Найти в Дзене
Тот самый Вобар

Иконы ретро-гейминга: какие игры проложили путь к современным хитам

Оглавление

История домашних видеоигр может показаться сравнительно молодой, но её корни уходят в далёкие времена, когда президентом США был Гарри Трумэн, а Советским Союзом правил Иосиф Сталин. Именно тогда учёные начали экспериментировать с электронными устройствами, стремясь создать простейшие автоматизированные игры. Одним из первых подобных проектов стала игра под названием Bertie the Brain — это был четырёхметровый компьютер, с помощью которого можно было сыграть в привычные «крестики-нолики». Bertie был представлен широкой публике на национальной выставке в Канаде в 1950 году.

В те годы, когда телевизоры ещё не были широко распространены, а большая часть игр проходила на досках или с картами, потребители просто не были готовы к взаимодействию с экранами, тем более с громоздкими устройствами вроде Bertie the Brain. Но в начале 1960-х первая многопользовательская видеоигра Spacewar! произвела фурор среди американских технических энтузиастов. Они запускали её на новом, передовом компьютере PDP-1, стоимостью 120 000 долларов. Эта машина была доступна в основном университетским лабораториям и представляла собой крупное и дорогое оборудование, далёкое от массового рынка. Однако именно с её помощью Spacewar! сумела найти свою первую аудиторию и открыть видеоиграм путь к более широкой популярности.

Настоящий бум пришёлся на 1970-е годы, когда начали появляться игровые автоматы, ставшие символом целой эпохи. Аркадные залы с играми вроде Pac-Man привлекали молодёжь, создавая уникальную культуру, где игроки проводили часы, соревнуясь друг с другом.

Однако всё это вело к главной цели — появлению домашних видеоигр. До того как на рынке появились такие хиты, как Call of Duty, Mortal Kombat и отечественный блокбастер «Смута», начиналась история многомиллиардной индустрии. Именно игры вроде Pong и Pac-Man заложили фундамент для нынешних грандов геймдева и стали основой для будущих игровых легенд.

Вот лишь несколько ранних видеоигр, которые оказали огромное влияние и оставили след в истории развития домашних видеоигр.

Table Tennis (1972 год)
Консоль: The Magnavox Odyssey

Эпоха домашних видеоигр началась с культовой приставки Magnavox Odyssey, которая открыла для широкой публики мир потребительских видеоигр. История её создания уходит в 1966 год, когда небольшая команда инженеров, возглавляемая Ральфом Х. Баэром, человеком, которого сегодня заслуженно называют «отцом видеоигр», приступила к разработке этого новаторского устройства. Спустя несколько прототипов и доработок, Odyssey поступила в продажу в 1972 году, принеся что-то совершенно новое в дома потребителей. Примечательно, что Odyssey не была компьютером в современном понимании. В конструкции этой приставки не использовались ни микропроцессоры, ни сложные микросхемы — в ней было всего 40 транзисторов и 40 диодов, работающих прямо с видеосигналом, который транслировался на телевизор. Игры для Odyssey шли в двух форматах: встроенные в саму систему или в виде картриджей, которые продавались отдельно. Картриджи не имели никаких микросхем или данных — они просто переключали контакты (если испытали боль от этой формулировки, прошу прощения) в приставке, изменяя правила игр.

Конечно, в 1972 году Odyssey, продававшаяся по тем временам за внушительные 99 долларов, не стала мгновенным хитом. Чёрно-белая графика, представленная примитивными линиями и квадратами, казалась архаичной, даже по меркам тех лет. Чтобы сделать приставку более привлекательной, Magnavox добавила к ней физические аксессуары — игральные кости, карточные колоды и фишки для покера — делая Odyssey похожей на настольные игры, популярные в то время. В конечном итоге, несмотря на умеренный коммерческий успех и проданные 350 000 единиц, Magnavox смогла заработать свыше 100 миллионов долларов, благодаря выигранным судебным искам против конкурентов, которые пытались присвоить её технологии.

Одной из самых известных игр на Odyssey стала Table Tennis («Настольный теннис»), где игроки управляли «ракетками», стараясь отбивать виртуальный мяч в сторону соперника. Несмотря на простоту геймплея, игра увлекала пользователей, хотя даже не имела встроенного счётчика очков — их приходилось считать вручную.

Это может быть интересно:
===================

Home Pong (1975 год)
Консоли: Sears Tele-Games и Atari Home Pong

Хотя Home Pong и не была первой домашней видеоигрой, именно она стала первой сенсацией, покорившей массового пользователя и запустившей великую историю компании Atari. Благодаря этому продукту фактически началась эра всей игровой индустрии. Основатель Atari Нолан Бушнелл вместе с Тедом Дабни уже произвели фурор в 1972 году, когда представили аркадную версию Pong, которая тут же захватила внимание публики. Они переработали игру Table Tennis, добавив в неё звук, счётчик очков и возможность закрутки мяча — именно эти новшества сделали её захватывающей и моментально популярной.

