БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ
Из лекций С.В.Стахорского
В античной мифологии и литературе Геракл — персонаж страстной и смешной. Он страдает, убив в помутнении рассудка жену и детей; страдает телом и душой, умирая от яда, и жалеет лишь о том, что «отдал жизнь не во имя подвига» («Геркулес на Эте» Сенеки).
Смешной Геракл — кутила, пьяница и обжора, соревнующийся с Лепреем, кто быстрее съест тушу быка («Пестрые рассказы» Элиана); во хмелю горланящий песни, похожие на лай («Алкеста» Еврипида). Геракл смешон и смешлив: в «Лягушках» Аристофана он хохочет, увидев Диониса, нарядившегося… Гераклом.
Смешная роль выпадает Гераклу, оказавшемуся в плену у Омфалы, царицы Лидии: он вынужден ходить в женском платье и выполнять женскую работу; Омфала же присваивает регалии Геракла — палицу и шкуру немейского льва.
Переодевания Геракла описаны в трагедии Сенеки «Федра»:
И Алкмены сын отложил колчан свой,
С грозной шкурой льва Геркулес расстался,
Дал себе надеть с изумрудом перстни,
Космы подчинил он закону гребня,
Золотым ремнем обвязавши голень,
На ногу надел башмачок шафранный,
Взял веретено, прял рукой, привыкшей
Палицу держать и разить чудовищ.
Лукиан сообщает, что Омфала, нарядив Геракла в женское платье, заставляла его чесать шерсть и колотила сандалией, когда он плохо справлялся с работой («Разговоры богов», «Как следует писать историю»).
В «Фастах» Овидия рассказывается о том, как от переодеваний Геракла и Омфалы пострадал Фавн. Он пожелал овладеть Омфалой и ночью пробрался в пещеру, где она спала с Гераклом. В темноте Фавн ощупал одежды спящих, не подозревая, что они обменялись платьями, и забрался на ложе, покрытое тонкими тканями женского наряда.
Всходит на эту постель, расправляет на ней свое тело
И напрягает, как рог, страстную жилу свою.
Вот задирает и тунику он с лежащего тела,
Но оказались под ней ноги в густых волосах.
Дальше полез он, но тут герой тиринфский ударом
Сбросил его, он упал с ложа высокого вниз. <…>
Расхохотался Алкид, увидя, как он растянулся,
Расхохоталась и та, ради которой он шел.
В фресках и картинах мы видим Геракла в смешном чепчике с веретеном и мотком пряжи в руках. Над ним потешаются служанки Омфалы; сама же царица потрясает палицей, а у Рубенса она щиплет Геракла за ухо.
Геракл — далеко не единственный персонаж, вынужденный по воле любовницы играть не свою гендерную роль. В трагедии Шекспира царица Клеопатра нарядила пьяного Антония в женское платье, а сама вооружилась его мечом. В поэме Ариосто «Неистовый Роланд» волшебница Альцина надевает на рыцаря Ружьера браслеты и ожерелье, в уши вставляет ему золотые серьги: так выглядел он, «сам себя потерявший в нежных чарах».
Расширенный вариант статьи опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.