Найти в Дзене

Норма развития ребенка от двух до трех лет

Оглавление

Оксана: - Сегодня хотим еще рассказать, что же происходит в развитии у детей с двух лет до трех лет. Самое главное в этом году это появление самосознания. Психика настолько развивается, что ребенок начинает отделять сам себя от окружающего мира. Это я, а это мир, на который я смотрю. В связи с этим у него активно развивается сепарация от родителей. Другими словами, это отделение от родителей, то есть вы можете услышать такие фразы: «Я сам», «я хочу», и «будет так». У него развивается эгоцентризм в это время очень. То есть он чувствует себя самым главным человеком на Земле, а вокруг мир, который должен крутиться вокруг него. Поэтому как раз кризис трех лет связан с этим новообразованием развития самосознания. Это написано в учебниках психологии. Поэтому в этот период главное формировать послушание. Послушание формируется с двух до четырех лет. О кризисе трех лет и о послушании мы подробно обсудим в следующей статье, потому что эта тема серьезная.

Физическое развитие

Оксана: - то же происходит у нас в физической сфере? Ребеночек у нас бегает, прыгает. Может прыгать уже на одной ножке.

Ирина: - При условии, что его научили, опять же. Не ждите, что он этому научится самостоятельно. Дети самостоятельно не научаются ничему. Чтобы ребеночек научился прыгать, сначала нужно держать его за ручки. Нет, сначала еще веселее. Сначала нужно взять его за подмышки, немного посадить, на согнутые коленочки и позволить подпрыгнуть. Может быть даже на кровати, где будет пружиниться матрас. Потом мы его держим за ручки и он уже прыгает сам. Потом он может держаться за стульчик и прыгать сам. И только потом на одной ножке.

Оксана: - Также он уже может ходить на цыпочках и на пяточках. Наклоняется, приседает, бросает и ловит мяч. Если он это не делает, нужно этому побыстрее его учить. Попадать может в цель, мяч забивать в корзину. Делать одновременно такие вещи, как шагать и хлопать в ладошки одновременно. Лазать по лесенкам, кататься с горочки, все это они в этом возрасте очень любят. Что же происходит в навыках самообслуживания? Ну, здесь уже он полноценный человечек, он может делать все. Не только натягивать шапку и носки, но уже может и пуговки застегивать, которые, опять-таки же, нужно учить застегивать, и даже можно научить зашнуровывать ботинки.

Ирина: - Как минимум начинать учить завязывать шнурочки.

Оксана: - Чистить зубки он уже может. Даже можно ботинки научить чистить. Также приучать его к каким-то полезным занятиям дома, то есть убирать свои игрушки, отнести мусор в ведро, это будет развивать его познавательный мир…

Ирина: - И важную собственную значимость, что я тоже полезный член общества.

Оксана: - Как раз самостоятельность у него развивается, и кризис этот у него будет проходить легче, когда вы будете давать возможность ему проявлять эту самостоятельность. Об этом мы поговорим отдельно.

Речевое развитие

Оксана: - Что же в речи у нас, Ирина Петровна? Расскажите речь.

Ирина: - В речи у нас бурно развивается набор слова активного, пассивного, фраза с двух до трёх формируется уже в обязательном порядке: три слова, четыре, пять. Иногда ребёнок может не очень уверенно, но пытаться формулировать ответ через «потому что». Не всегда её к месту применяют, но тем не менее пробуют. Грамматические признаки слов ещё пока страдают. То есть окончания могут быть... Ух, какие попало! Не всегда ребёнок в этом возрасте может использовать трёхсложные слова. Именно из-за этого довольно часто у прилагательных пропадают окончания. То есть «машина, синя». Не «синяя», а «синя». Так удобнее. Да, уже начинают появляться прилагательные, потому что сейчас ребёнок осваивает признаки предметов, он сортирует их. То есть развивается мышление, параллельно с этим развивается речь. Пока что мышление обеспечивает речевое развитие. И вот ребёнок сортирует по цветам, по размерам, по формам, на глаз. Мы ему комментируем это, он запоминает, что сюда зелёненькие, сюда красненькие. И пытается их уже называть сам. Поэтому идёт активное развитие словаря прилагательных. Плюс туда же личные ощущения. Мокрый, холодный, «Я халёсий». Да, кстати, сначала появляется местоимение «мой», «моя» и только потом, к трём годам, формируется «я». И называние именно «себя» и говорение «я хочу». До этого момента дети называют себя чаще всего в третьем лице: «Вася хочет кушать».

