В статье: о применение 3D-печати в отечественном маломерном судостроении
В сентябре 2024 года в нашей стране был напечатан корпус моторной лодки на большом FGF 3D-принтере. К тому моменту, как мы напечатали первый корпус моторной лодки – корпуса для моторок успели напечатать в США, Голландии, ОАЭ, Швеции и Италии. С другой стороны – быть шестой страной в этом списке – тоже достаточно почетно. К примеру Франция не в состоянии печатать детали подобных размеров и печать корпуса своего парома была вынуждена заказывать в Голландии.
В нашей стане маломерное судостроение находится в плачевном состоянии, водных туристов и любителей отдыха на воде – немного и они предпочитают импортную продукцию. Маломерным судостроением занимаются исключительно энтузиасты, как бизнес маломерное судостроение не окупается и существует либо за счет дотаций государства, либо за счет энтузиазма и преданности работников. Соответственно и печать корпуса моторной лодки была осуществлена исключительно в рекламных целях – продемонстрировать возможности страны, оборудования и предприятия. Поэтому напечатанная лодка не была зарегистрирована и вряд ли будет представлена надзорным органам. Чисто рекламный проект – напечатать, покататься и возить по выставкам.
Ф2 Инновации
Повторюсь – в сентябре 2024 года F2 innovations и НПО 3D Солюшнс разработали и напечатали четырехметровую лодку моторную, а затем протестировали ее на воде.
От Ф2 Инновации – техническая часть (разработка проекта, слайсинг, оборудование, персонал и сама печать), от НПО 3Д Солюшнс – предоставление материала для печати. Корпус лодки напечатан из ставшего традиционным для малого судостроения смеси первичного и вторичного PETG с рубленным стекловолокном. Такой материал используют в Голландии для печати корпусов «шлюпов» и в Объединенных Арабских Эмиратах. Печать производилась на принтере F2 Gigantry.
Длина корпуса лодки – 4 метра, ширина – 1,5 метров, грузоподъемность – 5...7 человек. Вес корпуса лодки – 200 килограммов
Разработка проекта заняла два дня.
Корпус печатался непрерывно в течении трех суток.
Как видно из фотографий – корпус печатался в режиме вазы, в один периметр, внутри – пространство под камеры для обеспечения непотопляемости. Оно должно быть заполнено каким-либо вспененным материалом, но в данной конструкции просто оставили воздушную прослойку.
Моторка оснащена подвесным лодочным электромотором 1,3 кВт. Для закрепления мотора пришлось использовать транец из фанеры. Максимальная скорость – 10 км/ч.
Т.к. предприятие базируется в Перми, то и испытания «на воде» были проведены на реке Кама в Перми.
После испытаний лодки было решено напечатать корпус поменьше – парусный швертбот, и продемонстрировать его на лидер-форуме на ВДНХ (музей «Атом») 12…13 ноября 2024 года. Погода в Перми – не как в Дубае, поэтому испытания «на воде» отложены на 2025 год, фотографий пока нет.
Так что будем ждать испытаний весной 2025 года.
ООО «МОРТЕХ» (Москва, ОЭЗ «Дубна»)
Рассказ о напечатанный в России лодках был бы не полным без рассказа «о планов громадьё» от «Мортеха». Подчеркиваю - только о планах.
ООО «МОРТЕХ» (ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛАБОРАТОРИЯ КОМПОЗИТОВ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОРСКАЯ ТЕХНИКА") - предприятие, созданное энтузиастами в 2019 году с целью производства моторных яхт на подводных крыльях. Ребята вложились «не по хилому» - уставной капитал 18 миллионов рублей! По российским меркам – достаточно много.
Яхты («флайбриджные круизеры» FALCO) были созданы… Но оказались невостребованным продуктом.
Тем не менее в 2023 году ООО «МОРТЕХ» получила щедрое финансирование на строительство верфи. Из финансирования 30 миллионов были выделены на строительство большого FGF 3D-принтера (точнее – гибрида, сочетающего печать с мехобработкой). Производительность «шнека» - до 25 кг в час, максимальная длина печатаемого изделия – 25м.
Планируется, что 3D-принтер будет печатать ABS-пластиком с углеволокном.
Планируемая мощность оборудования – 48 корпусов в год.
Пока не ясно, что будет печататься – готовые корпуса или оснастка для их выклейки из стеклопластика.
3D-принтер должен был быть построен в 2024 году, уже ноябрь месяц, но никаких известий о его запуске в СМИ не просачивались – очевидно, что сроки «сдвигаются вправо». Будет ли эти планы воплощены в жизнь – станет ясно в следующем году.
Предыдущие статьи по теме: