Найти в Дзене
МХТ имени А.П. Чехова

Юбилей Раисы Максимовой

Сегодня день рождения народной артистки России Раисы Викторовны Максимовой.

Три роли - три возраста: Раиса Максимова в образах Джудит ("Ученик дьявола"), миссис Уоррен ("Профессия миссис Уоррен") и Вечной Алисы ("Северный ветер")
Три роли - три возраста: Раиса Максимова в образах Джудит ("Ученик дьявола"), миссис Уоррен ("Профессия миссис Уоррен") и Вечной Алисы ("Северный ветер")

В Художественный театр она пришла в 1956 году после окончания Школы-студии МХАТ, но что такое профессиональная сцена к тому моменту она знала уже хорошо: с 17-ти лет играла в спектаклях саратовских театров. Говорят, юному саратовскому театралу Олегу Табакову так нравилась актриса Максимова (которая была всего-то на шесть лет его старше!), что он пересмотрел тогда все ее роли. И много позже, когда они познакомились в Москве, часто говорил: «Рая, ты память моего детства».

Раиса Максимова, фото 1961 года
Раиса Максимова, фото 1961 года

Когда в Школе-студии вышел дипломный спектакль «Нора», где Максимова играла Нору, а ее однокурсник Олег Басилашвили – Хельмера, он имел такой успех, что о нем написала даже газета «Правда». После этого официального признания Максимову просто не могли не пригласить во МХАТ.

В Художественном театре она в первый же сезон получила главную роль – сыграла Мону в спектакле Марии Кнебель и Василия Маркова «Безымянная звезда». Эта история о том, как в захолустный городок заносит блестящую молодую красавицу, и как в нее влюбляется местный учитель, известна нам по фильму Михаила Козакова. О такой роли, как Мона, можно было только мечтать – как и о таком потрясающем партнере, каким был игравший учителя Юрий Эрнестович Кольцов. Театральная Москва мгновенно влюбилась в спектакль и в дебютантку.

В роли Моны в спектакле "Безымянная звезда", 1957 г. Фото Адольфа Горнштейна
В роли Моны в спектакле "Безымянная звезда", 1957 г. Фото Адольфа Горнштейна
«Можно было бы сыграть Мону этакой светской львицей, безнадежно опустошенной и развращенной богатыми бездельниками. – писала в 1957 году газета «Московский комсомолец». – Совсем другой предстает перед зрителем Мона – Максимова. Смотришь на нее и понимаешь, что это юное обаятельное существо еще совсем не знает жизни. Мона инстинктивно чувствует себя чужой среди богатых “денди”... Здесь, в этом городке, она, может быть впервые, встретила настоящего, душевно близкого ей человека. Быть подругой такого человека – счастье для Моны».

К сожалению, спектакль шел не очень долго. Впрочем, возможности молодой актрисы в театре уже оценили – в том же 1957-м она сыграла Джудит в «Ученике дьявола», а год спустя – Ирину в возобновленных «Трех сестрах» Немировича-Данченко. «Натянутая как струна, поэтичная и трепетная», – такой увидела ее Ирину легендарная Книппер-Чехова.

Спектакль "Три сестры": Маргарита Юрьева (Ольга), Ирина Мирошниченко (Маша) и Раиса Максимова (Ирина), 1976 г. Фото Игоря Александрова
Спектакль "Три сестры": Маргарита Юрьева (Ольга), Ирина Мирошниченко (Маша) и Раиса Максимова (Ирина), 1976 г. Фото Игоря Александрова

С «Тремя сестрами» Раиса Максимова объездила всю Европу, побывала в США. Вот только следующую роль в театре она получила… через 7 лет. Причем это был ввод в древний спектакль «На дне», поставленный еще в 1902 году Станиславским и Немировичем-Данченко. Такая во МХАТе до прихода Олега Ефремова была жизнь.

Ефремова Максимова в интервью не раз называла «великим реформатором». Сыграла в его «Перламутровой Зинаиде», «Последних», в народном хите «Старый Новый год», в «Варварах» и «Утиной охоте». Встречалась в работе с другими режиссерами – Романом Виктюком, Николаем Скориком, Анатолием Эфросом (Максимова была Машей в его «Эшелоне», а в искрометном «Тартюфе» в состав с Ангелиной Степановой играла госпожу Пернель). Обе постановки «Кабалы святош», осуществленные Адольфом Шапиро на мхатовской сцене, тоже не обошлись без ее участия. И в эпоху Олега Табакова Максимова играла немало, в том числе – ведущие роли.

Александр Калягин (Полуорлов) и Раиса Максимова (Клава) в спектакле "Старый Новый год", 1973 г. Фото Игоря Александрова
Александр Калягин (Полуорлов) и Раиса Максимова (Клава) в спектакле "Старый Новый год", 1973 г. Фото Игоря Александрова

Вообще Раису Викторовну можно было увидеть в разных постановках МХТ вплоть до самых последних лет. Она восхищала своей благородной красотой и включенностью в жизнь театра, своей доброжелательностью и энергией. Даже 90-летний юбилей в 2019 году она отметила на сцене, играя в спектакле «Северный ветер»!