Оксана: - И чтобы сформировать правильно, чтобы он говорил «я» к трём годам, не обращайтесь к нему в третьем лице. На «ты» обращайтесь.

Ирина: - Да, с нормотипичными детьми мы разговариваем как с обычными детьми, как с обычными людьми: «Ты хочешь?», и он вам ответит рано или поздно «я хочу», потому что на самом деле развитие языка, развитие речи происходит всегда спонтанно, самостоятельно, за счёт собственных структур мозга ребёнка. Никто целенаправленно детей языку не учит. Это в случае патологического развития приходится обращаться к логопеду и самим много активно заниматься. В норме ребёнок хватает всё отовсюду. Он берёт одну языковую модель, другую модель, произносит, применяет. Иногда говорят, что в этом возрасте проявляется у детей эхолалия. Не соглашусь с названием эхолалия. Я скажу, что ребенок осознанно пытается почувствовать на вкус, на артикулемы, что же я сказал и подходит ли по смыслу к этой ситуации эта фраза…реагируют неправильно, значит не подходит. Бросаем, берем следующую. И вот так накапливает отовсюду, ото всех. И в дальнейшем, опять же, при нормальном развитии структур мозга, компонует из этих чужих фраз свою собственную фразу.

Первые вопросы

-2

Оксана: - Ещё появляются вопросы в этот период с двух до трёх.

Ирина: - Да, что отличает наших речевых детей от нормотипичных, так это когда родители говорят, что ребёнок не задаёт вопросы. Должен уже начать задавать вопросы. «А где папа?», «Когда придёт?», «А ты куда пошла?», «А что это?», это один из самых любимых вопросов, потому что ребёнок понимает, что ему не хватает знаний об окружающем, он хочет постичь этот мир и ходит и тыкает пальчиком во всё подряд. А это что? А это что? И мамам приходится ходить и называть всё подряд, каждый мелкий незначительный предмет. В этот момент у них могут развиваться, начать появляться неологизмы и обобщения странного вида, которые нас так умиляют: «Мама, это что?» - «Это дерево», «А это что?» - «Это ёлка», «А это что?» - «Это берёза». На следующий день: «Мама, это что?» - «Ёлка». «А эту ёлку как зовут?» - «Она тоже ёлка» - «Нет, вот эту ёлку зовут ёлка, а как зовут эту ёлку?» То есть обобщение в обратную сторону начинает развиваться у детей. Записывайте за ними все эти милые приколы, это проходит.

Познавательная деятельность

Оксана: - Они, кстати, еще не различают живые-неживые предметы и пытаются все разобрать на части. Пытаются машинки разобрать до колесиков, до винтиков и также мухе оторвать крылышки, лапки.

Ирина: - Да, не потому что он садист, а потому что он уже разбирается, что крылышки отрываются.

Оксана: - Они пытаются на части все познать, поэтому здесь объясняйте, что все-таки это живое существо и может быть больно.

Ирина: - Больше показывайте некоторые нюансы чувств и эмоций интонационно. Не стесняйтесь вести себя немного преувеличивая, как в театре. Для ребёнка будет проще понять, что хорошо, а что плохо.

Оксана: - Да, они в этом возрасте вообще считывают поведение, поэтому уже начинайте за собой следить. Всё, как вы себя ведёте, вы в отражении увидите в ребёнке. Он полностью копирует не только речь, но и ваше поведение.

Ирина: - Да, их называют промокашками, поэтому если вы его отшлёпаете, не удивляйтесь, что он потом будет шлёпать вас по попе. Так же можно было?

Оксана: - Возьмёт игрушечного зайчика и начнёт тоже шлёпать.

Ирина: - Ну, кстати, можно сделать наоборот, отшлёпать зайчика, и ребёночек быстро поймёт, что так делать было нельзя.

Оксана: - Да. Вот. Ещё, кстати, они могут познать в этом возрасте размеры предметов. Вот, уже большой, маленький, короткий, длинный, широкий, узкий. Количество тоже. Один, много, мало. В этом возрасте они уже должны понимать. Вот. Ну, про части и обобщения я говорила.

Ирина: - Обобщения уже начинают вербализироваться. То есть он не просто сортирует сюда грибочки, сюда цветочки, но он уже может дать им название. Мама, а вот это «ямаска» и «каякойтик»? Это цветы. А это «зюк», «каёвка» и «бабаська». Это насекомые. Они пытаются выговорить длинные слова. Да, пока ещё не очень получаются, но нам уже понятно, о чём он говорит.

Развитие памяти

Оксана: - Также соотносят предмет и действие. Машина едет, корабль плывёт, муха летит. То есть они уже могут соотносить эти вещи. И лучше с ним в этот период разучивать четверостишья и тренировать память.

Ирина: - Для этого нужно сначала научиться с ребенком читать. А про книжки у нас будет отдельная статья.

Оксана: - Да, хорошо. Расскажем там поподробнее об этом. Еще можно играть на память в хорошую игру, когда вы, допустим, три-четыре игрушки любимых его кладете перед ним и одну прячете, «Кого нет?» Зайки или мишки нет. Этим самым вы тоже будете тренировать память и внимание. Только не высаживайте больше четырех единиц, потому что объем внимания не больше четырех единиц. Можно еще поиграть в карточки мемори, есть замечательные такие парные.

Ирина: - До сих пор это сложно.

Оксана: - Да, ну вот, они хорошо память развивают. И можно уже искать отличия. Начинайте искать отличия с одного отличия. Вот у вас две одинаковые картинки. На одной картинке зайка есть, а на другой зайки нет. То есть вот отличия начинаем прямо с самых-самых простых вещей. Нашли одно отличие и нарастаем. Два, три и погнали до пяти. Отличие может вполне ребенок до трех лет искать.

Ирина: - В этот момент у них очень специфическое зрительное восприятие. Они всю большую картинку могут схватывать целиком. Буквально в долю секунды. Находят нужные элементы мгновенно. Но при этом нет последовательности, устойчивости внимания. Поэтому не рассчитывайте, что он будет водить пальчиком и находить предмет так, как это делают взрослые. Они это воспринимают целиком.

Развитие мышления

-3

Оксана: - Ну, непроизвольность внимания, она ещё ведущая. Что происходит в мышлении? У них происходит уже анализ, и, прежде чем что-то сделать, они начинают думать и анализировать. К примеру, если они хотят достать свою любимую печеньку, они размышляют: «Она высоко, нужно поставить стульчик». Пошёл, стульчик поставил, дотянулся до печеньки.

Ирина: - Закрыл баночку, закрыл дверку, отодвинул стульчик на место и, если что, это киса.

Оксана: - Да, всё верно. Учится хитрить.

Ирина: - Хитрость – первый признак интеллекта.

Оксана: - Хитрость и юмор, говорят еще.

Ирина: - Юмор – это высшая точка интеллекта.

Оксана: - И, причем, детки, кстати, начинают юморить уже потихоньку, ближе к трем годам.

Ирина: - Понять, что ребенок пошутил, можно только по хитрым глазкам.

Оксана: - Родители, как правило, чувствуют всегда этот момент, и все говорят, а, это он у нас шутит, шутит. То есть если ребенок начинает шутить, это тоже хорошо, прям положительный признак, что интеллект его развивается в нужном русле. Что же еще может сделать малыш? Может собирать пирамидку, башенку по размерам. Настоящую пирамидку из семи колечек по размеру легко сложит.

Ирина: - Они уже строят из кубиков не просто башенку вертикальную, они уже строят дома, вплоть до того, что пытаются крышу установить. Поэтому Лего сейчас прям самый лучший конструктор.

Оксана: - Да, и можно уже сюжетные картинки предлагать, насколько развита речь. То есть если речь развивается хорошо, в нужном темпе, то можно уже в этом возрасте предлагать сюжетные картинки рассматривать. И выстраивать их в правильном порядке.

Ирина: - Разрезные картинки они могут уже делать из 5-6-7 элементов. Насколько я у них замечала. А пазлы уже даже больше.

Оксана: - Фантазирует, развивается воображение активно, придумывают чем бы таким себя занять.

Появление саморегуляции

Ирина: - Да, могут сами себя занять. Учёные говорят, что примерно в три года у детей появляются сны. С двух до трёх малыш умненький активно развивает мышление, сопоставление, сравнение, планирование небольшое. А вот речь развивается пока что вторично. Поэтому, несмотря на хорошее развитие мышления, Его внимание, его память и его поведение еще страдают. Страдают непоследовательностью, неустойчивостью, как у маленького. С чем это связано? Дело в том, что ребёнок, любой человек планирует своё поведение, планирует свои поступки, планирует именно с помощью слов. Мы планируем свою деятельность с помощью слов. Если у ребёнка ситуация такая, что ещё не хватает слов, то он, разумеется, не может отрегулировать своё поведение. Ручка потянулась и схватил, потому что не мог себе сказать: «ай-яй-яй». Когда у него появляется активное говорение, когда он выстраивает фразу из четырех слов, он начинает говорить слух. И довольно короткий момент, его сложно заметить, но именно так дети и делают. Он тянет ручку и говорит себе: «мама казяла низя, а-я-яй». И убирает ручку, и в результате ваза не упала со стола. Ранее считалось, что сначала у людей появляется внутренняя речь, и только потом он начинает говорить вовне. На самом деле всё не так. На самом деле всё происходит следующим образом: мотив к речи, (то есть потребность какая-то, нужно что-то сказать), замысел, программирование, высказывание. У ребёнка в три года это проявляется вовне и только потом он научается говорить шепотно, сам себе проговаривать и потом это уводится во внутренний план. И вот тогда у ребёнка поведение становится внешне совершенно приемлемым. С вниманием то же самое. Сам своё внимание он отрегулировать ещё не может. Мне нужно сосредоточиться и дорисовать эту ёлочку. Поэтому он может отвлечься на всё, что угодно, например мусоровоз проехал (ненавижу мусоровозы, они отвлекают всех детей), но может подойти мама и сказать: «ты куда побежал? Ты же хотел ёлочку дорисовать» - «А, точно». Он понимает, что ему сказали. Его поведение, его внимание, концентрация внимания регулируется мамой. Позже будет говорить сам, будет регулировать свое внимание самостоятельно.

Восприятие времени

Ирина: - С памятью то же самое примерно. Просить у ребенка рассказать, что было вчера, не очень разумная вещь, если пока еще речь не сильно развита.

Оксана: - Да. Вообще они способны уже с двух до трех понимать временны рамки: что было вчера, а что будет завтра. Я всегда своим ученикам рекомендую, если речь достаточно развитая, они могут это сказать, то с утра делайте такой ритуал за завтраком или после завтрака, задавайте вопрос ребенку: «Что мы делали вчера?» Вспоминайте вчерашний день. И какие планы у вас на сегодняшний день: «Что будет потом после завтрака?». И «что будет завтра», допустим, обсудить вечером. Это очень важный момент, чтобы они ориентировались во времени. Вчера, завтра, учим что такое день, что такое утро, что такое вечер и что такое ночь.

Ирина: - Формируем понятие, тем самым в дальнейшем научаем ребенка ждать. Вот эта безудержность уходит в прошлое, потому что ребенок знает, мама сказала «сейчас это, а потом будет то, что ты хочешь» и ребенок уже не нервничает, он уже осознал, что потом обязательно случится. У него появляется осознание будущего.

Оксана: - Это потом хорошо тренировать на последовательности. Есть такие картинки, допустим, цветочек совсем маленький, растет, растет, растет и превращается в большой красивый цветок, к примеру. То есть раскладываем четыре карточки перед ребенком, и он должен правильную последовательность выстроить. А что потом? А теперь что? А какая картинка дальше?

Ирина: - Иногда делают проще, берут горошинку, сажают и смотрят, как она растет.

Оксана: - Или еще сейчас есть яйца, в которых динозаврик растет. Все дети это, кстати, очень любят, настоящее яйцо, залили водой, вот там надо неделю ждать, когда динозавр вылупится.

Итог

Оксана: - Хорошо, тогда мы, наверное, на этом подведём итог, что возраст с двух до трёх лет очень важен для ребёнка в плане воспитания, в плане послушания и в плане всего интеллектуального развития. Очень активно растёт познавательная активность в этот возраст. Ребёнку интересно всё и задача родителя максимально обеспечить эту среду, чтобы ребёнок познавал мир и активно развивался.

Ирина: - И не только знал название предметов, но и взаимосвязи между предметами, событиями и явлениями.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК

-4

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?

Вопросы и ответы о сенсорной и моторной алалии: