Сегодня мы с любовью и благодарностью вспоминаем Бориса Григорьевича Плотникова – народного артиста России, прослужившего в Художественном театре 18 лет, сыгравшего на этой сцене немало замечательных ролей.
2 апреля ему могло бы исполниться 75 лет. А умер он в декабре 2020 года – уйдя из жизни в разгар пандемии.
Борис Григорьевич родился в Невьянске – городе в Свердловской области, известном своими династиями иконописцев-старообрядцев. Искусство, музыка, литература с самого начала были для него родной средой – Плотников мечтал стать пианистом, но в консерваторию его не приняли, и он выбрал актерскую стезю. Окончил Свердловское театральное училище, а позже – филологический факультет Уральского университета. Его утонченный, интеллигентный, одухотворенный облик диктовал определенный выбор ролей – в Свердловском ТЮЗе за Плотниковым закрепилось амплуа романтического героя. Он был Фердинандом в «Коварстве и любви», Арамисом и герцогом Бэкингемом в «Трех мушкетерах», Володей, однополчанином Бориса, в «Вечно живых».
Жизнь молодого актера изменила кинорежиссер Лариса Шепитько – она позвала Плотникова сыграть главную роль в фильме «Восхождение» по военной повести Василя Быкова. Его Сотников, бывший учитель, партизан, пойманный фашистами и восходящий на свою Голгофу, незабываем. Духовная сила Сотникова поражала, его чистый, одновременно кроткий и непреклонный взгляд отпечатался в душе каждого зрителя.
В 1978 году Борис Григорьевич переехал в Москву. Театр Сатиры, куда он устроился, переживал в то время пик своей популярности, но тонкое, интровертное, внутренне напряженное дарование Плотникова не слишком вписывалось в экспрессивную режиссуру Валентина Плучека. Впрочем, он сыграл Петю Трофимова в камерном «Вишневом саде» – одном из самых глубоких (при этом недооцененных) спектаклей Валентина Николаевича. Лопахиным там был Андрей Миронов. Миронов с удовольствием занимал Плотникова в собственных режиссерских работах: Борис Григорьевич сыграл Глумова в комедии Островского «Бешеные деньги», участвовал в постановке пьесы Салтыкова-Щедрина «Тени», которую Андрей Миронов как режиссер выпустил незадолго до своего внезапного ухода из жизни.
В 1988 году он перешел в Театр Советской Армии, где его дар был по-настоящему оценен. В спектакле Леонида Хейфеца «Павел I» он играл Александра I, и их дуэт с Олегом Борисовым – Павлом потрясал. Князь Мышкин в «Идиоте» и Алексей Иванович в «Игроке» Достоевского, Яго в «Отелло» Шекспира и Гарпагон в «Скупом» Мольера, Барон в «На дне» Горького и Неизвестный в «Маскараде» Лермонтова… Москва ходила «на Плотникова».
Он был одним из первых, кого Олег Табаков, возглавив Художественный театр, пригласил в труппу. Их уже объединяла работа в «Табакерке» — там с 1997 года Борис Григорьевич играл главные роли в «Камере обскура» и «Прощайте… и рукоплещите!». Первой ролью на мхатовской сцене стал Маркиз де Шаррон в «Кабале святош» в 2001 году.
Затем были «Художник, спускающийся по лестнице» (Мартелло), «Количество» (Солтер), «Копенгаген» (Вернер Гейзенберг), «Чайка» (Дорн), «Женитьба» (Жевакин). Параллельно артист сотрудничал с театром «Et Cetera», выступал с авторскими вечерами, посвящёнными поэзии Серебряного века и русскому романсу, и буквально до последних дней продолжал выходить на сцену Театра Олега Табакова: там им сыграны десять ролей, в том числе Войницкий, Собакевич, Чебутыкин… Последняя премьера с его участием состоялась в 2020 году – в спектакле Владимира Машкова «И никого не стало» Борис Плотников сыграл судью Уоргрейва.
Борис Григорьевич был актером с тайной и подлинным аристократом духа. Как и многие его герои, и в искусстве и в жизни он шел особым путем, не подстраиваясь под стремительный век и не размениваясь на суету. При этой особости, даже обособленности, он был чутким партнером и великолепным ансамблистом, настоящим мастером и рыцарем сцены. Работать и общаться с ним было счастьем.
Фото Виктора Баженова, Олега Черноуса, Екатерины Цветковой
Генеральный спонсор театра - Банк ВТБ
Также будет интересно: