Союзные слова – это относительные местоимения и некоторые местоименные наречия, которые связывают части СПП и при этом являются ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Союзные слова
Относительные местоимения:
Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько
Местоименные наречия:
Где, куда, откуда, зачем, почему, когда, как, насколько
Практика (задания с сайта решу ЕГЭ)
📌Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это союзное слово.
В монографии швейцарского психолога Жана Пиаже «Суждение и рассуждение ребёнка», изданной в Санкт-Петербурге в 1997 году, рассматриваются вопросы психологии детских рассуждений, особенности вербального выражения детской мысли.
Сущность проблемы, побудившей автора написать данную монографию, сводится к тому, что детское рассуждение существенно отличается от взрослого. Описывая основные черты детских рассуждений, автор отталкивается от положения, что логическое рассуждение всегда есть доказательство, следовательно, отсутствие у ребёнка потребности в доказательстве должно отразиться на его манере рассуждать. Поэтому главной целью работы автор ставит выявление особенностей детских рассуждений.
Монография Ж. Пиаже состоит из пяти глав. Каждая глава имеет введение, <...> аргументируется необходимость проведения того или иного исследования, основную часть, состоящую из нескольких параграфов, посвященных отдельным аспектам проблемы детских рассуждений, и заключение, содержащее основные выводы главы.
*
*
*
*
*
*
*
Союзные слова
Относительные местоимения:
Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько
Местоименные наречия:
Где, куда, откуда, зачем, почему, когда, как, насколько
введение, где аргументируется необходимость…
введение, в котором аргументируется необходимость…
Ответ: где (в котором)
📌 Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это союзное слово.
Был задан вопрос: в чём оправдание художественной литературы?
Кочевье корней языка ведёт их в новые земли, миграция слов меняет одежду слов, вместе со звучанием изменяется их душа. Слова взрослеют или деградируют; предок не узнал бы потомка. Так, латинское ratio превратилось во французское raison, оттуда проникло в наш язык, <…> «резон» означает опять-таки не совсем то же самое. Итак, вы хотели бы знать, каков смысл занятий литературой, в чём её резон.
(По Борису Хазанову)
*
*
*
*
*
*
*
Союзные слова
Относительные местоимения:
Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько
Местоименные наречия:
Где, куда, откуда, зачем, почему, когда, как, насколько
латинское ratio превратилось во французское raison, оттуда проникло в наш язык, где «резон» означает…
латинское ratio превратилось во французское raison, оттуда проникло в наш язык, в котором «резон» означает…
Ответ: где (в котором)
Задания из сборника: Н.А. Сенина, С.В. Гармаш (Русский язык. ЕГЭ-2024. Тематический тренинг.)
📌Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.
Считается, что для признания нормативности языкового явления или факта необходимо наличие, по крайней мере, трёх признаков:
l) соответствие данного явления структуре языка; 2) массовая и регулярная воспроизводимость данного явления в процессе коммуникации; 3) общественное одобрение и признание соответствующего явления нормативным.
При этом именно третье условие общественного одобрения и признания соответствующего явления нормативным является в современном обществе самым болезненным и вызывающим множество дискуссий. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин, <…>, на наш взгляд, относятся следующие:
1) языковые процессы в XXI веке отличаются динамичностью и интенсивностью, в этой связи они не всегда могут быть подвергнуты своевременной адекватной трактовке;
2) к сожалению, далеко не все происходящие процессы можно оценить как позитивные;
3) достаточно часто в настоящее время наблюдается ряд несоответствий, среди которых может быть отмечено несоответствие нормы и узуса, несоответствие вариантов и их нормативных оценок, несоответствие нормы и её кодификации в лексикографических источниках, а также несоответствие трёх выделяемых в настоящее время (в частности, профессором Н.Д. Голевым) типов нормативности: стихийно-языковой, кодификационной и правовой. По мнению В. И. Шаховского и А. И. Орловой, «языковая норма - признак духовного здоровья нации, а здоровье надо беречь».
(Н.В. Юдина)
*
*
*
*
*
*
*
Союзные слова
Относительные местоимения:
Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько
Местоименные наречия:
Где, куда, откуда, зачем, почему, когда, как, насколько
Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым на наш взгляд, относятся…
Ответ: к которым
📌Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите это слово.
Моральная тема. Кому из наших детских писателей не приходилось хоть раз в жизни выслушивать такое заманчивое предложение: «Не напишете ли вы рассказ на моральную тему?» А на какую же ещё тему, позволено спросить, может быть книга для детей?! Если книга ничему не учит — ни честности, ни смелости, ни доброте, ни человечности, ни преданности Родине, ни любви к труду, — это не литература, а прейскурант. Конечно, когда я говорю о морали, я говорю не о моральных прописях, не о тех дидактических поделках, <...> и до сих пор плотно заставлены полки наших детских библиотек.
И мастеров сочинять их больше, чем требуется. Да, именно мастеров, которые способны взяться за любую тему, которые напишут вам к восьми часам вечера, о чём вы пожелаете, и у которых, по существу, нет ни малейшего права обо всём этом говорить. Почему? Да потому, что эти быстропишущие товарищи, как правило, очень смутно представляют себе, что такое хорошо и что такое плохо. А когда у человека моральный критерий столь шаток и неустойчив, очень нетрудно плохое выдать за хорошее. Это и случается. И, к сожалению, довольно часто.
(По Л. Пантелееву)
*
*
*
*
*
*
*
Союзные слова
Относительные местоимения:
Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько
Местоименные наречия:
Где, куда, откуда, зачем, почему, когда, как, насколько
не о тех дидактических поделках, какими и до сих пор плотно заставлены полки…
не о тех дидактических поделках, которыми и до сих пор плотно заставлены полки…
Ответ: какими (которыми)
Не пропустите ☝️❗
Друзья! Если статья была полезной, ставьте 👍
И не забудьте подписаться ✍️