Поводом к очередной публикации по речным перевозкам стала пара впечатляющих старых фотографий караванов из нескольких барж на Оке в районе Серпухова.
На первой фотографии видим прохождение по Оке каравана из по крайней мере четырёх барж. Ещё более интересна представленная чуть ниже фотография 1967 года, где запечатлён состав из пяти барж!
Вот что рассказал об особенностях вождения таких караванов ветеран серпуховского флота, потомственный речник Василий Николаевич Горожанов.
Наиболее трудным для прохождения в районе Серпухова был железнодорожный мост через Оку. Большие вопросы, как караван из пяти барж мог пройти это место. Возможно, изначально от Ланшинского карьера вышло три баржи, а ниже Серпухова было добавлено ещё две баржи, которые загрузили гравием с земснаряда?
Такие караваны барж шкипера называли составами, или возами.
Сзади состава барж хорошо видна спущенная в воду цепь-волокуша. Она постоянно использовалась на реках для улучшения курсовой устойчивости воза барж — уменьшения «рыскливости» буксируемого состава. Длина цепи составляла от 70 до 100 метров:
Обычно составы барж формировали на левом берегу Оки в Ланшино, выше устья Протвы, где течение Оки более спокойное. К первой барже крепили цепь-волокушу, удерживавшую её на месте и далее добавляли следующие баржи.
Иногда использовалось две цепи. После прохождения Серпуховского железнодорожного моста — ближе к Кашире одну из цепей убирали и продолжали движение до Коломны с одной цепью.
На сибирских реках вместо цепей-волокуш использовали деревья — в основном, сосны или ели. Дерево срубали, за верхушку цепляли тросом и крепили к барже.
Цепи-волокуши также использовались при движении по шлюзам Москва-реки.
Василий Николаевич вспоминает о прохождении шлюза Северка (шестого гидроузла Москворецкой шлюзованной системы, который находится в нижнем течении Москва-реки у Коломны. Остальные пять расположены выше по течению):
От устья Москвы до шлюза проходили 16 км, выпустив цепь-волокушу. Заходили в шлюз, ворота не закрывали. Трое матросов двигались на лодке, собирали цепь вручную, вытаскивали её на баржу, после чего начиналось шлюзование. После прохождения шлюза пароход давал гудок. Отец звал меня, и я бросал конец цепи в реку.
Состав барж на фото ведёт буксир – предположительно, пароход «Навигатор». Далее идет 800-тонная баржа, и ещё четыре 670-тонные баржи.
Колёсный пароход проекта 733 «Навигатор» был построен в 1953 году на судостроительном заводе «Ленинская Кузница» в Киеве. Пароход прослужил на Оке до 1973 года.
По воспоминаниям работавшего на пароходах тех лет матроса Алексея Красина — самым лучшим из пяти Серпуховских пароходов был именно «Навигатор».
Друзья, буду рад вашим комментариям и дополнениям по теме прохождения составов барж!
Ещё можно прочитать:
Спасибо за ваш интерес!