Друзья, в рамках беседы про сенсационные исторические "открытия", совершенные методами ДНК-генеалогии, думаю стоит попробовать разобраться в причинах столь высокой популярности ДНК-генеалогии.
Один из комментаторов (не помню под какой статьёй) высказался следующим образом:
Я бы А. Клесову поставил памятник при жизни - большего вклада в историческую науку никто не внёс. Его заслуга, что он превратил историю из околонаучной беллетристики и продажной девки политики в точную науку.
Собственно в этой цитате как нельзя лучше выражено отношение почитателей ДНК-генеалогии как к исторической науке, так и к деятельности Клёсова.
Подобное отношение - это результат целенаправленных усилий, эдакий обязательный сопроводительный эффект, возникающий в процессе продвижения Клёсовым своих взглядов. Дело в том, что деятельность академика подчиняется конкретной, хоть и не сразу понятной стратегии. Практическое же осуществление этой стратегии выражается в той совокупности методов и приёмов, к которым прибегает Анатолий Алексеевич при создании своей "точной истории".
И поскольку методы Клёсова легко читаемы, то мы получаем возможность не только узреть общую стратегию академика, но и сказать кое-что о целях отца "молекулярной истории".
Успешный маркетинг Клёсова
Устремления основателя "новой науки" видны невооруженным взглядом. Так, например, заявления Клёсова о том, что он радеет за "чистую науку", абсолютно не совпадают с тем, что он делает в действительности.
Это расхождение между словом и делом говорит нам, что способствовать установлению исторической истины Клёсов даже не собирался. В реальном-то научном пространстве Клёсова нет, а это значит, что и "исторические потуги" Анатолия Алексеевича адресованы вовсе не научному сообществу.
Оценивая пути, которые активно использует Клёсов для обнародования своих "выводов", нетрудно понять, что вся его деятельность подчиняется исключительно лишь одной банальной цели - завоеванию сторонников среди непрофессиональной аудитории. Именно ей и адресовано всё, что пишет и говорит академик. Больше никому.
А это уже не наука, это маркетинг. В котором, с целью продать "идею", обильно используется и "научная" лексика, и бесконечные апелляции к "научному подходу" и т.п. Львиная доля тех, кто считает Клёсова "героем" крайне слабо представляет себе - как там оно всё в настоящей исторической науке (а равно как и в археологии, лингвистике, антропологии или этнографии) устроено. На этом-то незнании Клёсов и поднялся. Он якобы раскрыл аудитории "кухню", хотя на самом деле просто заполнил недостаток знаний о ней собственными сказками.
Это называется - создание общественного мнения с целью формирования положительного образа.
Положительный образ лучше всего формируется на контрасте с отрицательным, поэтому на роль "плохишей" назначается академическая наука. Они там все, дескать, ангажированные, пляшут под чужую дудку, не хотят потерять место у кормушки, звания-степени-гранты. Бла-бла-бла. Проходили, знаем. Любой, кто пытался высказать это мнение лично нашим историкам или археологам услышал немало интересного. В том числе и о себе.
Зато поддакивание подобным утверждениям - это прекрасный способ быть услышанным в лагере тех, кто исторической наукой никогда не занимался, но мнение имеет. Вот Клёсов и и поддакивает.
Положительный же образ Анатолий Алексеевич, разумеется, взял себе. Якобы раскрывая "затхлое закулисье" большой науки и представая в глазах аудитории эдаким "просветителем" и "правдорубом", он закономерно становится в один ряд с другими такими же любимцами публики, в числе которых мы повстречаем и Пыжикова, и Склярова, и Задорнова, и Жаринкову, и Фоменко и многих других. Аудитория ведь страсть как обожает подобных персонажей. А если удастся надеть на себя еще и образ "жертвы" то градус пылающей любви возрастает до небес. Умершие к сегодняшнему дню "герои" в глазах своих почитателей уже начинают приобретать черты мученников "от науки", загубленных бездуховными прихлебателями официоза.
После откровений Клёсова, каждый почитатель ДНК-генеалогии теперь железобетонно уверен, что уж он-то точно в курсе как оно там всё "на самом деле" в "реальной" науке работает. Ведь неангажированный и честный учёный врать не станет!
Станет, друзья мои, очень даже станет. Настоящий-то ученый не полезет в чужую ему сферу знаний. Хотя бы потому, что прекрасно понимает - там его квалификация вряд ли окажется выше чем у школьника.
Так что на "подвиги" идут лишь те, кто преследует вовсе не научные цели. Какие? В основном коммерческие, хотя не факт. Среди таковых можно назвать и тщеславие, и желание побывать "невестой на всех свадьбах" - всё что угодно, но только не наука.
Попытка же объяснить свои "подвиги" патриотизмом или жгучим желанием донести до людей правду - это опять же всего лишь формирование положительного образа и не более того.
