В августе 1829 года бриг «Кипр» вышел из порта города Хобарт, направляясь к заливу Маккуори, где располагалась колония для особо опасных преступников. Судно везло припасы и 31 заключённого, приговорённого к каторжным работам в печально известной тюрьме-поселении. Однако сильный ветер заставил судно остановиться в заливе Рише на юге Тасмании. В этой тишине и скрытой бухте заключённые решились на отчаянный шаг: они подняли восстание, обезвредили охранников и захватили корабль. Так начался один из самых удивительных побегов в истории австралийской каторжной эпохи.
Лидером бунта стал 37-летний заключённый по имени Уильям Своллоу. Вероятно, он был единственным среди заключённых, кто умел управляться с судном, поэтому, по пиратской традиции, его избрали капитаном. Своллоу был моряком на небольших судах, перевозивших уголь вдоль берегов Англии, но в какой-то момент ему наскучила монотонная жизнь, и он решил сменить занятие на более опасное – стал взламывать суда, стоящие в портах, и обворовывать портовые дома. Однако удача вскоре отвернулась от него: полиция, подозревая Своллоу в серии недавних краж, обыскала его дом и обнаружила большое количество украденного имущества. После этого его немедленно отправили в тюрьму.
В 1821 году Своллоу, тогда известный под именем Уильям Уокер, был признан виновным в краже со взломом и приговорён к ссылке в Землю Ван-Димена (нынешняя Тасмания) на семь лет. Но отправляться на другой конец света, подальше от своей жены и троих детей, он не собирался. Первая попытка побега произошла ещё до отплытия из Англии: Своллоу прыгнул с судна, на котором его перевозили на тюремную баржу в ожидании следующего корабля в Австралию. Добравшись до родного города, он вскоре был схвачен и обвинён в возвращении из ссылки. На этот раз его отправили прямиком в Землю Ван-Димена.
Через восемь месяцев после прибытия в Хобарт Уильям Своллоу предпринял вторую попытку побега. Он и трое других заключённых захватили небольшую шхуну, пересекли Бассов пролив и добрались на север до берегов современного города Вуллонгонг. Однако их судно село на мель, и они были вновь схвачены. Наказание для Своллоу было суровым: 150 ударов плетью и перевод на тяжёлые работы в поселение для каторжников в заливе Маккуори. Но Своллоу вновь удрал, спрятавшись на торговом судне, направлявшемся в Англию. Там он некоторое время жил на свободе, пока его не нашли в 1828 году. На этот раз ему вынесли пожизненный приговор и снова отправили в Землю Ван-Димена.
Это может быть интересно:
===================
Но и это не сломило его дух. Вскоре после возвращения в Хобарт Своллоу вновь попытался сбежать, пробравшись на корабль, который совсем недавно доставил его сюда. Однако к тому времени охранники уже хорошо знали все уловки беглецов, и его сняли с судна до отплытия. За это его снова пороли и отправили прямиком в залив Маккуори на борту брига «Кипр». Но в 1829 году, не теряя ни минуты, Своллоу и другие каторжники захватили корабль, обезвредив охрану.
13 августа, когда «Кипр» был заблокирован сильным ветром в заливе Рише, заключённые решились на смелую атаку. Они напали на охрану, захватив судно в полной неожиданности для своих тюремщиков. Солдат, капитана и команду высадили на берег, а на следующее утро подняли якорь и развернули паруса. Под радостные крики троекратного «ура!» корабль взял курс в открытое море.
Властям казалось очевидным, что беглецы попытаются пересечь Тихий океан, затопить «Кипр» и выдать себя за моряков, потерпевших крушение, в каком-нибудь ничего не подозревающем порту Южной Америки. Но у Своллоу и его сообщников был совершенно другой план, когда Земля Ван-Димена исчезала за горизонтом.
«Кипр» был загружен продовольствием, так как вёз припасы, которых должно было хватить для поселения в заливе Маккуори на всю зиму. Своллоу взял курс на Новую Зеландию, где вместе с командой они перекрасили корпус судна в чёрный цвет и переименовали его в «Друзья Бостона». Теперь, под видом американского судна, они направились на север, к Островам Дружбы, которые сегодня известны как Тонга.
Однако эта часть путешествия оказалась полна испытаний. В одном из штормов они потеряли человека за бортом, а общий дух, который объединил каторжников в момент захвата «Кипра», начал угасать. Когда судно достигло острова Тонгатапу, семь человек решили остаться на острове и отказались плыть дальше. Своллоу же повёл корабль дальше на север и, пройдя экватор, после невероятного пути в 12,5 тысяч километров, добрался до юга Японии. В январе 1830 года «Кипр» бросил якорь в тихой бухте острова Сикоку, надеясь пополнить запасы дров и пресной воды.
