Холода — непростое время для транспорта, как на севере, так, порой, и в средней полосе России. Вашему вниманию — очередной рассказ о работе на Оке в советское время Василия Николаевича Горожанова, служившего в 1979 году 1-ым штурманом, а с 1982 года — капитаном теплохода РТ-293.
Резкое похолодание в октябре месяце 1979 года привело к быстрому образованию льда на Оке – во льдах оказались заблокированы баржи и другие суда у Тарусы и Каширы. К этому времени бакены на реке были уже сняты.
Часть первая — у Тарусы, 1006-1002 км от устья
Поздним вечером 31 октября теплоход РТ-293 прибыл в район плёса Улай на выручку застрявшим там судам. В это время РТ-291 пытался вытащить на буксире из шуги караван судов — земснаряд, брандвахту, и мотозавозню (судно, осуществляющее подъем, перекладку и завозку рабочих якорей земснарядов, плавучих причалов, доков и т.д.). Совместными усилиями РТ-293 и РТ-291 удалось вытащить караван до переката Тарусская высыпка, после чего РТ-291 повёл караван в сторону Серпухова.
На 1002 км от устья в русло Оки с левого берега вдаётся каменистая высыпка, образованная выносами из реки Таруски. Место обозначается на лоцманских картах как перекат "Тарусская высыпка":
Оставшийся флот стоял во льдах: вдоль плёса Улай – 3 гидромеханизированные баржи, 3 шкиперские баржи: 7012 – шкипер Балдин Анатолий Михайлович, 7027 – Грачёв Анатолий Николаевич, 7030 – Клопов Александр Васильевич; 5-тонный плавкран №51, старший крановщик Цибиков Виктор Иванович, песочный гидроперегружатель ПГР-9 - командир Занегин Сергей Никонорович и рядом с ним 600-тонная баржа №8179, служившая для проживания экипажа.
Теплоходы с водомётным движителем Р-96 "Серпухов" и служебно-разъездное судно КС-14 также стояли у берега, двигаться самостоятельно по шуге они уже не могли.
В общей сложности вызволением флота занималось 6 теплоходов серии РТ №№: 290 – капитан Кондрашев Виктор Сергеевич, 291 – Чекулаев Алесандр Михайлович, 292 – Кузнецов Николай Александрович, 293– Калугин Вячеслав Николаевич, 299 – Рябов Алесандр Николаевич, и теплоход "Разлив" (капитан Катков) с технического участка.
Обмерзание забортных ящиков и рулевого механизма
Работали практически круглосуточно. Самым тяжёлым было то, что шуга забивалась в забортный ящик, затрудняя охлаждение двигателей.
Забортный ящик находится в машинном отделении теплохода РТ по правому борту. Через отверстие в корпусе забортная вода поступает в ящик, и далее следует под давлением для охлаждения двигателей и других механизмов.
Для отчистки приходилось открывать забортный ящик и вычерпывать из него попавшие куски льда. Забивался и донный ящик, его пробовали прочищать шестом, но вода замерзала снова почти сразу.
Стали обмерзать и поворотные насадки рулевого механизма.
Механик теплохода Анатолий Иванович Кочетков воспользовался паяльной лампой и начал прогревать механизм, в течении 15 минут работа рулевого механизма была восстановлено. В дальнейшем экипаж время от времени прогревал таким способом рулевой механизм.
Как освобождали баржи
Долго не удавалось сдвинуть с места баржи — от днища и до дна реки спрессовалась шуга. Чтобы освободить баржи применяли такую схему. Тросы с лебёдок двух теплоходов РТ были соединены замком и протаскивались под днищем баржи, постепенно подрезая под лёд под баржей. Третий РТ вставал на буксир и таким образом понемногу протаскивал баржу вниз по реке:
К 7 ноября весь флот был переведён к левому берегу у Тарусы. Изначально полагали оставить на зимовку суда там, поддерживая канал к Велегожу, где оставалась одна гидромеханизированная баржа. 6 ноября приехавший начальник службы безопасности Московского речного судоходства Соловьёв дал команду на отдых, так что в праздничные 7-8 ноября экипаж смог наконец спуститься в каюты и отдохнуть.
После праздников оставшуюся баржу также перевели от Велегожа к Тарусе.
К 11 ноября немного потеплело и вода в Оке поднялась. С капитаном-наставником Алексеем Федоровичем Никифоровым отправились на правый берег Оки в районе тарусской паромной переправы проверить ледовую обстановку. Оказалось, что там вода уже чистая, без шуги, поэтому, было решено переводить суда до Серпухова. За пару проходов был прочищен канал прохода. После формирования составы из судов отбуксировали в затон Серпухова.
Во льдах у Соколовой Пустыни
Три теплохода РТ пошли вниз по течению в сторону Каширы, чтобы перевезти ещё несколько барж. К Серпуховским теплоходам подключился РТ-309 и "Герой Моргунов" из Коломны.
В какой-то момент РТ-293 сам застрял во льду. Шуга настолько спрессовалась, что по ней можно было ходить вокруг теплохода.
Экипаж РТ-293 пытался размывать лёд винтами, РТ-292 упёрся в его нос и подталкивал, а РТ-290 держал его за корму на буксире. В какой-то момент суда расчалились. РТ-290 и РТ-292 успели выбраться, а 293-й остался в оковах льда на двое суток.
С нами была Зинаида Ивановна, повар предпенсионного возраста. Вот она намучилась с нами! Боялась очень — корпус начал потрескивать! — вспоминает Василий Николаевич.
На вторые сутки РТ-293 при помощи других теплоходов наконец удалось вырваться вниз по течению. После прохождения мостов Каширы двигаться стало проще, а после Каширской ГРЭС за счёт большого количества тёплой воды до Коломны путь был практически чистым.
Дойдя до Щурово, РТ-293 взял на буксир суда в сторону Серпухова. На подходе к Серпухову вышел из строя регулятор правого двигателя, поэтому теплоход был вынужден остаться на ремонт.
Так к середине ноября 1979 года закончилась эта ледовая эпопея.
Вашему вниманию еще несколько публикаций о судоходстве на Оке в советское время:
Спасибо за Ваш интерес!