Из лекций С.В.Стахорского
Слово «травестия» латинского происхождения, буквально означает переодевание, перемену платья; применительно к искусству— произведения, в которых одежды персонажей и окружающая их среда не соответствуют сюжетному хронотопу (пространству и времени). Прием травестии известен с античных времен: в разные эпохи применялся в литературе, изобразительном искусстве, театре и кинематографе.
Травестия преобладает в ренессансной и барочной живописи. Пренебрегая исторической точностью, художник наряжает в одежды своего времени героев древнегреческой мифологии и библейского предания, он показывает их жителями своего родного города и помещает в современные ему интерьеры.
В компании веселых бродяг пирует Вакх: им на головы он надевает венок из виноградных листьев. Эту сценку Веласкес явно подглядел в какой-то мадридской харчевне.
В «Благовещении» Боттичелли через дверной портал видны типичные для Ренессанса постройки — крепостные стены и башни, арочный мост, перекинутый через реку.
При поклонении волхвов в картине Боттичелли присутствуют знаменитые люди Флоренции: «отец отечества» Козимо Медичи, его сыновья и внуки, философы Пико делла Мирандола и Джованни Аргиропуло, поэт Анджело Полициано и, наконец, сам Боттичелли (он — крайний справа). Все они одеты по моде конца ХV века.
Башни Флоренции возвышаются за спиной Мадонны в картине Филиппо Липпи.
В отличие от флорентийца Липпи, Джорджоне — живописец венецианской школы. Поэтому изобразил Богоматерь в родном ему городе: она читает книгу перед большим окном, за которым виден пейзаж Венеции — кампанила Сан Марко, Дворец дожей, набережная Скьявони.
В диптихе Мемлинга, изображающем Мадонну с Младенцем и заказчика произведения Мартина ван Ньювенхове, через открытое окно виден город Брюгге с озером Минневатер.
В картинах Брейгеля «Перепись в Вифлееме» и «Избиение вифлеемских младенцев» евангельский сюжет помещен в заснеженный ландшафт голландской деревни.
Скромная деревенская свадьба, на которой оказался Христос и совершил чудо, превратив воду в вино, в изображении Веронезе происходит на ренессансной площади, заполненной толпой пирующих. Среди сотни персонажей, сидящих за свадебным столом, выделяются фигуры трех музыкантов, помещенные на переднем плане. Это Тициан, Тинторетто, Бассано и сам Веронезе.
Андреа Мантенья изображает успение Богоматери так, будто оно произошло в Мантуе: за окном — Кастелло ди Сан Джорджо и дамба, разделяющая озера Лаго Инферьоре и Лаго Меццо.
Идеальный город Ренессанса изображен в фреске Перуджино «Вручение ключей апостолу Петру».
Если ренессансные живописцы травестировали библейских персонажей с тем, чтобы их осовременить, то художники классицизма антикизировали современников и исторических деятелей. Скульптор Козловский изобразил Суворова богом Марсом (памятник на Марсовом поле в Петербурге), Петра I— Самсоном, раздирающим пасть льва (статуя Большого каскада в Петергофе). Иван Мартос запечатлел в облике античных героев Минина и Пожарского (памятник на Красной площади в Москве). Антикизация присуща скульптурам Гудона и Кановы.
В ХIХ веке травестия уходит из эстетического оборота. Теперь художники дорожат исторической точностью и стремятся «воскресить минувший век во всей его истине», как писал Пушкин.
Интерес к художественным травестиям пробудил авангард ХХ века. Казимир Малевич и Марсель Дюшан подвергли травестии «Джоконду» Леонардо да Винчи: первый показал ее с сигаретой в зубах, а второй пририсовал к ее загадочной улыбке усики и бородку.
Вариацию на тему полотна Ренуара «Бал в Мулен де ла Галет» выполнил Рауль Дюфи. В его картине танцуют не только персонажи: кажется, сама кисть, приплясывая, движется по холсту.
Сюрреалистические травестии полотен Веласкеса, Кранаха, Делакруа, Эдуарда Мане писал Пабло Пикассо.
Расширенный вариант статьи опубликован на сайте Библиотека Сергея Стахорского.
© Стахорский С.В.