Найти в Дзене

Какие группы бывают в детском саду?

Оглавление

Группа – основная ячейка детского сада. В ней происходит весь цикл образования ребенка, действуют абсолютно все законы и правила, предусмотренные нормативными документами. Галина Анатольевна Бутко, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ, помогает разобраться в том, какие группы бывают в детских садах.

По возрасту

Группы, как правило, дифференцируются по возрасту детей:

  • раннего возраста (от 1-1,5 лет до 3 лет),
  • младшая (3-4 года),
  • средняя (4-5 лет),
  • старшая (5-6 лет),
  • подготовительная (6-7 или 8 лет).

Иногда открываются разновозрастные группы. Так бывает, если нет возможности открыть группы по возрастам (например, в малокомплектных детских садах).

По продолжительности пребывания

Группы могут быть:

  • кратковременного пребывания (до 5 часов в день),
  • сокращенного дня (8–10 часов в день),
  • полного дня (10,5–12 часов в день),
  • продленного дня (13–14 часов в день),
  • круглосуточного пребывания детей.

Наиболее распространены в государственных учреждениях группы полного дня, а для малышей – группы кратковременного пребывания, где дети адаптируются к садику.

По образовательным программам

В основном в детских садах открываются группы с реализацией образовательных программ. Для государственных садов это норма, но могут встречаться группы и без реализации образовательных программ, чаще это бывает в частных детских садах. В них дети получат присмотр, уход и оздоровление, но о преемственности образования со школой здесь речи не идёт.

Группы с реализацией образовательных программ могут быть разной направленности:

  • общеразвивающей;
  • компенсирующей;
  • комбинированной;
  • оздоровительной.

Группы компенсирующей направленности работают по адаптированным образовательным программам, в них осуществляется образование детей с ОВЗ определенных категорий.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Дети с ОВЗ осваивают адаптированную образовательную программу, а здоровые дети – основную образовательную программу. С детьми с ОВЗ в такой группе занимается не только воспитатель, но и логопед, дефектолог, психолог, при необходимости, тьютор.

Группы общеразвивающей и оздоровительной направленности реализуют основную образовательную программу дошкольного образования. Дети с ОВЗ тоже могут посещать такие группы, тогда там осуществляется инклюзивное образование. Образование ребенка с ОВЗ в таких группах значительно индивидуализировано. В зависимости от характера и тяжести нарушения, такой ребенок обучается либо по индивидуальной программе, либо по основной образовательной программе дошкольного образования, дополненной программой коррекционной работы. Ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовании обязательно сопровождают специалисты – логопед, дефектолог, психолог, при необходимости тьютор. Инклюзивное дошкольное образование вызывает достаточно много вопросов, в его реализации есть непростые проблемы взаимоотношений здоровых и «особенных» детей, а также их родителей. Однако такой вариант дошкольного образования закреплен законом, а успех его реализации во многом зависит от объема и качества созданных специальных условий для ребенка с ОВЗ в детском саду.