Найти в Дзене
МуZей Победы

Один советский КВ против 18-ти немецких танков. Уникальная атака экипажа 22-летнего лейтенанта Павла Гудзя

Оглавление

Танкист Павел Гудзь — личность легендарная. В ноябре 1941 года под Москвой его боевая машина в одиночку вступила в схватку с 18 танками врага. Лейтенант вышел победителем из того сражения, став одним из самых результативных советских танковых асов. На его счету 17 пораженных из пушки «панцеров» и танковый таран. Танкист находился на фронте с первых дней Великой Отечественной, был дважды тяжело ранен. Во время своего последнего боя он отрезал себе кисть руки. Получив протез, 24-летний офицер добился возвращения в строй и продолжил воевать. Сегодня рассказываем подробности удивительной и драматичной биографии этого несгибаемого человека.

Становление танкиста

Павел родился 28 сентября 1919 года в селе Стуфченцы под Каменец-Подольским. Его отец Даниил Леонтьевич погиб во время несчастного случая. Мальчик воспитывался матерью Степанидой Пантелеймоновой. Павел с детства успешно преодолевал все трудности, в школе отлично учился, мечтал связать свою жизнь с кинематографом. В 18 лет он был назначен инспектором народного образования в райисполком города Сатанов. Гудзь активно участвовал в творческой жизни: ставил спектакли, увлекался фотографией, хотел поступить в киношколу. У молодого и талантливого парня были все шансы стать выдающимся деятелем искусства. Но Гудзь в 1939 году резко изменил планы и поступил в танковое училище. Молодой человек был патриотом, следил за международной обстановкой и понимал, что Советскому Союзу предстоит вступить в войну. Как и миллионы сверстников, он поставил защиту своего социалистического государства выше личных интересов.

-2

Гудзь окончил училище с золотой медалью и в начале июня 1941 года отбыл на западную границу под Львов, где вступил в должность командира тяжелого танка КВ-1. Эта машина обладала превосходным бронированием и практически не пробивалась в лоб немецкими танками 1941 года. На КВ-1 стояла 76-мм пушка, уверенно поражавшая все типы вражеских машин даже с больших дистанций. 22 июня 63-й танковый полк был поднят по тревоге, вскоре он вступил в бои с врагом. Все лето 1941 года лейтенант участвовал в ожесточенных сражениях, отступая под натиском превосходящих сил от границы до Киевского укрепрайона. В августе его 32-я танковая дивизия понесла тяжелые потери и была расформирована.

-3

На защите Москвы

Павла Даниловича направили в 89-й отдельный танковый батальон. 7 ноября 1941 года Гудзь участвовал в легендарном параде на Красной площади, посвященном 24-й годовщине Октябрьской революции. Лейтенант вместе со своим КВ-1 попал в объектив кинооператоров при движении рядом с памятником Пушкину. Впоследствии кадры танка Гудзя облетят всю страну. После парада батальон отправился на фронт под Волоколамск. В ходе яростных оборонительных сражений ряды танкистов таяли. 30 ноября 1941 года в распоряжении командира батальона Константина Хорина осталось всего два танка.

В тот день в районе деревни Нефедьево пехота срочно требовала отправить хотя бы одну машину для отражения немецкого удара, и выбор пал на экипаж Павла Даниловича. Комбат с лейтенантом придумали дерзкий план: в темноте КВ-1 скрытно приближается к немецким позициям, чтобы с рассветом внезапно атаковать врага. Танк шел с выключенными фарами, Гудзь шел впереди пешком с фонариком и корректировал направление движения, звук двигателя маскировался артиллерийским обстрелом. На рассвете экипаж открыл огонь из засады. В деревне находилось 18 немецких танков. Немцы не ожидали атаки, в рядах врага началась паника. КВ-1 поджигал одну машину за другой. Но силы были неравны, вскоре враг пришел в себя и открыл ответный огонь. Вот что вспоминал Павел Данилович в беседе с журналистом И. Дыниным:

