В статье: о предприятиях, серийно изготавливающих маломерные суда с корпусами, на печатанными на 3D-принтере в Голландии.
О 3D-печати маломерных судов ради хайпа и в рекламных целях я уже писал здесь.
Но в мире есть и серийная печать маломерных судов. Речные моторные лодки в Голландии и самоходные пассажирские паромы в Объединенных Арабских Эмиратах. Об Эмиратах статья - здесь, а о Нидерландах поговорим сегодня.
Введение.
Единственная страна в мире, которая серийно печатает корпуса прогулочных моторных лодок – это Нидерланды.
Почему так получилось?
Напечатанный на FDM 3D-принтере корпус из пластика отличается рядом недостатков – он тяжелый (толщина стенок 4 см). Прочность такого корпуса выше, чем прочность корпусов пластиковых лодок, полученных методом ротационной формовки, но ниже прочности стеклопластиковых, фанерных или деревянных корпусов. Тяжелый корпус подходит только для водоизмещающих лодок для «неторопливых» прогулок.
Из достоинств 3D-печатного корпуса можно отметить меньшую стоимость по сравнению с деревянным или стеклопластиковым корпусом, легкость изготовления корпуса под индивидуальные требования заказчика. Так же не забываем про возможности рекламы -" использование «зеленых технологий» в процессе изготовления", "низкий углеродный след", "переработка пластика" и т.п.
В Голландии очень много маленьких речек, протоков, озер, каналов, где невозможно или запрещено разгоняться на «глиссерах», но очень приятно неторопливо путешествовать на водоизмещающих моторках. Отдых на воде очень распространен, маломерное судостроение развито и маломерные суда очень востребованы. Количество предприятий, занятых строительством маломерных судов превышает полусотню, есть «верфи», представляющие собой семейные предприятие в 3…5 человек, без наемных работников, и даже они находят своих заказчиков. Естественно, что при таких традициях есть рыночная ниша и для лодок с 3D-печатными корпусами. Немного, но есть – в Нидерландах два таких предприятия: «Танарус» (Tanaruz) в Роттердаме и IMPACD Boats в Фрисландии.
«Танарус» изготавливает дешевые и простые «leisure boat» - прогулочные моторные лодки с подвесным электромотором.
IMPACD Boats изготавливает более красивые и комфортабельные «Sloepen». Старшие модели - с легкой складной рубкой-тентом и стационарным электродвигателем. Младшие - без тента и с подвесным электродвигателем. В данном случае термин «sloepen» означает водоизмещающее маломерное судно с тросом по периметру борта «Kabelaring» (для защиты корпуса от ударов при швартовке и для декоративных целей), прямым килем и плоским транцем. Адекватного перевода на русский нет, поэтому далее в тексте эти «sloepen» будут именоваться «шлюпами», хотя в традиционной русской терминологии «шлюп» - это совсем другой вид судна. "sloepen" - множественное число, в единственном числе термин пишется "sloep". И да, название - impacD, "Impact boats" - это совсем другая компания, занимающаяся маломерными судами совершенно другого класса - большими мореходными моторными яхтами.
Лодки и шлюпы сертифицированы по RCD на категорию D – допускается плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов (≤ 5,5 м/с), а высота волн не достигнет 0,5 метров.
«Танарус» (Tanaruz)
Серийная печать была анонсирована в июне 2022 года, когда была напечатана первая 4,5 метровая электрическая моторная лодка, и набраны заказы еще на шесть таких лодок.
Стоимость лодки без мотора составила 15 000 евро, подвесной мотор и аккумуляторы – 7 000 евро. Силовая установка – подвесной мотор Aquamont Trend, 1,1 кВт с аккумуляторами AGM, обеспечивающими запас хода 4 часа, что соответствовало 50 км. Скорость – не более 15 км/ч. Сама «Танарус» занимается только печатью корпуса, превращением «скорлупы» корпуса в полноценную лодку занимается компания Bakker Sails.
Материал корпуса – стандартный для 3D-печатного маломерного судостроения стеклонаполненный полипропилен. Печать тоже на стандартном оборудовании – при помощи робо-руки ABB, оснащенным экструдером производства голландской компании Xtrution.
