Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как Египетское иконоборчество стало началом разрушения всех искусств и подмены понятий

Оглавление

Иконоборчество имело место вспышками на протяжении тысяч лет в фараоновском, коптском и исламском Египте.

Деталь древнеегипетской стелы Седжу времен V династии , 2500-350 гг. до н. э., из Бруклинского музея
Деталь древнеегипетской стелы Седжу времен V династии , 2500-350 гг. до н. э., из Бруклинского музея

Иконоборчество достигло своего пика в Египте в раннюю христианскую эпоху, а под властью мусульман происходило только эпизодически. В этой статье будут рассмотрены некоторые примеры и история иконоборчества в Древнем Египте.

Иконоборчество фараонов

Эхнатон вырезал имя Аменхотепа III, а Рамзес II восстановил его.
Эхнатон вырезал имя Аменхотепа III, а Рамзес II восстановил его.

Памятники в Древнем Египте часто подвергались иконоборчеству со стороны личных врагов человека, которому они были посвящены. Обычно они просто вырезали нос, поскольку через него в тело входило дыхание жизни... (некоторые античные статуи заиграли новыми красками)

Многие фараоны повторно использовали статуи своих предшественников, переделывая их в своем собственном стиле и высекая на них свои собственные имена. Они также демонтировали памятники своих предшественников и возводили на их месте свои собственные.

Однако фактическое разрушение памятников и произведений искусства фараонов с намерением преднамеренного разрушения было редким явлением во времена фараонов.

Пожалуй, единственный явный случай этого — иконоборчество фараона Эхнатона. Он навязал стране поклонение единому богу. Чтобы поддержать свою новую идеологию, он приказал вырезать имена и изображения бывшего главного государственного бога Амона.

Иконоборцы раннего христианского Египта

Шенуте, иконоборец в церкви Красного монастыря в Сохаге, Marginalia Los Angeles Review of Books
Шенуте, иконоборец в церкви Красного монастыря в Сохаге, Marginalia Los Angeles Review of Books

Монашеская жизнь впервые получила развитие в египетской пустыне. Многие египетские монахи на самом деле были бывшими языческими жрецами. Будучи обращенными в христианство, они часто брали на себя очень ревностную роль в противостоянии древней религии и ее символам.

Одним из самых ярых иконоборцев был глава Белого монастыря Шенуте. Он является одним из самых почитаемых святых Коптской церкви. Одна из самых известных историй о его иконоборчестве произошла, когда он решил отправиться в деревню Пнейт, чтобы уничтожить языческих идолов. Язычники прослышали о его приближении и закопали магические заклинания по пути в деревню, надеясь помешать ему. Шенуте подъехал к деревне на осле, который "сам" копал и раскрывал каждое из заклинаний, позволяя ему продолжить путь... Шенуте в конце концов добрался до деревни, вошел в храм и разбил все статуи внутри... (Вандал)

Изображения древних богов боялись

Поврежденные фигуры Гора, Амона и Тота в храме Изиды в Филе, VI в. до н.э.
Поврежденные фигуры Гора, Амона и Тота в храме Изиды в Филе, VI в. до н.э.

Сегодня неверующие в древнюю религию считали бы египетские статуи и храмовые рельефы обычным изображением, имеющим культурную и историческую ценность. Однако в раннюю христианскую эпоху в Древнем Египте такие произведения искусства рассматривались как изображения демонов. Эти демоны, перестали быть в умах людей благожелательными божествами, и согласно подмененным понятиям - творили зло.

Один монах рассказал, как он обратился в христианство уйдя из язычества, увидев этих "демонов" в детстве. Он сопровождал своего отца, языческого жреца, в храм. Он сказал, что там появился Сатана вместе с несколькими демонами, которые докладывали ему. Каждый из них рассказал о действиях, которые они совершили, чтобы посеять раздор и проблемы среди людей. Последний отчитывающийся демон сказал Сатане: «Я был в пустыне 40 лет, ведя войну против одного монаха, и сегодня ночью я низверг его в блуд». Впечатленный стойкостью монаха, ребенок решил немедленно обратиться в христианство.

