Найти в Дзене
ARINSKY

Удивительно, как часто ходили речные теплоходы в СССР! Показываю старое расписание

Сейчас на Оке нет регулярного пассажирского сообщения. Лишь рядом с большими городами изредка проплывают неторопливые «Москвичи». А теперь представьте, что с конца 1960-х по ней носились быстроходные суда с водомётным движителем, каждый из которых мог брать до полусотни пассажиров! Раз начав заниматься какой-то темой, возвращаешься к ней снова и снова, тем более, если есть ещё люди, которые помнят старые времена. Не так давно буклет и несколько фотографий из своего архива мне передал Василий Николаевич Горожанов — потомственный речник, работавший рулевым на теплоходе Заря-145 и в последующем на других теплоходах в районе Серпухова. К концу 1970-х на участке от Коломны до Калуги работало 11 быстроходных теплоходов проекта «Заря», первыми поступили номера 29 и 34. Этот участок Средней Оки разделялся в навигацию на три основных сегмента. Первым интересным документом, который представил В.Н. Горожанов, является расписание теплоходов на этих участках, вся представленная там информация поз
Оглавление

Сейчас на Оке нет регулярного пассажирского сообщения. Лишь рядом с большими городами изредка проплывают неторопливые «Москвичи». А теперь представьте, что с конца 1960-х по ней носились быстроходные суда с водомётным движителем, каждый из которых мог брать до полусотни пассажиров!

Кадр из архивной кинохроники
Кадр из архивной кинохроники

Раз начав заниматься какой-то темой, возвращаешься к ней снова и снова, тем более, если есть ещё люди, которые помнят старые времена. Не так давно буклет и несколько фотографий из своего архива мне передал Василий Николаевич Горожанов — потомственный речник, работавший рулевым на теплоходе Заря-145 и в последующем на других теплоходах в районе Серпухова.

 «Заря-70» на Оке у Пущино. Негатив Ю.Беспалов, оцифровка А. Иванов Капитан-механик "Зари-70"- Константин Викторович Ширин
«Заря-70» на Оке у Пущино. Негатив Ю.Беспалов, оцифровка А. Иванов Капитан-механик "Зари-70"- Константин Викторович Ширин

К концу 1970-х на участке от Коломны до Калуги работало 11 быстроходных теплоходов проекта «Заря», первыми поступили номера 29 и 34. Этот участок Средней Оки разделялся в навигацию на три основных сегмента. Первым интересным документом, который представил В.Н. Горожанов, является расписание теплоходов на этих участках, вся представленная там информация позволяет лучше представить значение речного транспорта в годы СССР.

Калуга — Головнино, 27 км

Наиболее непростым для навигации участком можно считать участок от Калуги до Головнино длиной в 27 км. В настоящее время участок представляет трудность даже для прохождения на байдарке или другой небольшой лодки:

Трудные перекаты находятся после впадения Угры. Там реальный порог, думаю метра на 4 перепад высоты на протяженности русла 200 метров
Александр Холодников, любитель сплавов на каноэ

Теплоходы «Заря» оснащались мощным двигателем в 1000 л.с., развивая скорость до 45 км/ч. Проверим, что получалось на практике, взглянув на расписание, в левой колонке представлен километраж сегмента:

Согласно расписанию каждый рейс стартовал в Калуги, проходил 27 километров примерно за час, и возвращался обратно.

Таким образом, реальная средняя скорость с учётом остановок вверх по течению составляла около 30 км/ч. Неплохо, согласитесь! Именно это позволило теплоходам «Заря» стать настоящим речным автобусом СССР!

Фото из книги "На Окской широте", 1982 год. Очковские горы. Источник: http://spkfleet.ru
Фото из книги "На Окской широте", 1982 год. Очковские горы. Источник: http://spkfleet.ru

Обратные рейсы представлены в статье ниже, согласно этим данным вниз судно шло за 50 минут, т.е. на 2-3 километра в час быстрей. Кто плавает по реке, напишите в комментариях скорость течения сегодня!

Калуга — Серпухов, 131 км

Этот сегмент был самый длинный, с большим количеством остановочных пунктов у деревень и тур-баз вдоль Оки. Согласно расписанию, пять рейсов теплоходов стартовало, начиная с 5:00 и проходя 131 км примерно за 4:40 минут, т.е. примерно с той же средней скоростью что и в расчёте сверху (с поправкой на увеличение времени простоя на остановках):

В осенний период ходили лишь два рейса (фото 4 галереи выше).

Способность речного автобуса «Заря» приставать носом, буквально выплывая на берег, расположение дверей в передней части судна – эффективно позволяло решать вопрос остановок без оборудования специальных причалов:

Посадка на "Зарю" у Ладыжино, 1970-й год
Посадка на "Зарю" у Ладыжино, 1970-й год

В летнее время в наиболее плотном по заселённости и туристическим объектам районе Серпухов-Поленово-Велегож вводились дополнительные рейсы:

-7

На зимнее время все суда возвращались в Серпухов и находились на берегу затона:

«Зимний сон» Все теплоходы «Заря» в затоне Серпухова. Предположительно 1970-ые годы. Задний план плохо просматривается, но тоже прекрасен
«Зимний сон» Все теплоходы «Заря» в затоне Серпухова. Предположительно 1970-ые годы. Задний план плохо просматривается, но тоже прекрасен

На фотографии можно насчитать 9-10 антенн, 9 рубок теплоходов, несколько номеров заметны из-под снега.

Серпухов-Кашира-Коломна – 124 км

Самый нижний по течению сегмент охватывал участок Оки от Серпухова до Бачманово у Коломны:

Таким образом, разработанные советскими инженерами для рек малой глубины теплоходы «Заря» на несколько десятилетий стали настоящими речными автобусами, позволяя эффективно использовать реки как транспортные артерии между различными областями и небольшими деревнями вдоль рек.

Иван Тарасович Урусов трудился на Оке с 1970-х. Здесь — управляет теплоходом проекта «Зарница», фото 2024 года
Иван Тарасович Урусов трудился на Оке с 1970-х. Здесь — управляет теплоходом проекта «Зарница», фото 2024 года

Недавно я обнаружил расписание на 1976 год, где рейсов ещё больше:

Также можно почитать подробней обо всех скоростных судах, ходивших от Калуги до Коломны:

Спасибо за ваш интерес! До встречи на канале!