В прошлой статье я рассказала о высоком головном уборе под названием эскофьон-ан-буреле.
А теперь откатимся назад. В тот период, который не называют «веком бургундской моды». В самое начало 15 века.
Тут легко запутаться.
Ну вот, перед нами миниатюра: «Встреча Карла VI и Изабеллы Баварской».
Изабелла Баварская (1370 – 1435) стала женой французского короля Карла Безумного в 1385 году.
И тогда никто не одевался так, как на картинке. Это мода середины 15 века. Иллюстратор одел всех по моде своего времени.
Откуда он мог знать, как одевались лет 70 назад? А если бы и знал, то никто бы не оценил его стремления к исторической точности. Сказали бы: «Ты зачем намалевал тут непонятно что? Не видел, как одевается знать? Так иди и посмотри, а потом уж рисовать берись»…
То есть исторической точности на иллюстрациях часто нет. Изображали людей, живших ранее, и одевали их по моде своего времени.
Иллюстрация ниже создана около 1410-го года. И на ней запечатлена такая Изабелла Баварская, какой её видел художник примерно в том году.
Что здесь? Да вот эти самые первые рогатые эскофьоны.
Их можно назвать сердцевидными головными уборами. Валик бурелет уложен в форме «сердца» на причёску из кос, спрятанных в сеточки.
Я так понимаю, что всё началось с сеточек.
Волосы заплетали в косы и укладывали вокруг ушей. Сперва – низко…
А потом косы перестали закрывать уши. Поднялись выше. И начали торчать в стороны, словно небольшие рога.
Такие косы походили на «шишечки» или «улитки». Смотря как уложить.
Когда косы стали укладывать высоко на висках, появилось множество интересных головных уборов. В частности - рогатые чепцы и эскофьоны.
Вот ещё иллюстрация, где причёски девиц похожи на причёску Изабеллы Баварской. Волосы уложены в сеточки, а поверх – валики в форме «сердца».
На картинке ниже – ещё один похожий головной убор.
Тоже – пышный валик поверх кос, уложенных в сеточки, а с него свисает короткая вуаль.
Платье названо «опеляндом», хотя такую одежду чаще называют «упелянд».
Рогатые чепцы.
На портрете ниже – Бонна д’Артуа (1396 – 1425). Вторая жена Филиппа Красивого, герцога Бургундии.
Прожили они неполный год, Бонна умерла. А до этого она была в браке с дядюшкой Филиппа, графом Неверским.
Бонна – в розовом упелянде и рогатом чепце. Рожки маленькие, или просто прячутся под покрывалом. Они уложены в драгоценные мешочки.
Картину ниже все знают.
Интересно, что платье дамы названо «пелисон».
Я всегда думала, что это «сюрко» – верхнее средневековое платье, из-под которого видно нижнее, «котта» или «котт». И не вижу, в чём принципиальная разница. Только потому, что платье с меховой отделкой? Шут его поймёт…
Косы здесь, кажется, тоже спрятаны в мешочки под цвет волос.
Чепцы у этой дамы и Бонны д’Артуа похожи. Отделаны вот таким пышным рюшем. Наверное, такие чепцы производили во Фландрии.
У дам на картинах чепцы невысокие. Но на миниатюрах начала 15 века встречаются и довольно высокие рогатые чепцы.
У Кристины Пизанской, например. Это – реальная личность, учёная женщина, занимавшаяся литературным трудом. В Средние Века встречалось и такое:)
Иллюстрации к её книгам делал «Мастер Города Дам» (Le Maître de la Cité des dames) или «Мастер Кристины Пизанской». Он же рисовал и королеву Изабеллу Баварскую.
У чепцов Кристины рожки точат сильно. Волос не видать – вероятно, они спрятаны в рожках, под белым полотном.
Иллюстрациям братьев Лимбург тоже можно верить.
Братья иллюстрировали «Великолепный часослов герцога Беррийского» в 1410 –1416 годах. И запечатлели моду тех лет.
На первой картине дамы с кавалерами едут на охоту.
Одна дама – в розовом упелянде, вторая – в тёмно-сером сюрко поверх красной котты.
Обе дамы – в рогатых чепцах. И эти чепцы немного другой формы, чем у Кристины Пизанской.
О чепцах я ещё напишу. Сейчас важно понять, какими были эти головные уборы поначалу и как развивались.
Жан Лимбург. Обручение молодожёнов в саду.
Начало 15-го века… Парадные одежды молодых мужчин ещё длинные (упелянды). На голове жениха – красный бурелет-шаперон.
В розовый упелянд одета и дама справа. У неё какая-то причёска.
А у дамы на заднем плане – головной убор в виде валика, похожий на эскофьон. Одежда – синяя котта и чёрное с белым сюрко.
У невесты, кажется, три платья. Золотистая котта, поверх – белое сюрко, а ещё поверх – «мантия новобрачной из парчи», как написано в книге Мерцаловой.
На голове невесты – тюрбан из перьев. Или - валик-бурелет круглой формы. Их будут носить весь 15-й век наряду с высокими уборами.
В фильме «Генрих V» действие происходит в те же годы. (Битва при Азенкуре – 1415 год.)
На голове главной героини – эскофьон. Сердцевидный валик лежит не на волосах, забранных под сеточку, а… На чём?
Похоже, на коротком эннене. Тут такой же принцип, как в другой модели:
Загадочный эскофьон-ан-буреле. Он или не он в сказке «Солёный принц»?
Но в фильме эскофьон невысокий. Эннены и эскофьоны начнут расти вверх, как я понимаю, с 1420-х.
Хотя... И такой эскофьон, кажется, опережает моду 1415 года. А может, и нет. Трудно сказать точно.
Роскошный эскофьон-ан корн модели «рогатая шапка».
«Так вот откуда пошёл леопардовый принт»… Пятнистые меха на портретах начала 16 века.
Закат бургундской моды. Роскошный эннен сменяется унылым чёрным чепцом.
Прелестные сеточки для волос. Как они попали в 19-й век?