13,6K подписчиков

Поэт педагогики

101 прочитал

Сегодня, 21 мая, 100 лет со дня рождения замечательного театрального педагога, создателя Нового драматического театра, режиссера Виктора Карловича Монюкова (1924 – 1984).

В.К. Монюков
В.К. Монюков

Он преподавал в Школе-студии МХАТ с 1947 года и до конца жизни, выпустил несколько актерских курсов, руководил кафедрой сценической речи и пластической культуры актера. Собственно, эту кафедру ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Захарович Радомысленский некогда и создал «под него», и Монюков замечательно ее развивал.

Среди его учеников – Олег Борисов и Игорь Кваша, Владимир Заманский и Лев Дуров, Николай Караченцов и Марина Голуб, Евгений и Галина Киндиновы, Наталия Егорова и Игорь Золотовицкий, Алексей Гуськов и Юрий Мороз, Борис Невзоров и Сергей Земцов. И многие, многие другие.

Вацлав Викентьевич Протасевич, зав. учебной частью Школы-студии МХАТ (в центре) со студентами. Над Протасевичем стоит Виктор Монюков, слева от него Олег Ефремов, справа - Игорь Дмитриев
Вацлав Викентьевич Протасевич, зав. учебной частью Школы-студии МХАТ (в центре) со студентами. Над Протасевичем стоит Виктор Монюков, слева от него Олег Ефремов, справа - Игорь Дмитриев

Настоящая фамилия Виктора Карловича была Франке, отец – из обрусевших немцев. Виктор Монюков родился в Москве, театром увлекся рано и свой первый спектакль – по «Острову сокровищ» Стивенсона – как говорят, поставил в коридоре коммунальной квартиры, где жил вместе с родителями.

Владлен Давыдов и Виктор Монюков в дипломном спектакле "Бесприданница", 1947 г.
Владлен Давыдов и Виктор Монюков в дипломном спектакле "Бесприданница", 1947 г.

Во время войны он служил в штабе ПВО на Западном фронте. Но в 1943 году вернулся в Москву – при Художественном театре открылась Школа-студия. Виктор Карлович поступил на тот самый первый, легендарный курс Школы-студии, выпускников которого Павел Марков окрестил «победителями» (в то время в Художественном театре репетировалась пьеса под таким названием). Однокурсниками Монюкова были Владлен Давыдов, Маргарита Анастасьева, Анатолий Вербицкий, Евгения Ханаева, Михаил Пуговкин, Владимир Трошин, Геннадий Печников, Иван Тарханов, Маргарита Юрьева. После окончания Школы-студии 16 человек приняли во МХАТ, выделив в отдельную «студийную» группу. А Монюков остался в альма-матер в качестве режиссера-педагога. Уже тогда он чувствовал, что его призвание – в этом.

Студенты выпуска 1951 года после спектакля "Живой портрет" со своими педагогами. Сидят: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Александр Михайлович Карев, Виктор Карлович Монюков. Среди студентов - Олег Борисов (в центре).
Студенты выпуска 1951 года после спектакля "Живой портрет" со своими педагогами. Сидят: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, Александр Михайлович Карев, Виктор Карлович Монюков. Среди студентов - Олег Борисов (в центре).

Его однокурсник Геннадий Михайлович Печников сформулировал это точно:

«Чтобы обрести себя, надо себя знать. Умный и решительный, Вик­тор сделал свой выбор. По окончании учебы в Студии он, несмотря на недюжинные актерские способности и прекрасные внешние данные, чувствуя в себе педагогический талант, мужественно отказывается от карьеры актера, чтобы посвятить всю свою жизнь воспитательной работе. У Максима Горького есть такие слова: “Свободен тот, кто может от всех желаний отказаться, чтобы себя вложить в одно”».
Молодой педагог Виктор Монюков
Молодой педагог Виктор Монюков

Монюков оказался педагогом от Бога. Это сполна проявлялось уже на вступительных экзаменах. Он умел разглядеть в абитуриенте талант, умел создать такую атмосферу, чтобы зажатые юноши и девушки, пришедшие поступать, почувствовали себя легко. Умел – что самое поразительное! – так поговорить с теми, кто не прошел, что те выходили ободренными, полными надежд на будущее. Казалось, что ему интересен буквально каждый человек, переступивший порог Школы-студии.

Виктор Монюков со студенткой Светланой Сорокиной-Харитоновой. 1954 г.
Виктор Монюков со студенткой Светланой Сорокиной-Харитоновой. 1954 г.

