Привет, уважаемая публика!
Ох уж эти люди - всегда им чего-то не хватает! Вот и мне стало мало запаса хода нашего электромобиля Nissan Leaf II. И вот что я придумал...
Вместо предисловия
Считается, что чем меньше колёса, тем ниже расход у электромобиля. Вот я и решил проверить это на себе. Тем более, что при относительно небольшой ёмкости батареи, (40 кВтч брутто), даже дополнительные 10 км запаса хода будут совсем не лишними. А если запас увеличится на 20-30 км - вообще шикарно!
Всё началось весной этого года, когда я задумал переобуть наш электромобиль Nissan Leaf II с колёс 17-го диаметра на R16. Начал мониторить объявления на предмет покупки дисков R16...
В мае мне подвернулся прекрасный вариант! Лифовод Ильгиз выставил на продажу оригинальный комплект колёс R16 от Nissan Leaf ZE1. Я скатался за ними из Казани в Туймазы - ездил на Лифе, конечно же.
Колёса оказались в превосходном состоянии, с оригинальными шинами "Bridgestone" с минимальным износом. Кроме того, Ильгиз предоставил свой гараж, чтобы сразу же переобуть моего Лифа, поэтому обратно я ехал уже на R16. Хочу выразить Ильгизу огромную благодарность за то, что дождался и помог с переобувкой!
Таким образом, наш Leaf переобулся с 215/50 R17 на 205/55 R16.
Затем была достаточно продолжительная канитель с переносом оригинальных датчиков давления на новые колёса, о которой, пожалуй, расскажу отдельно.
Ну а потом я начал наблюдать: дала ли смена колёс эффект по уменьшению расхода, или нет?
Первый межгород
На самом деле, наблюдать я начал уже на обратном пути из Туймазов в Казань, ведь туда ехал на R17, а обратно уже на R16. И средний расход на маршруте "Туймазы - Казань" получился точно таким же, как и на маршруте "Казань - Туймазы": 13,3 кВтч/100 км:
И, на первый взгляд, уменьшения расхода не произошло. Но стоит учесть тот факт, что если туда я ехал по большей части без печки и и иногда включал кондиционер, то обратно, в ночи, возвращался уже с печкой, с постоянно включенным ближним светом, (иногда - с дальним) и с дополнительным грузом в виде четырёх колёс R17 в багажнике.
Поэтому я не стал делать скоропалительных выводов, и продолжил наблюдать дальше.
Рекорд по минимальному среднему расходу
Наблюдал долго - сейчас уже ноябрь. Что удалось выяснить?
Во-первых, в сентябре удалось зафиксировать минимальное значение среднемесячного расхода. Это случилось по итогам августа - 12,4 кВтч/100 км. А в начале августа показатель среднего расхода опускался ещё ниже - до значения 11,7 кВтч/100 км:
Подчеркну, что за два с половиной года эксплуатации Лифа такого низкого расхода я не видел ни разу. Понятно, что на короткой дистанции, при движении под горку и т.п. замечал и 9 кВтч/100 км. Но здесь 11,7 кВтч на пробеге почти 500 км, и 12,4 кВтч/100 км за месячный пробег полторы тысячи километров.
Замер фактического запаса хода и сравнение его с предыдущим
В конце июля я провёл очередной эксперимент: замерил реальный запас хода. Четыре дня выкатывал, (подробности расскажу отдельно) и получилось так, что со 100% заряда до появления значка черепашки проехал 236 км.
Посмотрел все предыдущие замеры: ни разу такого большого значения не было. Ближайшее, с чем можно сравнить: проверка запаса хода в апреле 2024 года: тогда, также за 4 дня, удалось проехать до черепашки 220 км.
Да, тогда весной иногда работала печка, а в июле изредка работал кондиционер (особой жары в те дни не было, температура колебалась от +16 до +23 гр.). И разница составляет 16 км в пользу июля на R16.
То есть реальный запас хода вырос на 7%. Много это или мало? Высказывайтесь в комментариях, я читаю все из них.
Уменьшение среднего расхода год к году
Ни в июле, ни в сентябре я не торопился писать этот материал. Хотел дождаться конца октября и посмотреть, какой средний расход получится по итогам этого осеннего месяца.
Ведь наблюдение за ежемесячным расходом я начал как раз в октябре прошлого года. Таким образом, можно будет сравнить данные год к году. Октябрь 2023-го отъездили на R17, октябрь 2024-го - на R16.
И вот какая разница выявилась. По итогам октября-2023 средний расход зафиксировался на отметке 17,7 кВтч/100 км:
А по итогам октября-2024 уже 15,9 кВтч/100 км:
То есть на R16 расход оказался на 10% ниже, чем на R17.
Масса колёс
Стоит сказать и о том, насколько уменьшилась масса каждого колеса.
Вот я взвешивал колесо на оригинальном диске R17 с шиной DUNLOP 215/50 R17 - 22,6 кг:
А здесь взвесил колесо на оригинальном диске R16 с шиной Bridgestone 205/55 R16 - 20,5 кг
То есть каждое колесо стало легче на 2,1 кг. В общей сложности, неподрессоренные массы удалось уменьшить на 8,4 кг. И это не тоже самое, что вытащить 8 кг груза из салона.
Так есть выгода, или нет?
Переход на меньшие колёса даёт эффект уменьшения расхода и, соответственно, увеличение запаса хода, или нет?
По моим впечатлениям: да, даёт. Но относительно небольшой. В моём случае средний расход в рамках одного и того же месяца уменьшился на 10%, а запас хода, (при не самом корректном сравнении, ибо разные месяца), увеличился на 7%.
Но всё же я склоняюсь к тому, что диски меньшего диаметра и более лёгкие колёса электромобилю приводить в движение легче. И, соответственно, расход в этом случае становится меньше, а запас хода чуть больше.
"Чуть" - правильное слово, на мой взгляд. Не стоит ожидать увеличение запаса хода на 10-20-30% - увы, при прочих равных, такое нереально.
Но и лишние 16 км запаса хода - совсем не лишние. По крайней мере, для меня. Ну и плавность хода на R16 выше, да и шума поменьше - это факт.
Так что, переходом с R17 на R16 я доволен. Оно того стоило.
-------
Теперь вам слово - высказывайтесь в комментариях и подписывайтесь на канал - впереди много интересного!
--------