Если честно – прогулка в хорошую погоду с черепашьей скоростью – не впечатляет. Но цена 15 000 евро – для Европы за 4,5 метровую лодку – ниже, чем у маломерных судов традиционной конструкции.
Первый успех вдохновил создателей на громадье планов, было разработано 4 типоразмера корпусов, красивые проекты, объем выпуска был анонсирован в 300 корпусов в год…
Опять - если честно, проекты не отличаются красотой и дизайном, и изображать их на открытой воде при сертификате RCD D - либо недобросовестная реклама, либо большой оптимизм.
Сколько в реальности было построено "Танарусом" прогулочных лодок – не известно, но фирма жива и функционирует.
В настоящее время к продаже предлагается 2 типоразмера лодок (5,5 и 6,5 метров длиной), каждая лодка уникальна и изготавливается по пожеланиям конкретных заказчиков, заказ формируется при помощи специальной программы-конфигуратора.
IMPACD Boats
В 2020 году девушка Марика де Бур и её муж Юрген решили изготовить «для себя» экологичный моторный шлюп. Отец у Марике – достаточно известный в узких кругах специалист по строительству маломерных судов. Он в курсе, и как строить шлюпы, и где найти качественный проект. Достаточно сказать, что дизайн этого шлюпа – от Мартина Бекебреде, достаточно известного проектировщика маломерный судов в Голландии. Серьезный проект, не какой-то свой "детсадовский" дизайн, как у «Танаруса» Т.к. ни девушка, ни её муж, ни её отец в 3D-печати ничего не понимали, то техническую часть на себя взял университетский кластер Delft University of Technology (TU Delft). Идея заключалась в печати из вторичного ПЭТ (полиэтилентерефталата), полученного из использованных пластиковых бутылок. Примерно 70% материала корпуса – вторичный пластик, остальное – добавки и первичный пластик.
Корпус лодки был готов 11 августа 2020 года, а уже в 2021 году Sloepmakerij B. V. получил премию на выставке Hiswa te Water «Лодка года» шлюп из переработанного пластика.
Премия вдохновила отца, Марику и Юргена двигаться дальше. В 2023 году было анонсировано серийное производство моторных шлюпов. Предлагалось два проекта – 6,35 и 3,65 м длиной.
Примечание: это – не единственная премия, в 2023 году шлюпу IMPACD 570 была присуждена премия Boat Builder Awards «лодка года, ориентированная на экологию».
Проект «IMPACD 635» длиной 6,35м, шириной 2,2м оснащался электродвигателем двигателем Propel D1 25 л.с. Палуба – из тикового дерева.
Проект от Бекбреде, тиковая палуба, стационарный электродвигатель – шлюп явно предназначался не для «нищебродов». Цена соответствующая – 54 900 евро. Цена за "бюджетную" модель 3,65 м – 26 145 евро.
За пару лет предприятие сумело продать 40 «шлюпов», и в настоящее время предлагает 3 модели ценой от 26 145 до 57 645 евро, в планах - еще три модели. Ниже приведены скриншоты с сайта с серийными моделями:
В целом качество печати выше, чем у «Танарус»:
Шлюпы от IMPACD отличаются продуманным дизайном, даже в мелочах:
И, в заключении, несколько фотографий шлюпов на воде:
Заключение
С одной стороны, 3D-печать корпусов лодок не получила особой популярности – несколько десятков лодок в год – для Голландии это ничто.
С другой – оба предприятия находят своего покупателя и твердо держатся на плаву.
Интересно заменить, что «Танарус» и «Импакд боатс» используют прямо противоположные маркетинговые стратегии.
«Танарус» занимается только 3D-печатью корпусов, «достойка» лодок осуществляется «на стороне». Лодка максимально удешевлена и рассчитана на небогатых покупателей.
«Импакд боатс» наоборот – заказывает 3D-печать корпусов «на стороне». Их шлюпы – красивые, стильные, дорогие, рассчитанные на более богатых клиентов, которые готовы переплачивать за комфорт и осознания того, что «шлюп» напечатан из вторичного пластика.
Предыдущая статья по теме:
Следующие статьи по теме: