Отечественная война 1812 года и заграничные походы 1813-1814 годов произвели значительное воздействие на русское общество, способствуя беспрецедентному патриотическому взлёту. Эти события вызвали надежды на обновление страны, основанное на принципах законности и справедливости. В этот период в России создавались многочисленные портреты участников военных действий, таких как М.И. Голенищев-Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.Х. Витгенштейн, а также генералы Раевский, Кульнев, Блюхер, Сеславин, Платов и Паскевич.
Военные личности занимали особое место в структуре российского государства. Служба в армии считалась долгом чести, и это осознание нашло своё отражение в портретах героев 1812 года, которые, несмотря на разнообразие индивидуальных черт, говорили о высоком воинском долге и чувстве собственного достоинства. В этот период создавались графические серии портретов участников войны, в частности, альбом рисунков французского художника Луи де Сент-Обена, гравюры таких мастеров, как Ф. Вендрамини и Т. Райт. Тематика военных деяний активно использовалась для декорирования предметов из фарфора и стекла.
На Императорском стекольном заводе, а также на частном заводе Бахметева производили стопы, стаканы, бокалы и другие декоративные предметы с изображениями героев войны 1812 года и триумфальными надписями. На фарфоровых заводах, среди которых Императорский фарфоровый, заводы Гарднера, Попова и Батенина, выпускались главным образом чашки с блюдцами, реже наборы с портретами императора Александра I, Кутузова и других военачальников. Порой одни и те же гравированные портреты использовались как для стекла, так и для фарфора.
В коллекции русского фарфора Государственного музея керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" хранятся несколько изделий, выполненных на фарфоровом заводе купца Батенина в Санкт-Петербурге в 1814—1834 годах.
Чем конкретно они примечательны?
Прежде всего, это чашка с блюдцем 1810-х годов с профильным монохромным портретом императора Александра I, роспись которой выполнена по гравюре Т. Райта (1816 года) с медали И.А. Шилова. Также в коллекции есть чашка с портретом графа П.Х. Витгенштейна, выполненная по оригиналу художника П.Э. Рокштуля (1812—1813 гг.). Есть и чашка с блюдцем с портретом генерала И.Ф. Паскевича, исполненная в конце 1820-х годов по гравюре Г. Доу, написанной для Военной галереи Зимнего дворца. Кроме того, имеется чашка с блюдцем с изображением неизвестного военного, представленная в музейном инвентаре.
Однако нам предстоит решить, кто изображен на портрете, и когда именно была изготовлена эта чашка с блюдцем на заводе Батенина. Проблема атрибуции усложняется тем, что мастера росписи на фарфоре, особенно на частных заводах, не всегда точно передают черты лица моделей, изображенных на портрете или гравюре.
Давайте внимательно изучим портрет. На чашке изображен генерал в общевойсковом мундире, с голубой лентой ордена Святого Андрея Первозванного через плечо, со звездами ордена Святого Александра Невского и Святого Владимира, а также с четырьмя орденами Святого Георгия Победоносца.
В истории России только четыре человека получили звание полных кавалеров ордена Святого Георгия:
- М.И. Кутузов (1745—1813), генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский;
- М.Б. Барклай де Толли (1761—1818), генерал-фельдмаршал, князь;
- И.Ф. Паскевич (1782—1856), генерал-фельдмаршал, граф Эриванский, светлейший князь Варшавский;
- И.И. Дибич-Забалканский (1785—1831), генерал-фельдмаршал, граф.
Портреты Кутузова, Барклая де Толли и Паскевича известны и широко репродуцированы.
Следовательно, на чашке может быть изображение И.И. Дибича?
Приступая к атрибуции, важно рассмотреть и сам орден Святого Георгия, поскольку он является ключевым элементом для определения личности. Этот орден был учрежден 26 ноября 1769 года императрицей Екатериной II. Полное название ордена — Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В его статуте сказано, что никаких привилегий, основанных на социальном происхождении или предыдущих заслугах, не могут быть основанием для удостоения ордена. Награждение им возможно только за военные подвиги, которые отличались самоотверженностью и проявленной доблестью во благо Руси.
Первым делом необходимо было посмотреть портреты Военной галереи Зимнего дворца, она была открыта в 1826 году, и, возможно, мы найдем нашего героя. Действительно, портрет Дибича есть в галерее, он был написан Доу в период с 1821 по 1825 год.
На портрете И.И. Дибич изображен в генерал-адъютантском мундире образца 1815 года, на левой стороне груди — звезды ордена Святого Александра Невского и Святого Владимира 1-й степени.
Датировать портрет можно между 12 октября 1821 года, когда Дибич был награжден орденом Святого Владимира 1-й степени, и 7 сентября 1825 года, когда портрет был передан для размещения в галерее. К этому времени он был уже кавалером ордена Святого Георгия Победоносца 4-й степени, полученном в 1808 году за участие в военной кампании против Наполеона 1805—1807 годов, и 3-й степени, полученном в 1812 году за сражение под Полоцком.