«Весь пол башни был завален горячими гильзами, вентилятор не успевал отсасывать пороховые газы. В это время в корпус танка попал еще один вражеский снаряд. Заряжающий Саблин, хватаясь за поручни, стал медленно опускаться вниз. От едкого дыма и напряженной работы боец на миг потерял сознание.
Замаскированный КВ-1, битва за Москву
Замаскированный КВ-1, битва за Москву
И в этот момент оглушительный удар потряс башню. Померк свет, огненные брызги накрыли людей, впиваясь в лица и руки, запахло горелым металлом. Павлу показалось, что он сидит в железной бочке, по которой ударили кувалдой. И сразу же пропали все звуки: так плотно заложило уши. “Отвоевались”, – обожгла мысль. Но, оглядевшись, Гудзь увидел, что все члены экипажа на своих местах, башня подвижна, пушка послушна. Стало ясно: вражеский снаряд угодил в танк, но броня выдержала».
-6

Бой длился три часа, советский танк получил 29 попаданий, с брони слетела вся краска, но пробить ее противник так и не смог. Экипаж КВ-1 поразил 10 танков врага из 18, остальные отступили. Кроме того, советские воины уничтожили несколько противотанковых пушек и десятки солдат вермахта. В конце сражения советская боевая машина поехала вперед и вместе с нашей пехотой ворвалась в Нефедьево, освободив деревню от противника. За этот бой Павел Данилович Гудзь был удостоен высшей награды СССР — ордена Ленина.

-7

В 1942 году под Сталинградом майор Гудзь был тяжело ранен двумя пулями и шестью осколками. После длительного лечения в мае 1943 года Павел Данилович вернулся на фронт. Он служил в 5-м отдельном гвардейском тяжелом танковом полку. Осенью 1943 года 24-летний подполковник был назначен командиром этого полка. Несмотря на высокое звание и должность, Гудзь находился в первых рядах своего подразделения. Во время наступления в районе города Запорожье у Днепрогэса КВ Гудзя был подбит. Осколками вражеского снаряда был убит наводчик, заряжающий и стрелок-радист. В живых остался только командир и механик-водитель. Когда Павел Данилович очнулся, то понял, что тяжело ранен. Чтобы продолжить бой, он сам отрезал себе остатки раздробленной кисти ножом и прильнул к танковому прицелу. Из уже подбитой машины Гудзь уничтожил два немецких «Тигра». После повторного попадания в КВ, потерявшего сознание командира, вытащил механик-водитель.

-8

Павел Данилович чудом уцелел и был направлен в госпиталь. Он получил инвалидность, освоил протез руки. Казалось, что на этом его боевой путь закончился: танкиста комиссовали по состоянию здоровья. Но Гудзь всеми силами стремился вернуться на фронт. Он подавал рапорты во все инстанции, но неизменно получал отказ. Тогда подполковник решил написать письмо лично Сталину. Через некоторое время Павел Данилович получил положительный ответ от вождя, в апреле 1944 года его вновь зачислили в строй. Гудзь продолжил командовать ставшим ему уже родным 5-м отдельном гвардейским тяжелым танковым полком. Через месяц в полк с инспекторской поездкой прибыл маршал бронетанковых войск Яков Федоренко. По его инициативе Павел Данилович был зачислен слушателем командного факультета Военной академии бронетанковых войск.

-9

Гудзь окончил академию в 1947 году с золотой медалью. В мирное время ветеран занимался научной деятельностью, а в 1958 году был назначен начальником кафедры атомного оружия. В специальной группе Генштаба Павел Данилович разрабатывал проблемы стратегического развертывания вооруженных сил в случае ядерной войны. В августе 1985 года Гудзь стал первым заместителем начальника Военной академии бронетанковых войск. Он занимался научной деятельностью, написал свыше 300 трудов. Генерал-полковник танковых войск Павел Данилович Гудзь ушел в отставку в 1989 году. А в 2008 году в возрасте 88 лет ветеран ушел из жизни.

-10

Узнать больше историй героизма советских людей в тылу и на фронте вы сможете на экспозиции «Подвиг Армии».

#МузейПобеды #ПодвигАрмии