- Настоящий ученый, не станет сознательно наносить вред науке в целом. А патриот не станет наносить вред отечественной науке.
Так, что риторика академика о патриотизме, его справедливая "борьба" и прочие громкие заявления - это всего лишь пиджак подходящего цвета, чтобы понравиться целевой аудитории.
И это тоже маркетинг. В маркетинге, между тем, широко распространено одно ёмкое выражение, описывающее суть этой деятельности:
- Продавая потребителю дрель, ты продаёшь не механизм со сверлом, ты продаёшь ему отверстие в стене
Мысль до невозможности проста - для получения необходимого результата потребитель должен потратиться на приобретение товара, с помощью которого он этот результат получит. Однако, наряду с "продажей будущего результата" в успешном маркетинге действует еще один принцип:
- Удовлетворяющий потребителя результат должен быть достигнут при минимальном вложении сил
Максимально упрощая, скажу, что вся реклама, и прочий promotion нацелены исключительно на убеждение потребителя, что получить желаемое реально даже "не поднимая ж...пу с дивана", но за небольшую мзду. И если предложение продавца соответствует этим двум ожиданиям, то его товар начинают раскупать как горячие приожки.
Собственно это и сделал Клёсов - он продал потребителю "идею лёгкой науки".
И здесь мы должны задаться вопросом - а что же это за "отверстие в стене", которого так яростно возжелало много народу? Что за "отверстие" столь успешно продал Клёсов?
Ответ мы находим в той прорве высказываний, которыми, как фантиками, мусорит по комментариям экзальтированная публика.
Всём русский мир поперёк горла. Проглотить не могут, давятся, а держат во рту, надеясь, что размякнем! Россия-матушка, любимая, красивая, живи долго, стань наконец , тем, кем ты должна быть!! Бог тебе в помощь!!! Крепись, голубушка, держись, пусть подавятся окончательно!!!
Верю в то, что славяно-арии, очень далёкие предки русских и славян, создали все на нашей Земле, и были самой великой цивилизацией-созидательницей. Конкретно иудеев это бесит.
...я всегда знал это, и везде об этом говорил и говорю: - Славяне - ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, которую всеми силами пытаются унизить и уничтожить.
Вся европейская цивилизация произошла с территории современной России. Это же исторический факт.
Славяне-это Ведрусы, поэтому Ватикан этого и бриться. Ведь они столько столетий выжигали огнём память славян, что они великий народ -Ведрусы, народ который ведал бога.
(все комментарии взяты отсюда)
Цитаты я накопировал за одну минуту из комментариев только к одной лишь статье. А сколько их таких рассыпано по сети - трудно даже вообразить. Именно эта система взглядов и есть то самое "отверстие", которого жаждет аудитория. Его-то Клёсов и продал.
И в этом Клёсов ничуть не оригинален. Всё сделано им аккуратно по учебнику:
- Заинтересовать аудиторию, показав ему результат.
- Дождаться когда потребитель забьётся в истерике и завопит "я тоже так хочу!!!"
- Дать потребителю возможность получать такой же результат, продав ему инструмент
- Профит
Продажей инструмента дело не ограничивается. Необходима инструкция по эксплуатации - это это ещё один товар, который тоже можно продать. Потребителю деваться некуда, инструмент-то уже есть, теперь надо научиться им пользоваться. Несите бабки - научу, ответил Клёсов и выдал очередную книгу.
В инструкции же сказано, что при использовании инструмента соблюдение "техники безопасности" в процессе исторического исследования не только не нужно, но и в некотором смысле вредно. То есть, используемые научным сообществом "подходы" провозглашаются ничем иным как помехой на пути исторического познания.
Вместо этого, Клёсов предложил свои уникальные методы, прозрачно намекнув, что лишь они и являются "истинно научным походом", а всё остальное - русофобия и непрофессионализм. То есть сыграл на обязательном спутнике любого невежества - на желании достичь результата путём наименьших усилий, в сочетании с жаждой ощутить причастность к "большому знанию". А с учетом уже сформированного положительного образа, этот "истинный научный подход" зашел куда надо - со свистом и без предварительных ласк.
Публика же, испустив мегатонны восторженного пара, приняла декларации Клёсова за истинное положение дел и принялась "штамповать" собственные версии прошлого. Как говорится, гуляй рванина, пиши что хочешь! И, что характерно, пишут. Не стесняясь. Не верите? Читайте Борюсика!
- В этом, на мой взгляд, и заключается самый большой вред, который нанёс академик исторической науке - он научил остальных насиловать историю, наплевав на сам принцип научного познания.
А если уж быть до конца откровенным, то Анатолий Алексеевич попросту дал обезьяне гранату. Причем убедил её в том, что применение той гранаты не просто разрешено, но и обязательно, поскольку дело это благородное, правильное и во многом патриотичное.