Но на чашке явно другой портрет. В росписи предмета завода Батенина мы видим у Дибича ленту и звезду ордена Святого Андрея Первозванного и все четыре знака ордена Святого Георгия Победоносца, поэтому наша задача состоит в том, чтобы выяснить, когда были получены эти знаки отличия, и найти графическое изображение, с которого, очевидно, и сделан портрет. Это не только поможет определить иконографию, но и датировать фарфоровый предмет.
Обратимся к военной биографии Дибича. И.И. Дибич был автором плана ведения войны с Турцией в 1828—1829 годах, в ходе которой фактически управлял армией при нерешительном и старом фельдмаршале Витгенштейне. С 1829 года — главнокомандующий действующей русской армией. Одержал победу при Кулевче (1829 г.), овладел крепостью Силистрия (1829 г.), совершил переход через Балканы к Адрианополю, создав угрозу Стамбулу, за что получил титул Забалканского. В сентябре 1828 года за организацию осады и взятие Варны награжден лентой и орденом Святого Андрея Первозванного. Орден Святого Георгия 2-й степени он получил за сражение в битве при Кулевче в июне 1829 года, а 1-й степени — в августе того же года за взятие крепости Силистрия, переход через Балканы и заключение Адрианопольского мира с Турцией.
Следовательно, чашка с блюдцем на заводе Батенина выполнена в 1829—1830 годах, и на ней мы видим портрет графа И.И. Дибича-Забалканского, генерал-фельдмаршала, не только героя войны 1812 года, но и героя войны с Турцией 1828—1829 годов.
Теперь нам следует найти гравюру, с которой был сделан портрет на чашке.
Воспользуемся двумя самыми известными изданиями по русской графике — это «Подробный словарь русских гравированных портретов» Д.А. Ровинского и «Каталог русских гравированных и литографированных портретов» из собрания А.В. Морозова. В словаре Ровинского приводится гравированный портрет И.И. Дибича, выполненный Томасом Райтом с портрета Дж. Доу, из галереи Зимнего дворца. Портрет без фона, гравюра пунктиром, поясной, 3/4 влево, с подписью на английском и русском языках: «Иван Иванович/ Барон Дибич Генерал Лейтенант и Генерал Адъютант», Лондон, 1823 год. Второй вариант этой же гравюры и с теми же подписями вышел в мае 1824 года, а третий вариант, судя по надписи под гравюрой, выпущен в 1829 году. Упоминаются у Ровинского еще несколько вариантов той же гравюры Райта, напечатанные в 1829 году.
В каталоге Морозова приводятся те же гравюры с портретом Дибича, что и у Ровинского, за исключением одной: без фона, гравюра пунктиром, 3/4 влево, с надписью «Генерал Фельдмаршал/Граф/Иван Иванович/Дибич Забалканский». Этого же типа упоминаются гравюры резцом и пунктиром 1829 года.
Однако это не те гравюры, с которых могла быть сделана роспись на чашке завода Батенина.
Поиски гравюры велись и в Интернете, и, наконец, находим несколько портретов, в том числе нужный для атрибуции портрета на чашке. В основе почти всех графических изображений И.И. Дибича лежит портрет, гравированный Томасом Райтом с портрета Доу, меняются только орденские ленты, мундиры, знаки отличия.
Подводя итог проделанной работе по атрибуции портрета на чашке завода Батенина, можно сделать вывод: чашка с блюдцем завода Батенина с портретом неизвестного военного была выполнена на заводе в 1829—1830 годах.
На чашке полихромная роспись — поясной портрет генерал-фельдмаршала, графа, полного кавалера ордена Святого Георгия Победоносца И.И. Дибича-Забалканского. Портрет выполнен с одного из вариантов гравюры Томаса Райта того же времени.
Следует отметить, что портрет И.И. Дибича на фарфоре встречается крайне редко. В каталогах коллекций фарфора музеев Москвы и Санкт-Петербурга и некоторых частных собраний фарфоровых предметов с портретом героя войны 1812 года и войны с Турцией 1828—1829 годов генерал-фельдмаршала Дибича-Забалканского опубликовано не было. Чашка с портретом И.И. Дибича единственная в собрании Государственного музея керамики, а музей обладает одной из лучших коллекций русского фарфора в России.
Мастерская Лады Быстрицкой была создана в Санкт-Петербурге. Этот уникальный художественный коллектив, видит своей целью, возрождение старых традиций Императорского фарфорового завода, основанных на ручной росписи фарфора и отказе от механических способов декорирования.
ФАРФОРОВАЯ ТАРЕЛКА С РУЧНОЙ РОСПИСЬЮ “1818 Рядовой Уланского полка”