Раиса Максимова (Нанда), Владимир Краснов (Бату), Ольга Яковлева (Ноэми), Станислав Любшин (Ненил) и Ирина Мирошниченко (Пьера) в спектакле "Немного нежности", 2003 г. Фото Олега Черноуса
Раиса Максимова (Нанда), Владимир Краснов (Бату), Ольга Яковлева (Ноэми), Станислав Любшин (Ненил) и Ирина Мирошниченко (Пьера) в спектакле "Немного нежности", 2003 г. Фото Олега Черноуса

Сегодня Раиса Викторовна на заслуженном отдыхе. Мы поздравляем ее с днем рождения, желаем здоровья и сил, а вам, дорогие подписчики, предлагаем прочесть архивный материал, опубликованный в газете «Вечерняя Москва» 25 лет назад, в 1999-м. Тогда редактор издательского отдела Художественного театра Наталия Бойко поговорила с Раисой Викторовной и записала несколько ее рассказов из своей жизни. Эти короткие истории и сегодня интересно читать.

Раиса Максимова (Воронкова) и Игорь Верник (Леонид) в спектакле "Ретро", 2002 г. Фото Екатерины Цветковой
Раиса Максимова (Воронкова) и Игорь Верник (Леонид) в спектакле "Ретро", 2002 г. Фото Екатерины Цветковой

Итак, слово Раисе Викторовне Максимовой:

От горничной – к Джульетте

В Саратове началась моя творческая жизнь. Однажды я разглядела крошечное объявление о дополнительном наборе в студию при драмтеатре имени Карла Маркса. Меня приняли. И «дебют» мой состоялся в «Последней жертве» – я играла горничную с подносом, трясясь, проходила по дальней части сцены. На большее рассчитывать не приходилось, поэтому я перешла в саратовский ТЮЗ. Без образования. И там за два года сыграла и Джульетту, и Изольду, и Беатриче, и столько сказок замечательных!

В Москву, в Москву!

На театральную конференцию в наш город приехали Топорков и Герасимов (очевидно, имеется в виду артист и педагог Олег Герасимов – прим.). Они преподавали в мхатовской студии и рассказывали, какая у них школа, сыграли фрагмент из «Плодов просвещения». После я обратилась к Топоркову, попросила посмотреть меня в «Ромео и Джульетте» и сказала, что хочу у них учиться. Получив их согласие, приехала в Москву, почитала отрывки и… меня приняли без экзаменов. А курс собрался – Евстигнеев, Басилашвили, Козаков, Доронина, Сергачев…

Играют даже тени

Актрисой сделала меня роль Ирины в чеховских «Трех сестрах» и окружение того времени: Массальский – мой учитель, Грибов, Орлов, Зуева, Болдуман, Попов. Однажды я спросила Грибова: «Алексей Николаевич, ну как у вас получается играть так естественно?!» – «Ой, Раиса, это так просто. Должна быть свобода мысли». Когда Грибов играл Фирса, уходя со сцены, за кулисами он продолжал шаркать ногами. Многие удивлялись: «Ведь вас не видно уже!» – а он в ответ улыбался: «Но тень-то моя играет».

Зуева меня учила: «Не морщи лоб, девчонка». А однажды мы с ней выступали на летней эстраде. Она – в гриме, в костюме. А на мне замшевые туфельки были. Когда Зуева увидела их, закричала: «Если б нас уже не объявили, я никогда не вышла бы с тобой на сцену! Разве можно играть в обуви, которую носишь на улице!»

Приятные мелочи

Раньше в театре традиция существовала: зайти поздравить с премьерой и какие-нибудь игрушечки принести. Даже великие артисты хоть конфетку дарили… если им нравилось, конечно. Я пришла перед самым своим первым спектаклем «Безымянная звезда», а весь мой стол в гримерке завален сюрпризами, Андровская мне керамического олененка подарила – до сих пор его храню. Сейчас это, увы, ушло.

Квартира с традициями

В квартире, которую мы получили, прежде жила Зуева. И когда наша семья переезжала, она сказала мне: «Рая, ты въезжаешь в святые стены, потому что их освятил сам патриарх». Эти стены видели и первое поколение МХАТа, и второе, и Чкалов бывал здесь, когда ухаживал за Зуевой, и Пастернак, когда писал ей стихи. Ее дом славился гостеприимством.

У нас тоже раньше часто устраивались застолья. Я люблю готовить. Как сын мне говорит: «Мам, ты можешь выйти на мировой рынок со своими лобио, солеными огурцами и пельменями».

Раиса Максимова (Бодаева), Наталья Тенякова (Гурмыжская) и Галина Киндинова (Милонова) в спектакле "Лес". Фото Александра Иванишина
Раиса Максимова (Бодаева), Наталья Тенякова (Гурмыжская) и Галина Киндинова (Милонова) в спектакле "Лес". Фото Александра Иванишина

Фото из фондов Музея МХАТ

Генеральный спонсор театра – Банк ВТБ

Также будет интересно:

Юрий Завадский. Человек Серебряного века

Поэт педагогики

Борис Плотников. Чуткий мастер