-2

Однако успех вскоре привёл к юридическим неприятностям: компания Magnavox подала иск против Atari, обвиняя её в нарушении авторских прав. Чтобы уладить спор, Atari согласилась платить лицензионные отчисления, после чего адаптировала Pong для домашнего использования.

-3

Первая домашняя версия Pong появилась в продаже исключительно в сети магазинов Sears и выпускалась под их брендом как лимитированная консоль. К Рождеству 1975 года игра стала одним из самых популярных товаров в сети Sears, превратившись в настоящий хит продаж. Огромный успех вдохновил Atari выпустить Pong под своим собственным именем, что помогло компании укрепиться на рынке и подготовить запуск своей культовой консоли Atari 2600 в 1977 году.

Spitfire (1977 год)
Консоль: Fairchild Channel F

Сегодня приставка Channel F почти забыта, но в своё время она стала настоящим прорывом и предвосхитила появление таких известных консолей второго поколения, как Intellivision, Atari 2600 и ColecoVision. Её цена составляла 169 долларов — это свыше 800 долларов в пересчёте на современные деньги, но за эти деньги покупатели получали устройство с по-настоящему революционными возможностями.

-4

Channel F стала первой домашней консолью, оснащённой микропроцессором, а также первым в мире джойстиком. Но главным новшеством было использование сменных игровых картриджей с играми на базе ПЗУ (постоянного запоминающего устройства), что резко отличало её от консолей, где игры были встроены заранее. В самой приставке было всего две встроенные игры — «Хоккей» и «Теннис», все остальные предлагались в виде отдельных картриджей. За создание этой революционной технологии мы обязаны Джерри Лоусону, инженеру из Кремниевой долины, которого сегодня называют отцом видеоигрового картриджа.

Название Channel F (где "F" означает Fun — «веселье») полностью соответствовало духу этой консоли. Она предлагала пользователям библиотеку из 26 сменных картриджей, или «видеокарт», каждая из которых продавалась по цене около 20 долларов.

Игра “Spitfire”
Игра “Spitfire”

Среди игр особой популярностью пользовалась "Spitfire" — динамичная воздушная дуэль, где игроки управляли самолётами и соревновались друг с другом. Ещё одной революционной особенностью Channel F стала возможность играть в одиночку против компьютера — это была первая домашняя консоль, где игрок мог соревноваться с «искусственным интеллектом», что открыло новую эру для домашних видеоигр.

Space Invaders (1980 год)
Консоль: Atari 2600 VCS

Когда Warner Communications инвестировала более 100 миллионов долларов в компанию Atari, чтобы создать достойного конкурента Channel F, Atari оперативно выпустила консоль Atari 2600, также известную как Atari Video Computer System (VCS). Оснащённая микропроцессором и поддерживающая сменные картриджи с играми на основе ROM, эта приставка предоставила пользователям возможность играть в разнообразные игры, просто покупая и вставляя картриджи, что стало настоящим прорывом и задало стандарт для индустрии домашних развлечений на многие годы.

-6

Из всех игр для Atari 2600 наибольшее влияние на рынок оказала "Space Invaders" — культовая стрелялка, в которой игрокам предстояло защищать Землю от вторжения инопланетян. Эта японская игра стала первой аркадной игрой, лицензированной для домашней консоли в США, и вышла в продажу в 1980 году. Усовершенствованная графика, запоминающиеся звуковые эффекты и захватывающий игровой процесс позволили "Space Invaders" выделиться на фоне однообразных клонов "Pong", дав сильный импульс развитию индустрии.

-7

После выпуска "Space Invaders" продажи Atari 2600 выросли в четыре раза, и только за первый год было реализовано свыше двух миллионов картриджей с игрой, что сделало её настоящей сенсацией и заложило основу для будущих хитов в игровой индустрии.

Pac Man (1982 год)
Консоль: Atari 2600 VCS

"Pac-Man" — очередная японская аркадная сенсация, завоевавшая миллионы поклонников на приставке Atari в 1982 году и разошедшаяся тиражом свыше миллиона копий. В этой культовой игре игроки управляют жёлтым персонажем по имени Пакман, который перемещается по лабиринту, собирая точки и стараясь избегать четырёх разноцветных призраков, охотящихся за ним.

-8

Хотя аркадная версия имела культовый статус, версия для Atari 2600 столкнулась с резкой критикой: графика и звук оставляли желать лучшего, и это подорвало доверие потребителей к Atari. Несмотря на это, "Pac-Man" стала самой продаваемой игрой для Atari 2600 и произвела культурный фурор. Игра вдохновила на создание множества товаров, включая пижамы, мягкие игрушки, школьные принадлежности и даже тематические завтраки с хлопьями. Успех "Pac-Man" вышел за пределы мира игр, породив музыкальный хит "Pac-Man Fever", который вошёл в Топ-10 поп-чартов, закрепив за игрой статус настоящего феномена 80-х.

Это может быть интересно:
===================