоянной темой. "Я думаю, что смысл Counties And Countries, в частности, заключается в том, что мы здесь по одной причине и только по одной, и это – найти связь с божественным внутри – идея пробуждения к своему высшему "я" в конце концов и готовность быть принятым в божественную энергию, которую мы все заслуживаем.

"Можно говорить о религии так, о религии этак, но потом ты читаешь Руми [персидского поэта и философа XIII века] или некоторых других людей, которые записали действительность того, почему мы здесь. Ясно, что это для того, чтобы проснуться и мечтать: мы могли бы превратить этот мир в Эдемский сад для всех, а не только для богатых.

"Мы просто ездили по штату Нью-Йорк, и я никогда в жизни не видел столько деревьев; тысячи и тысячи их. Было довольно великолепно видеть это, и песня отражает это. Слова "только для тебя" являются ключевыми: "только для тебя, чтобы быть принятым тобой" – твоим высшим "я". Вот почему ты здесь; необходимость сделать это личным подарком каждому. Вот о чем я с волнением пою в этой песне.

"Я с таким же волнением пою Once Upon A Dream, потому что есть это прекрасное взаимодействие между вступлением и своего рода лирическим танцем позже. Ближе к концу Ричи играет одно из самых красивых гитарных соло, и вокальная линия повторяется, что он добавил".

Девять треков True прекрасно упорядочены – в основном работа Андерсона – и заканчиваются душевной нотой Thank God, песней, явно написанной для его жены. "Я был в Ванкувере, работая над альбомом с Yes [The Ladder 1999 года], и у нас были рождественские каникулы, поэтому мы с Джейн поехали навестить Робина Кроу, друга, у которого есть дом недалеко от Нэшвилла", - говорит певец. "У него прекрасная студия, и мы написали альбом, и Thank God была одной из песен, хотя альбом так и не был выпущен.

"Я отправил ее Ричи и предложил ему попробовать. Это очень простая, минималистичная музыка, и он прекрасно ее собрал. Я пел ее два дня назад в Нью-Джерси; моя жена была в первом ряду, и я пою ей, а она смотрит на меня и говорит: "Правильно произноси слова!" Опасность всей этой музыки заключается в том, что ты понимаешь, что слова приходят с легкой нервозностью. Поэтому ты думаешь: "Хорошо, я должен помнить середину Awaken, например, и я иногда забываю фрагменты".

В середине True есть набор более коротких, более простых песен, которые больше похожи на его сольное творчество. Он тоже очень любит эти произведения. "Я люблю Build Me An Ocean. Я написал ее с другим хорошим другом, который делает записи для фильмов, Джимми Хауном [который также играл на Union]. Я просто наткнулся на нее однажды днем, но она действительно подходит для альбома. Она как бы немного успокаивает после интенсивности Counties And Countries".

Стилистическое отличие заключается в Make It Right, которая имеет замечательную часть в стиле госпел в конце, что вряд ли было бы возможно на альбоме Yes любой эпохи. "Это определенно Ричи и группа", - говорит Андерсон. "У них была идея для этой части в конце песни. Я предложил им повторить ее еще несколько раз. Это очень похоже на Graceland Пола Саймона; мне потребовалось немного убеждения, чтобы оставить это, но теперь я думаю, что это здорово".

The Band Geeks
The Band Geeks

Есть также Realization Part Two – хотя части первой, по-видимому, не существует. Пока. "Ричи сказал: "Как ты собираешься назвать ее?" И я сказал: "Realization", а он сказал: "Нет, это не работает. Realization Part Two". Просто".

Андерсону 25 октября исполняется 80 лет, и он кажется в прекрасной форме для своего возраста. Но что он думает о старении? "Я фактически умер на руках у жены", - говорит он о своей болезни 2008 года. "В основном, я не мог перестать кашлять. Я думаю, у меня просто осталось после гастролей, где они использовали много дыма для освещения, чтобы оно выглядело лучше. И в этом дыму было что-то, что действительно повлияло на меня. Оглядываешься назад и говоришь: "Ну, это должно было случиться". Я не хотел, чтобы это случилось, но я был просто пойман в ловушку физической жизни, и Джейн была рядом со мной.

"Когда я пою Thank God для нее, я на самом деле пою о периоде до того, как встретил ее. Я действительно видел ее в своих медитациях. Поэтому, когда я встретил ее, я просто пожал ей руку и подумал: "Мы поженимся позже; я люблю тебя".

Хотя его голос, безусловно, созрел и немного постарел за эти годы, он в невероятной форме для человека его возраста. "Я чувствую такую благодарность и иногда удивляюсь, что выхожу на сцену и напеваю без особых забот. Есть определенная энергия, которую ты приобретаешь в течение определенного периода времени, когда поешь. Но временами ты чувствуешь, что это не ты; это кажется подсознательным. Когда мне нужно взять высокую ноту, например, "I get up, I get down" [из Close To The Edge], я задаюсь вопросом, смогу ли я взять ее на этот раз. Когда я подхожу к ней, я надеюсь, что все будет хорошо,... а потом вот она. "Спасибо" – это все, что я могу сказать".

Джон Андерсон
Джон Андерсон

Делает ли он что-нибудь, чтобы поддерживать свой голос в форме? "О, леденцы! Это в основном то, что я использую; это Chloraseptic. Я должен сделать для них рекламу. Я использую их каждый день – хотя это может быть опасно, когда ты сосешь леденец и пытаешься петь одновременно".

Физические упражнения также были важной помощью. "Я начал ходить чуть больше года назад. Я живу в месте, очень похожем на [родной город в Ланкашире] Аккрингтон; топография та же. Я живу в горах, и каждое утро хожу гулять. Потом, примерно через шесть месяцев таких прогулок, я начал бегать трусцой, а теперь я бегаю трусцой и хожу пешком. Я занимаюсь по 10 минут каждым видом, и это действительно помогло мне оставаться в такой форме, в какой я хотел бы быть в этом возрасте.

"Я только что закончил свои часовые упражнения и слушал музыку, которую написал несколько лет назад, но думал о новом альбоме. Это будет еще одним испытанием – отправиться в турне и исполнить его. Это будет здорово".

Он сомневается, что они исполнят весь альбом: "Я не знаю, сможем ли мы; я бы не хотел делать это все, а потом все говорят: "А как же Close To The Edge?" Но было бы хорошо сыграть больше, чем те три песни, которые мы сейчас исполняем".

Мы отмечаем, что наследие Heart Of The Sunrise, которая послужила катализатором для большей части недавней активности Андерсона, занимает большое место на альбоме, вплоть до дерзкой лирической ссылки на нее в середине Once Upon A Dream.

"Мы все стремимся к сердцу одного и того же восхода солнца. Когда я думаю о названии альбома, True, я думаю, что это понимание того, что такое эта музыка, что она значит для многих людей, что она значит для меня. Мы должны быть верны себе и верны идее Yes и не бояться говорить об этом.

"Я сказал Ричи, что это своего рода чудо, что мы делаем это, как будто нам суждено быть вместе. Возможно, это на следующие два или три года, возможно, дольше; кто знает. Но создание такого альбома, как True, – это, как мне кажется, как размахивание большим флагом. Спасибо, спасибо, Боже. Большое спасибо".