"250 000 фанатов у Рейхстага, а дома — тишина: горькая история Barclay James Harvest"
В 1988 году, спустя 22 года после начала карьеры, группа Barclay James Harvest раскололась на две части: Barclay James Harvest Джона Лиса и Barclay James Harvest с Лесом Холройдом. В 2004 году умер оригинальный барабанщик Мел Притчард. В 2010 году, незадолго до смерти клавишника Стюарта "Вулли" Волстенхолма, трое оставшихся участников рассказали журналу Prog о своих взлетах и падениях.
Роберт Джон Годфри, аранжировщик первых двух альбомов группы – одноименного дебюта (1970) и Once Again (1971), уверен: "Если бы они меня не выгнали, они были бы больше, чем Pink Floyd".
Эта точка зрения вызывает легкую усмешку у оставшихся участников группы. "Мы никогда не хотели быть как Pink Floyd", – говорит клавишник Вулли Волстенхолм. – "Мы и так неплохо справились. То, что мы не сделали то, что он считал нужным, не делает нас неудачниками. На самом деле, я не думаю, что уход Роберта нас сдерживал. Скорее, это был уход нашего продюсера Нормана Смита после Once Again. К тому времени у него была собственная карьера звукозаписи как Hurricane Smith. Интересно, что бы он сделал с нами дальше?"
" послужной список Роберта Джона Годфри со времен нашей совместной работы говорит сам за себя", – добавляет басист Лес Холройд. – "Если он считает, что мы могли бы быть больше, чем Pink Floyd, то, очевидно, он сам добился бы большего".
Независимо от того, считаете ли вы, что BJH не реализовали свой потенциал или нет, факт в том, что они создали одну из самых запоминающихся и ярких страниц английской прогрессивной музыки за последние четыре десятилетия. Образованная в 1966 году, группа достигла наибольшего успеха в составе Волстенхолм, Холройд, гитарист Джон Лис и барабанщик Мел Притчард (первые трое также пели). Этот состав просуществовал до конца 1970-х годов, пока Волстенхолм не ушел в 1979 году, что привело к почти полному переосмыслению группы и переходу к более мелодичному року.
"Это была очень разнообразная карьера", – признает Волстенхолм. – "Продержаться так долго – невероятно. Помню, когда мы начинали, Мел сказал, что у нас будет хит через шесть недель, и мы распадемся через шесть месяцев. Ошибся в обоих случаях. Лично я рад, что у нас не было раннего хита, потому что мы были бы другой группой. Как бы то ни было, посмотрите на наши альбомы, и вы найдете хорошие песни на протяжении всей нашей карьеры. Мы шли к успеху медленно, но в долгосрочной перспективе это сработало в нашу пользу".
Лис, единственный постоянный участник на протяжении многих лет, считает период до альбома Gone To Earth 1977 года (включительно) самым творческим. "В те ранние годы нас объединяло чувство единства. Потом каждый писал песни по отдельности. Я всегда чувствовал, что Gone To Earth станет гораздо более успешным альбомом, чем оказалось. Он был продан тиражом более миллиона копий без хит-сингла. Но, возможно, именно потому, что он не стал еще более популярным, мы были вынуждены в 1980-х годах немного сместиться в сторону AOR".
"Дело в том, что нам потребовалось время, чтобы найти свой собственный стиль. Я думаю, что мы по-настоящему обрели себя только с альбомом Barclay James Harvest... And Other Short Stories [их третий альбом, выпущенный в 1972 году]".
Группа, образованная в Сэддлворте, Йоркшир, а затем переехавшая в Олдэм, всегда была верна своим северным корням; Лис до сих пор живет в этой части Англии. Это было для них как плюсом, так и минусом. "Нахождение на севере в начале нашей карьеры означало, что мы многое упустили", – признает Лис. – "У нас был провинциальный менталитет, и в результате такие группы, как Pink Floyd, жившие в Лондоне, получали гораздо больше внимания. Но это также означало, что мы могли быть немного в стороне от всеобщего внимания".