Иконоборчество использовалось для обращения язычников в новую религию

Статуя Гора в храме Эдфу, 57 г. до н.э., USA Today/Getty Images
Статуя Гора в храме Эдфу, 57 г. до н.э., USA Today/Getty Images

Одним из самых известных мест конфликта между язычниками и христианами был храм Филе. Этот храм был одним из последних оплотов язычества в Древнем Египте. Христиане были такими изгоями, что им приходилось служить мессу тайно.

Говорят, что первый епископ Филе, Македоний, предпринял смелые действия иконоборчества, чтобы силой навязать свои религиозные взгляды региону. Местные жители поклонялись статуй сокола (вероятно, Гору) в храме. Епископ - очередной вандал, вошел в храм, притворившись, что хочет принести жертву. Двое сыновей жреца храма начали разжигать огонь для жертвоприношения. Пока они отвлекались на это действие, епископ сломал голову статуе и бросил ее в огонь.

Есть свидетельства того, что местное население продолжало поклоняться в языческом храме в течение некоторого времени. Однако христиане повредили многие барельефы в храме.

Древние гробницы и храмы как монашеские кельи

Баптистерий в гробнице Панехси в Телль-эль-Амарне, 1346 г. до н.э.
Баптистерий в гробнице Панехси в Телль-эль-Амарне, 1346 г. до н.э.

Одной из причин, по которой монахи чувствовали такую ​​сильную потребность в борьбе с демонами, было то, что они разбивали лагеря в древних гробницах и храмах, расхищали их и использовали в качестве монашеских келий и церквей. Зачастую изменяя изображения на новоделы.

Одной из таких гробниц была гробница Панехси в Телль-эль-Амарне. Раннее духовенство повторно использовало эту гробницу как баптистерий, испортив апсиду в стене гробницы. Рядом было испорчено до полной вырезки изображение Эхнатона и его жены, поклоняющихся Атону. По иронии судьбы, эти ранние христиане подчистую вырубили лицо иконоборца Эхнатона. Они нарисовали красный крест и знаки альфу и омегу поверх того места, где была изображена его жена Нефертити. Позже они вовсе заштукатурили всю сцену.

Некоторые монахи пытались показать, что статуи — это просто безжизненные фигуры

Фреска с изображением римских сенаторов, собравшихся у подножия императорского трона, нарисованная поверх древних рельефов в Луксорском храме, III в. н. э., предоставлена ​​Американским исследовательским центром в Египте.
Фреска с изображением римских сенаторов, собравшихся у подножия императорского трона, нарисованная поверх древних рельефов в Луксорском храме, III в. н. э., предоставлена ​​Американским исследовательским центром в Египте.

Во время беспорядков группа монахов переехала в храм вместе и договорилась, что каждый из них останется один в комнате в храме на неделю. Один монах по имени Ануб каждое утро вставал и бросал камни в лицо статуи... Каждую ночь он преклонял колени перед ней и просил прощения. В конце одной недели его братья-монахи усомнились в его христианской вере. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы мы оставались друг с другом, давайте будем как эта статуя, которая не двигается, будь она оскорблена или прославлена».

Христиане, по-видимому, считали храмы достаточно безопасными, чтобы превратить их в церкви, включая некоторые из самых известных храмов, посещаемых туристами сегодня. К ним относятся Луксорский храм, Мединет-Абу и храм Филе.

Иконоборчество часто сопровождалось грабежами и убийствами

Бюст Сераписа в Серапеуме в Александрии, копия греческого оригинала IV в. до н. э., получена из Чикагского университета
Бюст Сераписа в Серапеуме в Александрии, копия греческого оригинала IV в. до н. э., получена из Чикагского университета

Один из самых известных случаев иконоборчества произошел в Александрии в одном из ее самых известных храмов, Серапеуме. Христианство стало религией Римской империи, но там все еще было значительное языческое население.

Нехристиане восстали, что привело к многочисленным смертям. Епископ Феофил испросил у императора приказ разрушить храмы, который тот удовлетворил. Феофил вошел в Серапеум и нашел гигантскую статую бога из дерева и металла, руки которого касались обеих сторон храма.