Однако Япония в то время была весьма недружелюбна к иностранцам. Несмотря на языковые барьеры, японцы ясно дали понять, что корабль должен уйти до захода солнца, иначе по нему откроют огонь. Своллоу принял предупреждение всерьёз и попытался отплыть, но, к несчастью, судно застыло в безветрии. Как только солнце начало клониться к горизонту, японская береговая батарея открыла огонь. Один из выстрелов пробил корпус на уровне ватерлинии. К счастью, ветер подул в последний момент, и Своллоу тут же поднял паруса, чтобы уйти от обстрела. Корабль начал путь вдоль цепи островов Рюкю, затем пересёк Восточно-Китайское море, при этом постоянно набирая воду.
В феврале 1830 года «Кипр» оказался у побережья Китая, неподалёку от устья реки Чжуцзян. К этому моменту корабль протекал так сильно, что команда вынуждена была работать насосами круглосуточно, чтобы он не пошёл ко дну. Многие из членов экипажа устали и хотели бросить судно, но Своллоу не собирался так легко сдаваться, несмотря на опасность быть обнаруженным британскими торговыми или военными судами в этом районе. Однако недовольная часть экипажа пошла на решительный шаг: пробравшись в трюм, они пробили дыру в корпусе, и «Кипр» начал быстро погружаться в воду. После этого они забрались в спасательную шлюпку и покинули судно. Своллоу и несколько оставшихся ему верных людей попытались остановить приток воды, но вскоре поняли, что это бесполезно, и были вынуждены последовать за остальными в оставшейся шлюпке, направившись к ближайшему порту — в Кантон (Гуанчжоу).
Неожиданное появление британских подданных в торговом анклаве моментально привлекло внимание местных чиновников Ост-Индской компании. Уильяма Своллоу пригласили на встречу в их офис, где его подвергли продолжительному допросу.
Поскольку новость о захвате «Кипра» ещё не добралась до этого отдалённого порта, Своллоу представился как капитан Уильям Уолдон, бывший командир 200-тонного английского брига «Эдвард». Его история представляла собой смесь правды и вымысла. Своллоу заявил, что судно покинуло Лондон 14 декабря 1828 года и направлялось в Рио-де-Жанейро, после чего пересекло Тихий океан и достигло Японии, где подверглось обстрелу. Он утверждал, что «Эдвард» начал набирать воду, пока они пытались добраться до Манилы, но в конце концов затонул недалеко от Формозы (Тайвань).
Своллоу рассказал чиновникам Ост-Индской компании, что он и его команда пересели в спасательные шлюпки и направились к китайскому побережью. Однако на пути он потерял контакт со второй шлюпкой. Подтверждая свою историю, он продемонстрировал секстант с выгравированным названием судна и прибыл в лодке с надписью “Edward of London”. Эту историю Своллоу и его команда придумали уже давно, на подобный случай. Благодаря этим доказательствам его рассказ был признан правдивым, и чиновники Ост-Индской компании предложили Своллоу и его спутникам бесплатное место на торговом судне, на котором они вскоре отправились в Лондон из Кантонского порта.
Всего через несколько дней в Кантон прибыла вторая шлюпка, и её пассажиры также утверждали, что они — выжившие члены команды «Эдварда», потерпевшие кораблекрушение. Однако их версия истории явно расходилась с рассказом, который предоставил Своллоу. Один из мужчин сразу был задержан, но остальные успели сесть на корабль, отплывающий из порта, и таким образом избежали ареста. Вскоре в Кантон прибыли ещё двое человек с «Кипра», которых обнаружили на одном из островов Рюкю и доставили для допроса. Когда известие о захвате «Кипра» наконец дошло до британского анклава, подозреваемых, уже находившихся под арестом, стали допрашивать более строго, и в конце концов они рассказали правду.
Письмо с предупреждением о Своллоу и его спутниках было отправлено в Лондон на первом же судне, покидавшем порт, с призывом полиции внимательно следить за прибытием подозреваемых. Судно с письмом прибыло в Лондон быстрее, чем команда Своллоу, поэтому к их приходу полиция их уже ожидала. Однако по счастливой случайности Своллоу сошел на берег не в Лондоне, а в Маргейте, избежав таким образом ареста в столице. Остальных же его попутчиков задержали прямо на причале, и лишь через несколько недель удалось выследить самого Своллоу — он скрывался в пансионе в Лондоне под вымышленным именем.
В октябре 1830 года Своллоу и еще четверых предали суду по обвинению в пиратстве. Присяжные признали вину всех, кроме Своллоу, который сумел убедить суд в том, что его вынудили принять участие в мятеже против его воли. Хотя ему удалось избежать наказания за пиратство, оставалась проблема незаконного возвращения в Англию. В результате его снова отправили в Землю Ван-Димена, где он умер в исправительном поселении 12 мая 1834 года.