Дети часто проявляют свою агрессию по отношению ко взрослым или сверстникам. Это могут быть драки в детском саду, истерика с дракой перед мамой, различные ругательства.
В первую очередь такое агрессивное поведение связано с еще не окрепшей психикой и недостаточно сформированной саморегуляцией. Если взрослый человек может взять паузу и «выдохнуть», то ребенку это просто не доступно. До 6-7 лет навыки произвольности развиты очень слабо, особенно у возбудимых детей. У них есть эмоция, с которой они не могут справиться и которая является импульсом к поведению, а «тормоза» не предусмотрено.
Но огромную роль в агрессивном поведении ребенка играет его окружение. В результате эксперимента, проведенного А.Бандурой и его коллегами было выявлено, что дети чаще демонстрируют агрессивное поведение, если видели его ранее.
Эксперимент с куклой «Бобо»
В эксперименте участвовали 72 ребенка (36 девочек и 36 мальчиков) в возрасте от 3 до 5 лет. Цель эксперимента — выяснить, будут ли дети копировать агрессивное поведение взрослого.
В процессе эксперимента детям предлагали пройти 3 комнаты (3 этапа):
- Детям предлагали поиграть с различными игрушками, а в другой части комнаты располагалась кукла Бобо. Взрослый (мужчина или женщина для разных групп) играл с куклой, а после проявлял к ней агрессивное поведение (бил ее надувным молотком, ругал, садился верхом и т.д). Также в эксперименте участвовала контрольная группа, в которой взрослый не проявлял агрессивного поведения к кукле.
- Следующая комната служила для ребенка способом возбуждения агрессии. В ней также находились игрушки, но как только ребенок начинал с ними играть, экспериментатор запрещал это делать.
- Третья комната выступала проверочной. В ней также находились различные игрушки и та самая кукла «Бобо». Ребенку разрешали играть так, как он захочет.
В ходе эксперимента выяснилось следующее:
- Дети действительно чаще всего имитировали поведение взрослого — проявляли агрессивное или неагрессивное поведение к кукле, в зависимости от того, какое поведение показывал взрослый в первой комнате. Причем чаще всего дети показывали именно те способы, которые им демонстрировали.
- Дети чаще копировали поведение взрослого своего пола (девочки копировали женщин, а мальчики — мужчин).
- Мальчики чаще проявляли физическую агрессию, а девочки — вербальную.
Таким образом, эксперимент доказывает огромное влияние социума на агрессивность ребенка.
Продолжение эксперимента
Спустя время, Бандура провел еще один эксперимент, на этот раз использовав телевизор в качестве модели поведения.
В эксперименте участвовали 48 девочек и 48 мальчиков того же возраста. Их разделили на 4 группы:
- Первой группе показывали агрессию в реальном мире (без телевизора), при тех же условиях, что и в первой части эксперимента,
- Второй группе показывали агрессивное поведение к кукле в фильме (записанное на пленку агрессивное поведение мужчин и женщин к кукле «Бобо»),
- Третьей группе показывали мультфильм, в котором кот проявлял жестокость к кукле «Бобо»
- Четвертая группа была контрольной, им ничего не показывали.
Телевизор включали в процессе игры ребенка. Далее детей провожали в комнату с различными игрушками и той самой куклой.
В результате было выявлено, что дети 1,2 и 3 группы чаще проявляли жестокость и имитировали именно те проявления, которые видели.
Агрессивные дети
Важно заметить, что не все дети в эксперименте вели себя агрессивно. Среди них были и те, кто не проявлял агрессивного поведения, даже после увиденного. Из этого можно сделать вывод, что наблюдение агрессивного поведения не является единственным фактором формирования жестокости и агрессии детей.
Агрессия — это поведение, в то время как есть базовый эмоциональный фон, из которого формируется агрессия (злость, гнев, раздражение, обида). Таким образом, для формирования жестокости и агрессивного поведения, ребенок должен испытывать негативные эмоции.
Кроме того, родители являются важными компонентами формирования личности. Их задача обучить ребенка справляться с гневом, развивать навыки саморегуляции, объяснять поведение других людей, и, самое главное, учить ребенка понимать и проживать свои чувства.
Таким образом, агрессивное поведение (как и любое другое) зависит от:
- Эмоционального фона ребенка,
- Окружающей ситуации (в первую очередь это семья, во вторую — детский сад/школа/двор и прочее),
- Взаимоотношений внутри семьи и поведения родителей, а также навыков самих родителей справляться с гневом,
- Окружающей ситуации в широком смысле слова — то, что ребенок увидел по телевизору, в игре, от других сверстников и так далее.
Если вы столкнулись с агрессией ребенка, попробуйте разобраться, что происходит, о чем ребенок переживает, какие его потребности остаются незамеченными. Подумайте, что вы можете ему объяснить и о чем поговорить. Используйте сказки, игрушки, истории для объяснения устройства мира.
_________________________
Больше постов в Telegram-канале: https://t.me/zvzpsy
Сайт (условия консультаций, цены): https://zvezdova.ru
Связаться со мной в telegram: https://t.me/ekimovaelis