Но самая мякотка в том, что Анатолий Алексеевич даже здесь не оказался оригинальным!
Как мы уже знаем, Академия ДНК-генеалогии (с "научными" периодическими изданиями и пр.) - это всего лишь калька с Академии Организмики гражданина Тюняева. А вот идея продажи "высоконаучного" товара - это попытка скопировать скандальную деятельность гражданина Петрика. Которого, кстати, в своё время, Клёсов яростно поддерживал. Впрочем, у Клёсова не оказалось соответствующего лобби наверху, так что пришлось ему ограничиться окучиванием невежественной паствы.
Убедить основных игроков
В одном из своих интервью Анатолий Алексеевич заявил:
Я не зря говорил, что в науке главное не что-то внести, а убедить. Поэтому вот эту версию, надо чтобы её восприняли все основные игроки. И вы этим убедили. Тогда честь и хвала...
Эта, казалось бы брошенная мимоходом, фраза, отображает суть взглядов Клёсова. На которых построено здание "новой науки" и от которых пляшет Клёсов, провозглашая свой научный подход в изучении истории.
Это что же получается? Если удаётся убедить, то разумность или обоснованность выводов оказываются уже не столь существенны?
Мне могут возразить, мол, на самом-то деле Клёсов имеет в виду, что "убедить" - означает "пройти испытание критикой" со стороны научного сообщества. И это можно было бы принять за истину, если бы не тот факт, что убедить Клёсов кого-то смог, а вот реального-то испытания критикой его выводы пройти до сих пор никак не могут. Кого же он тогда так старательно убеждал?
Выходит, что убеждает Клёсов кого угодно, но только не представителей науки.
Объясяется это лишь тем, что Клёсов считает важным убедить не абы кого, а неких основных игроков. И снова мне скажут, что под основными игроками академик, якобы и подразумевает научное сообщество.
И снова допустим, что это так и есть. Но как тогда объяснить, что активность Клёсова в сугубо научном пространстве почти равно нулю? У него же почти нет публикаций в общепризнанной специализированной литературе, он не ведёт открытых научных дискуссий - нет ничего, что говорило бы о стремлении Клёсова пройти то самое испытание критикой с целью убедить то самое научное сообщество.
Вместо этого Клёсов выступает на День ТВ, на Славянском радио, ВКонтакте - где угодно, но никак не в научном пространстве.
Не потому ли, что основными игроками он считает вовсе не своих научных оппонентов, а обычных граждан? То есть - нас с вами. И поскольку от самого Клёсова пояснений нет, то мы снова вынуждены обратиться к его делам, по которым и становится видно, что для Клёсова важнее убедить именно нас - непрофессиональное сообщество.
Ведь именно к нам апеллирует Клёсов, нам с вами он излагает свои взгляды, к нам обращается и играет на наших с вами эмоциях. Все говорит о том, что именно мы для него и есть те самые основные игроки.
Таким образом, вся эта мишура - Вестник ДНК-генеалогии, Академия, бесконечное упоминание "научности" - только лишь красочное шоу, которое предприимчивый основатель "новой науки" блестяще разыгрывает перед своими почитателями. Спектакль для разогрева и поддержания ажиотажа вокруг темы, на которой ДНК-генеалогия и паразитирует. Угаснет интерес к теме, погаснет и звезда академика.
Кто-то говорит, что Клёсов - мошенник, но это конечно же не так. Он не мошенник, он скорее уличный коммивояжёр, который пристаёт к прохожим и впыживает им "самые крутые" сковородки "всего за 999 рублей". Собственно товар-то люди получают, так что никакого мошенничества. Да вот только соответствуют ли те сковордки характеристикам, которые столь красочно обрисовал уличный продавец? Да и стоят ли они тех денег, которые выкладывает доверчивый покупатель?
Но несмотря на то, что Клёсова нельзя назвать мошенником, именно на примере телефонного мошенничества мы можем наглядно увидеть всю суть деятельности Анатолия Алексеевича.
Когда мошенник звонит бабушке от имени "полковника МВД", чтобы обманом выманить у неё накопления, он тоже ставит задачей убедить. И от степени убедительности мошенника зависит успешность его мероприятия. Он разыгрывает спектакль, за декорациями которого пустота, не имеющая ничего общего с реальностью. И бабушка, которую убедить удаётся, теряет свои деньги. А вот звонить настоящему отруднику МВД этот мошенник не станет. Потому что тогда он "не пройдет испытания критикой" со стороны "профессионального сообщества".
Поэтому-то Клёсова и нет в научном пространстве, и публикаций его в специализированной литературе нет, и открытых дискуссий - ничего нет. И не будет. Потому что это не наука. Это маркетинг.
Другие публикации по теме:
А на сегодня - йок. Спасибо, что прочитали.