Найти в Дзене
А что бы сказал Фрейд?

Агрессивное поведение детей

Оглавление

Дети часто проявляют свою агрессию по отношению ко взрослым или сверстникам. Это могут быть драки в детском саду, истерика с дракой перед мамой, различные ругательства.

В первую очередь такое агрессивное поведение связано с еще не окрепшей психикой и недостаточно сформированной саморегуляцией. Если взрослый человек может взять паузу и «выдохнуть», то ребенку это просто не доступно. До 6-7 лет навыки произвольности развиты очень слабо, особенно у возбудимых детей. У них есть эмоция, с которой они не могут справиться и которая является импульсом к поведению, а «тормоза» не предусмотрено.

Но огромную роль в агрессивном поведении ребенка играет его окружение. В результате эксперимента, проведенного А.Бандурой и его коллегами было выявлено, что дети чаще демонстрируют агрессивное поведение, если видели его ранее.

Эксперимент с куклой «Бобо»

В эксперименте участвовали 72 ребенка (36 девочек и 36 мальчиков) в возрасте от 3 до 5 лет. Цель эксперимента — выяснить, будут ли дети копировать агрессивное поведение взрослого.

В процессе эксперимента детям предлагали пройти 3 комнаты (3 этапа):

  1. Детям предлагали поиграть с различными игрушками, а в другой части комнаты располагалась кукла Бобо. Взрослый (мужчина или женщина для разных групп) играл с куклой, а после проявлял к ней агрессивное поведение (бил ее надувным молотком, ругал, садился верхом и т.д). Также в эксперименте участвовала контрольная группа, в которой взрослый не проявлял агрессивного поведения к кукле.
  2. Следующая комната служила для ребенка способом возбуждения агрессии. В ней также находились игрушки, но как только ребенок начинал с ними играть, экспериментатор запрещал это делать.
  3. Третья комната выступала проверочной. В ней также находились различные игрушки и та самая кукла «Бобо». Ребенку разрешали играть так, как он захочет.

В ходе эксперимента выяснилось следующее:

  • Дети действительно чаще всего имитировали поведение взрослого — проявляли агрессивное или неагрессивное поведение к кукле, в зависимости от того, какое поведение показывал взрослый в первой комнате. Причем чаще всего дети показывали именно те способы, которые им демонстрировали.
  • Дети чаще копировали поведение взрослого своего пола (девочки копировали женщин, а мальчики — мужчин).
  • Мальчики чаще проявляли физическую агрессию, а девочки — вербальную.

Таким образом, эксперимент доказывает огромное влияние социума на агрессивность ребенка.

Продолжение эксперимента

Спустя время, Бандура провел еще один эксперимент, на этот раз использовав телевизор в качестве модели поведения.

В эксперименте участвовали 48 девочек и 48 мальчиков того же возраста. Их разделили на 4 группы:

  1. Первой группе показывали агрессию в реальном мире (без телевизора), при тех же условиях, что и в первой части эксперимента,
  2. Второй группе показывали агрессивное поведение к кукле в фильме (записанное на пленку агрессивное поведение мужчин и женщин к кукле «Бобо»),
  3. Третьей группе показывали мультфильм, в котором кот проявлял жестокость к кукле «Бобо»
  4. Четвертая группа была контрольной, им ничего не показывали.

Телевизор включали в процессе игры ребенка. Далее детей провожали в комнату с различными игрушками и той самой куклой.

В результате было выявлено, что дети 1,2 и 3 группы чаще проявляли жестокость и имитировали именно те проявления, которые видели.

Агрессивные дети

Важно заметить, что не все дети в эксперименте вели себя агрессивно. Среди них были и те, кто не проявлял агрессивного поведения, даже после увиденного. Из этого можно сделать вывод, что наблюдение агрессивного поведения не является единственным фактором формирования жестокости и агрессии детей.

Агрессия — это поведение, в то время как есть базовый эмоциональный фон, из которого формируется агрессия (злость, гнев, раздражение, обида). Таким образом, для формирования жестокости и агрессивного поведения, ребенок должен испытывать негативные эмоции.

Кроме того, родители являются важными компонентами формирования личности. Их задача обучить ребенка справляться с гневом, развивать навыки саморегуляции, объяснять поведение других людей, и, самое главное, учить ребенка понимать и проживать свои чувства.

Таким образом, агрессивное поведение (как и любое другое) зависит от:

  • Эмоционального фона ребенка,
  • Окружающей ситуации (в первую очередь это семья, во вторую — детский сад/школа/двор и прочее),
  • Взаимоотношений внутри семьи и поведения родителей, а также навыков самих родителей справляться с гневом,
  • Окружающей ситуации в широком смысле слова — то, что ребенок увидел по телевизору, в игре, от других сверстников и так далее.

Если вы столкнулись с агрессией ребенка, попробуйте разобраться, что происходит, о чем ребенок переживает, какие его потребности остаются незамеченными. Подумайте, что вы можете ему объяснить и о чем поговорить. Используйте сказки, игрушки, истории для объяснения устройства мира.

_________________________

Больше постов в Telegram-канале: https://t.me/zvzpsy

Сайт (условия консультаций, цены): https://zvezdova.ru

Связаться со мной в telegram: https://t.me/ekimovaelis