КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Предыдущие главы:
ФОРТ КОНСТАНТИН
Снова на Зимней пристани
Пройдя мимо Летнего сада с Петровской улицы попадаешь на Макаровскую улицу и оказываешься в центре туристической жизни Кронштадта. Здесь находится парадный Морской фасад. Со стороны крепостного города тянется квартал Губернских домов, в которые Пётр 1 намеревался переселить элиту – лучших людей со всей России, а с другой стороны открывается вид на знаменитые кронштадтские гавани. Вдоль южного берега острова Пётр посчитал ненужным возводить крепостную стену. По его замыслу хорошо укреплённые гавани, вдоль которых стояли корабли военно-морского флота, должны были стать надёжной защитой города. И Кронштадт остался открытым с южной стороны острова.
Между гаванями и Губернскими домам в 19 веке по инициативе известного мореплавателя Беллинсгаузена, во время его нахождения в должности губернатора Кронштадта, был разбит Петровский парк, с которым знакомятся все, кто впервые приезжает в Кронштадт. Пройдя по его аллеям, попадаешь на легендарную Зимнюю пристань, которая с 19 века стала главной в Кронштадтском порту. Здесь туристы любуются стоящими на рейде кораблями и морской панорамой. На самом деле, сегодня это всего лишь смотровая площадка, своеобразная выставка, демонстрирующая гостям Кронштадта «морскую картинку из жизни военно-морского города».
А Зимняя пристань находится рядом. В 20 веке к ней причаливали паромы, регулярно ходившие между Кронштадтом и расположенным напротив городом Ломоносовым. Когда построили дамбу и регулярное морское сообщение между городом и материком прекратилось, а Летнюю пристань закрыли, летом сюда стали причаливать метеоры, привозившие в Кронштадт туристов. Отсюда же отправлялись туристические теплоходы к фортам. Сегодня и эта функция почти утрачена. Теперь туристы по заливу прибывают на недавно открытый остров Фортов. Там же организуют маршруты по акватории Кронштадтского порта.
И всё же, пока Зимняя пристань продолжает работать. От неё ежедневно отправляется небольшой теплоход, курсирующий по расписанию между островом Котлин и фортом Константин. Тем, кто уже когда-то гулял по Петровскому парку, возможно, интересно будет к ней подойти. Для этого, двигаясь от Петровской улицы, надо пройти мимо здания Арсенала по Арсенальному переулку. А от смотровой площадки с вазами и кораблями надо идти вдоль залива. В конце переулка стоит небольшая будка, где продают билеты на рейсы теплохода Рипербан.
На «Рипербане» к «Константину»
Этот корабль появился в Кронштадте в 2009 году. Прибыл сюда из Германии, когда оказался ненужным по месту своей прежней прописки. А появился на свет он в 1954 году в Гамбурге как паром ледокольного типа пароходной компании HADAG. Имя ему дали Рипербан, и оно сразу сделало новенький кораблик привлекательным. Дело в том, что так называлась известная улица в Гамбурге с множеством увеселительных заведений, кабаков и клубов. В 1950-х годах она стала популярной у рок-музыкантов. Здесь выступали все прославленные звёзды мирового рока, в том числе группы Beatles, Rolling Stones, Queen.
Пароходик Рипербан курсировал по Эльбе, перевозил немцев с берега на берег, а в его уютном салоне можно было прекрасно отдохнуть за кружкой пива, слушая любимую музыку. Имя, данное кораблю, сделало своё дело, и привлекало не только пассажиров и туристов, но и тех же музыкантов, что выступали на одноимённой улице. А ещё Рипербан можно было взять в аренду. В то время, когда в СССР такой вид отдыха ещё и представить было невозможно, в Германии на Рипербане устраивали шумные вечеринки, в том числе, сами музыканты.
Но, отслужив полвека, популярный некогда теплоход износился морально и физически. Интерьеры кают компании уже не привлекали пассажиров, как и состарившиеся рок музыканты, и в начале 21 века от Рипербана решили избавиться. Вот тогда его и приобрела российская транспортная кампания «Третий парк». Корабль с любовью отреставрировали, как музейную редкость. Привели в порядок не только отличный немецкий механизм, но и ретро-салон, воссоздав легендарные интерьеры. Теперь его можно арендовать, как когда-то в Германии! А ещё он курсирует к форту Константин, где после «реанимации» получил новую прописку.
Тех, кто неожиданно принимает решение и отправляется на морскую прогулку на Рипербане, спустившись в салон, приятно удивляет интерьер в стиле 60-х годов, который оживляют фотографии знакомых музыкантов. Неожиданно раздаётся голос экскурсовода. Сначала он знакомит собравшихся на борту с историей Рипербана, а во время морской прогулки рассказывает обо всём, что появляется за бортом. И история кронштадтских фортов будет оживать на глазах по мере приближения к ним. Форт Константин – конечный пункт.
Совершив чудесную морскую прогулку, можно сразу вернуться назад, потому что, высадив туристов, Рипербан отправится в обратный путь. Но, всё-таки, лучше остаться погулять по территории форта и познакомиться с его историей.
Форт, который доступен для всех
Форт был основан в 1807 году по указу императора Александра 1, когда Россия готовилась к возможной войне с Англией и усиливала свои морские боевые позиции. Поначалу это была Двойная Южная батарея, поставленная у самой кромки фарватера на расстоянии менее километра от берега острова. В дальнейшем форт многократно укреплялся, оснащался новыми видами орудий. И хотя войны с Англией при Александре 1 удалось избежать благодаря дипломатии, форт пригодился в других войнах и стал одним из самых мощных артиллерийских укреплений Кронштадта. При Николае 1 фортификационные сооружения были перестроены в камне. В годы Крымской войны форт сыграл решающую роль, став заслоном на пути вражеских кораблей, вошедших в Финский залив. Немалая заслуга в организации обороны Кронштадта принадлежала великому князю Константину Николаевичу, который первый в семье Романовых стал морским адмиралом. И форт получил название «Константин».
Но после падения Российской империи он постепенно стал приходить в запустение. А когда в 1960-х годах оружие вывезли, а территорию перестали охранять, он и вовсе пришёл в упадок. Во время строительства дамбы в 1980-х прибрежную часть между островом и фортом осушили, и он превратился в «полуостров», примыкающий к Котлину. Тогда на нём разместили автобазу.
Разрушающиеся на форте постройки в конце 1990-х привлекли к нему внимание неформальной молодёжи. Здесь устраивались знаменитые Рейв-вечеринки. Но с 2006 года владельцем территории стала транспортная кампания «Третий парк», хорошо известная сегодня голубенькими автобусами, разъезжающими по всем районам Петербурга. Территория форта новыми хозяевами постепенно приводится в порядок, реставрируются сооружения, и форт превращается в исторический туристический центр. Поэтому сюда не стоит спонтанно отправляться, соблазнившись морской прогулкой от Зимней пристани. Лучше ещё раз вернуться в Кронштадт, посвятив целый день путешествию на форт Константин.
Здесь можно пройти по дотам. Так называются долговременные огневые точки. В амбразуру дота можно увидеть залив и представить, что чувствовали военные, находясь на боевом посту. Можно осмотреть помещения, в которых отдыхали бойцы. Честно говоря, комфортными условия назвать трудно. Чтобы прогулка стала ещё интересней, можно воспользоваться услугами работающих на Константине гидов. Кстати, вернуться в Кронштадт с форта можно не только по морю. Отсюда ходит рейсовый автобус.
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!