"Мне нравится, что мы не так известны как отдельные личности", – добавляет Волстенхолм. "Это помогло нам оставаться приземленными и не позволило нашим эго выйти из-под контроля. Я мог вернуться с невероятно успешного тура и все равно стоять в очереди в мясной лавке за беконом. Люди, которые знали нас дома, совсем не впечатлялись тем, что мы так называемые рок-звезды. Я помню, как Мел рассказывал мне, что после выступления группы перед Рейхстагом в Берлине в 1980 году перед толпой около 250 000 человек, он вернулся домой и рассказал всем, что они только что сделали. А они больше радовались тому, что кто-то только что выиграл десятку в бинго!"
На протяжении многих лет Barclay James Harvest были относительно свободны от интриг. Их определяла музыка, а не личности. И нет никаких сомнений в их влиянии: восемь альбомов в Топ-40 Великобритании и 12 в Германии (возможно, их сильнейшем рынке) обеспечили им карьеру, которая поставила их в один ряд с лучшими прогрессив-рок группами последних 40 лет.
"Нам посчастливилось оказаться у истоков так называемого прогрессивного рока, и не только нам, но и многим группам той эпохи до сих пор сопутствует успех с живой музыкой", – говорит Холройд. – "Нам просто везло на протяжении многих лет, особенно с хорошей публикой по всей Европе".
"Именно Европа, и особенно Германия, обеспечила нам такую большую карьеру", – добавляет Волстенхолм. – "Не то чтобы мы когда-либо отворачивались от Великобритании – или когда-либо сделаем это – но группа всегда могла проводить там большие туры, что помогало финансировать многое из того, что мы делаем".
Несмотря на кажущуюся непринужденность в отношении к музыке и жизни, было два спорных момента, которые преследовали их. Один из них связан с Робертом Джоном Годфри. Второй до сих пор остается болезненным: раскол, в результате которого Лис и Волстенхолм стали работать вместе, в то время как Холройд и Притчард (умерший в 2004 году) пошли своим путем. С тех пор требования воссоединения твердо, но вежливо игнорируются всеми тремя.
"Я рассматриваю это как брак", – говорит Волстенхолм. "Ты можешь жениться на девушке, когда молод, но потом вы отдаляетесь друг от друга, и в конце концов у вас не остается другого выбора, кроме как жить дальше своей жизнью. Люди, с которыми ты создаешь группу, не обязательно остаются теми же самыми годами позже".
Раскол произошел в 1988 году ( прим. ред. - в оригинале указан 1998 год, что является фактологической ошибкой, в 1998 году произошло воссоединение Лиса и Волстенхолма), когда стало ясно, что музыкальные разногласия слишком велики. В то время Волстенхолм не был вовлечен в музыкальный бизнес, став фермером, но его уговорили объединиться с Лисом в группе под названием Barclay James Harvest Through The Eyes Of John Lees, в то время как другие назвали свою гастрольную группу Barclay James Harvest Featuring Les Holroyd.
"Должен признаться, что я бы никогда не вернулся, если бы Лес остался", – признает Волстенхолм. – "К тому времени я чувствовал, что он движется в настолько другом музыкальном направлении, чем мы с Джоном, что я никак не мог с ним работать".
С тех пор не было никаких признаков примирения. Как Лис, так и Волстенхолм намекают, что проблема в Холройде. "Скажем так", – говорит Лис, – "если бы кто-то предложил нам возможность воссоединиться с Лесом, то решение было бы принято без нашего с Вулли участия".
"Меня часто спрашивают, есть ли шанс, что мы снова будем работать с Лесом", – добавляет Волстенхолм. – "Не думаю, что у нас с Джоном когда-нибудь появится возможность всерьез об этом подумать, потому что третий человек во всей этой истории просто отвергнет это предложение. Кроме того, зачем вам это нужно? Только из ностальгических соображений. А меня это совсем не волнует. Это идеалистическая вещь, на которую фанаты смотрят со стороны и умиляются. Но нужно быть внутри группы, чтобы понять, почему этого никогда не произойдет.
