Найти в Дзене
Светлана Маразенкова

ОГЭ по химии. О задании №16

Многим девятиклассникам 16-е задание кажется сложным. Почему?

Разберёмся.

Спецификация КИМ ОГЭ 2025 содержит вот такие проверяемые предметные требования касательно этого задания:

"Владение / знание основ: безопасной работы с химическими веществами, химической посудой и лабораторным оборудованием; правил безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни, правил поведения в целях сбережения здоровья и окружающей природной среды; понимание вреда (опасности) воздействия на живые организмы определённых веществ; способов уменьшения и предотвращения их вредного воздействия"

То есть, речь идёт о правилах техники безопасности при обращении с химическими веществами и химической посудой.

Все эти вопросы изучаются с самого начала, с сентября 8го класса и к моменту сдачи ОГЭ часто попадают на полку "сдал и забыл".

Вот и 16-й вопрос демо-версии заставляет задуматься о том, как можно и нужно разделять смеси веществ:

Из перечисленных суждений о чистых веществах и смесях выберите верное(-ые) суждение(-я).

1) Чугун является чистым веществом.

2) Для разделения смеси машинного масла и воды можно использовать делительную воронку.

3) Очистить озёрную воду от примеси песка можно с помощью отстаивания и фильтрования.

4) Магнит применяют для разделения двухкомпонентных неоднородных смесей, содержащих железные опилки.

Запишите в поле ответа номер(а) верного(-ых) суждения(-й).

Конечно, девятикласснику трудно себе представить чугун и это можно понять. Редкий девятиклассник (особенно девочка) знает, как выглядит машинное масло. Правда, отстаивать озёрную воду и фильтровать её некоторые дети умеют. Магнит - та ещё загадка (особенно для девочек), особенно вот в такой формулировке.

И что это вообще такое - двухкомпонентные неоднородные смеси? (Спойлер: это когда опилки смешаны с песком или песок смешан с гвоздями.)

Я хочу только сказать, что иногда для корректного ответа на 16-й вопрос детям не хватает не конкретных знаний, а простого жизненного опыта.

Поэтому, вот два отличных видео.

О разделении смесей:

Лабораторный опыт 1 "Способы разделения смеси"

О том, как работает делительная воронка и что она разделяет:

Опыты по химии. Разделение смеси веществ с помощью делительной воронки

Успехов!

ПС. Часто, особенно весной, ближе к делу, мне не хватает тренировочных вариантов для подготовки учеников к ОГЭ по химии. Поэтому я составила 13 тематических вариантов и использую их в своей работе. Темы этих вариантов - химия элементов. Водород, кислород, сера, углерод, кремний, галогены, азот, фосфор, щелочные и щёлочно-земельные металлы, алюминий и цинк, железо, медь и хром. Идея в том, чтобы знания были не только закреплены, но и стали заделом для подготовки к ЕГЭ. Вот вариант "Водород":

Сборник тематических тренировочных вариантов для подготовки к ОГЭ по химии существует только в электронном виде, его можно скачать с Яндекс-диска. Будет полезен не только для учителей и репетиторов, но и для тех школьников, кто готовится к экзамену самостоятельно.

Ответы есть. Практическое задание приведено в соответствие с изменениями 2024 года.

900 р.

По всем вопросам пишите в любой удобный мессенджер 89040363273. Светлана Ивановна Маразенкова.

-2