В книге воспоминаний о Викторе Карловиче, которую можно прочесть на сайте Нового драматического театра, легендарный педагог Школы-студии МХАТ по сценической речи Анна Николаевна Петрова так пишет о нем:

«Он был гением набора. В исключительно высокие празднества пре­вращал Виктор Карлович приемные экзамены. Тогда Школа была в большой славе, и не все хотели идти в менеджеры, многие стремились стать художниками. Толпы людей одолевали Студию. Приходил он, его помощники, педагоги, студенты, все сидели с умными лицами, понимая, что такое экзамен, и начиналось празднество приемных экзаменов. Как-то Олег Николаевич Ефремов сказал: “Мы должны с уважением и интересом слушать поступающих хотя бы за то, что они к нам пришли”. Витя в полной мере предоставлял этот интерес и уважение к приходящим на экзамен. Он с ними разговаривал, что-то обсуждал, предлагал разные варианты и все время учил тех, кто сидел на приеме, объясняя, что хорошего было в каждом абиту­риенте. Желание вскрыть творческую потенцию любого оставалось в нем постоянно».
Нина Гуляева в спектакле "Дом, где мы родились", МХАТ, 1962 г.
Нина Гуляева в спектакле "Дом, где мы родились", МХАТ, 1962 г.

С 1953 года Виктор Карлович работал во МХАТе: сначала режиссером-ассистентом, затем стал выпускать самостоятельные постановки. Публика любила его спектакли «Дорога через Сокольники» (1958), «Дом, где мы родились» (1962). В этих двух постановках играла молодая актриса Нина Гуляева.

Вот что вспоминает Нина Ивановна:

«На репетициях я чувствовала Виктора Карловича кожей. Вот он сидит в зрительном зале, я понимаю, что делаю что-то не то: наи­грываю, не попадаю в партнера, фальшивлю. И он действительно делает так: “Кх”.
– Ой, Виктор Карлович, я знаю!
Останавливаюсь.
– Да, уж. Да, уж закосила…
– Сейчас, все переделаю, сейчас. Еще с начала?
– Ну конечно.
И я начинала.
Карлыч делал мне все роли. Наверное, так работал А. Эфрос с О. Яковлевой, И. Владимиров с А. Фрейндлих… Каждую роль он выст­раивал по маленькому кусочку, подробно, вплоть до поворота головы. И когда я "ходила" по этим заданиям, которые были наработаны на репетициях, я становилась совершенно свободной».

Монюков был среди тех, кто поддержал создание зародившейся в недрах Школы-студии МХАТ Студии молодых актеров (будущего «Современника»). Если почитать «Блокноты 1956 года» Владимира Саппака, в которых описаны ночные бдения на квартире Виталия Виленкина, где Вениамин Радомысленский, Олег Ефремов, Анатолий Эфрос, Борис Львов-Анохин, сам Саппак спорили до хрипоты, стараясь сформулировать принципы существования нового театра, увидишь, что там практически всюду присутствует Монюков. Присутствует активно, заинтересовано. Он трезво оценивал то состояние, в котором пребывал тогда театр и, в частности, его любимый МХАТ, и понимал, насколько необходимо обновление.

Писатель Лев Гинзбург, Виктор Монюков, Олег Ефремов и сотрудница литчасти Ежова на репетиции спектакля "Потусторонние встречи", МХАТ, 1971 г.
Писатель Лев Гинзбург, Виктор Монюков, Олег Ефремов и сотрудница литчасти Ежова на репетиции спектакля "Потусторонние встречи", МХАТ, 1971 г.

Свой театр Монюков создал в 1975 году на основе собственного курса, на котором учились Наталия Егорова, Любовь Новак, Александр Коршунов, Любовь Нефедова, Борис Невзоров. Сильный был курс! Московский Новый драматический театр открылся в 1976-м, Виктор Карлович был его главным режиссером два года.

Он умер внезапно, не дожив месяца до своего 60-летия. По нынешним меркам это возраст расцвета.

Сцена из дипломного спектакля "Преступление и наказание", режиссер Виктор Монюков. Крайний слева - Игорь Золотовицкий. Школа-студия МХАТ, 1983 г.
Сцена из дипломного спектакля "Преступление и наказание", режиссер Виктор Монюков. Крайний слева - Игорь Золотовицкий. Школа-студия МХАТ, 1983 г.

У Марии Осиповны Кнебель, еще одного педагога от Бога, есть замечательная книга «Поэзия педагогики». Вспоминая о своем учителе Викторе Карловиче Монюкове, народная артистка России, актриса петербургского Театра имени Комиссаржевской Тамара Михайловна Абросимова назвала его «поэтом педагогики». Так мы и решили озаглавить этот текст.

Виктор Карлович Монюков. Фото Игоря Александрова
Виктор Карлович Монюков. Фото Игоря Александрова

Фото из фондов Музея МХАТ