Конечно, никогда не говори никогда, потому что это глупо, а жизнь подкидывает сюрпризы. Если бы вы сказали мне в 1990 году, что я вернусь к работе музыканта до конца десятилетия, я бы обозвал вас грубыми словами! Но вы наверняка почувствовали бы, что воссоединение было бы полным, только если бы там был Мел, а он умер несколько лет назад".
Эта точка зрения подкрепляется прямолинейной и недвусмысленной позицией Холройда по этому вопросу. "Я ни за что не буду снова работать с Джоном или Вулли", – заявляет он. – "Времена изменились, и каждый пошел своим путем".
В одном Холройд и Волстенхолм согласны: прошлое должно оставаться в прошлом. "Я не ностальгирую", – говорит Волстенхолм. – "Я сожалею, что мы сделали альбом Nexus в 1999 году, переработав некоторые из наших старых песен. Мы позволили звукозаписывающей компании уговорить нас на это. Но в конечном итоге это была пустая трата времени.
Художник должен всегда двигаться вперед и создавать новые песни. В противном случае ты становишься пыльной старой реликвией, которую оставляют на полке, вечно стенающей о своей участи. Вот почему все эти разговоры о воссоединениях и праздновании годовщины того или иного альбома меня совсем не интересуют".
"Некоторым людям нравится оставаться в прошлом, и я уверен, что это нормально для них", – добавляет Холройд. – "Но я предпочитаю думать о том, что мы делаем сейчас, а не зацикливаться на том, что прошло".
Лис, однако, видит определенную ценность в признании прошлого группы и даже в его праздновании. "Мне нравится, что в следующем году исполняется 40 лет Once Again. Такие вещи дают представление о том, чего ты достиг за эти годы, а мы сделали так много. Я действительно с нетерпением жду выхода специального издания. Будем ли мы делать что-то вроде исполнения всего альбома в туре? Я не вижу, чтобы это произошло, хотя я не совсем против".
Он также считает, что есть что-то позитивное в существовании двух официальных версий группы прямо сейчас. "Это означает, что фанаты могут услышать большую коллекцию старых песен, чем если бы была только одна версия. У нас с Вулли есть песни, которые мы любим играть, а у Леса свой сет-лист. Так что, на мой взгляд, какую бы эпоху группы вы ни любили, она представлена хотя бы одним из оригинальных участников".
К счастью, нет никаких признаков того, что трое участников топчутся на месте. Barclay James Harvest Джона Лиса (как они теперь называются) планируют турне по Великобритании в декабре и новые записи. "Сейчас мы думаем о новых песнях", – говорит Лис, – "хотя пока не зашли так далеко, чтобы забронировать студийное время. Но я уверен, что это произойдет. Однако мы находимся на том этапе нашей карьеры, когда нам не нужно постоянно быть на беговой дорожке, гастролировать и записываться все время. Сейчас я также работаю в колледже над технологиями музыки, чем я действительно наслаждаюсь".
Что касается Холройда: "В настоящее время я работаю над несколькими вещами, пишу новый материал для записи в ближайшем будущем. Также у меня есть другой проект – рок-опера об Анне де Бретань [французская королева XIV/XV веков], в которой участвуют многие известные французские артисты, а также Джон Хелливелл [Supertramp], Мартин Барр [Jethro Tull] и участники Fairport Convention. Затем я поеду в турне по Германии с рок-оперой Excalibur".
Для Лиса, Волстенхолма и Холройда важны движение вперед. Прославленная история остается, но впереди еще много интересного. "Я люблю свою жизнь и свою музыку прямо сейчас", – говорит Волстенхолм. "Для меня это очень продуктивное время для Barclay James Harvest. По крайней мере, для этой версии с Джоном".
"За многие годы были хорошие периоды, особенно связанные с живой музыкой", – говорит Холройд. "Но для меня на данный момент Barclay James Harvest Featuring Les Holroyd – один из самых приятных периодов".