Ходили слухи, что произойдет землетрясение и небо рухнет, если статуя будет разрушена, поэтому поначалу люди не решались атаковать ее. Но когда солдат взял топор и занялся вандализмом - ничего не произошло, слух оказался ложным. Поэтому он принялся рубить статую на куски. Христиане растащили эти куски по городу на веревках и в конце концов сожгли их.

Сообщалось также, что христиане разграбили храм сверху донизу, оставив только пол, поскольку он был слишком тяжелым, чтобы его можно было вывезти...

Мусульманские иконоборцы

Статуя Исиды Лактанс , 26-я династия, в Лувре, через Викимедиа.
Статуя Исиды Лактанс , 26-я династия, в Лувре, через Викимедиа.

Ислам пришел в Египет в 641 году нашей эры. Однако, в отличие от ранних дней христианства в Древнем Египте, не было попыток уничтожить древние памятники посредством иконоборчества, не говоря уже о церквях коптов.

Только в конце 13 и 14 веках были предприняты согласованные усилия по уничтожению древних памятников. В то время местные жители видели в Большом Сфинксе талисман, защищающий урожай в этом районе от песчаных бурь. Суфийский шейх велел сломать Сфинксу нос. Люди считали, что его поступок был причиной различных бедствий, которые последовали дальше, включая христианский крестовый поход и песчаные бури. Поэтому они потащили его к судье, и, наконец, толпа взяла верх, разорвав его на части в суде и оттащив его тело обратно к Сфинксу, где и похоронили.

Кроме того, статуя Исиды, кормящей своего сына Гора, стояла перед Висячей церковью в районе, который сейчас является районом Старого Каира. Она считалась любимой Большого Сфинкса, который стоял почти в 10 километрах перед Пирамидой Хефрена на другой стороне реки Нил. Ищущий сокровища некий принц разбил статую в 1311 году. Однако более века спустя историки отметили, что ничего плохого не произошло из-за разрушения статуи, которая, как считалось, защищала территорию от наводнения.

Повторное использование древних памятников в мечетях исламского Каира

Рельеф Рамсеса II, использованный в качестве порога восточных ворот Кусун Викала в исламском Каире, через Google Books
Рельеф Рамсеса II, использованный в качестве порога восточных ворот Кусун Викала в исламском Каире, через Google Books

В этот период многие из древних памятников были разрушены, растащены в качестве строительных материалов для повторного использования, включая вышеупомянутую статую Изиды и Гора. Облицовочные камни пирамид Гизы массово извлекались для строительства исламского Каира. Было легче переместить эти блоки, чем добывать камень и создавать блоки с нуля. (теперь понятно куда делась то облицовка с пирамид)

Храмы Гелиополя к востоку от Каира служили фактически карьером где добывали материалы. Место было связано водным каналом с исламским Каиром, что позволяло легко перемещать их. Строители мечетей часто использовали их для перемычек и порогов. Твердость камней делала их идеальными для этой цели. Но также существовало символическое вандальное значение в том, чтобы топтать камни из гробниц древних фараонов при входе и выходе из мечетей.

Являются ли рассказы об иконоборчестве историческими?

Протестующие сносят статую работорговца , Бристоль, Великобритания, 2020 г., через Click2Houston
Протестующие сносят статую работорговца , Бристоль, Великобритания, 2020 г., через Click2Houston

В некоторых случаях историки ставят под сомнение историчность историй иконоборчества, о которых говорится в этой статье. Действительно, историкам иногда неловко изображать людей, которых они изучают, как вовлеченных в такие экстремальные, вандальные действия. Однако снос статуй в наши дни, порча предметов искусства на выставках и в музеях показывает нам, что памятники, которые почитались и уважались в течение долгого времени, могут быть разрушены отдельными лицами и группами и в наше время.

Как вы думаете, подобные действия могут быть как то оправданы? Хоть сейчас, хоть в исторической ретроспективе?

#история #египет #храмы #пирамиды #гиза #иконоборчество #вандализм #статуи #уход в прошлое #облицовка пирамиды #сфинкс #эхнатон #гробницы #мародёрство #разграбление могил #артефакты