[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
В Госдуме готовят законопроект о борьбе с травлей в школах. Ожидается, что это защитит пострадавших от агрессии со стороны обидчиков. Последних предлагают отправлять в комиссии по делам несовершеннолетних, где будут разбираться с ситуацией. Если факт буллинга признают, виновников ждет работа с психологом и участие в волонтерских проектах. Не все школы пока способны разобраться с проблемой самостоятельно.
По справке, подготовленной в профильном комитете Госдумы, 75 процентов учеников сталкивались с групповой агрессией в школе.
Артём Метелев, председатель комитета Госдумы РФ по молодежной политике: «Всегда были оскорбления, всегда была драка, но сегодня она стала гораздо злее, масштабнее, и не замечать эту проблему, считать, что достаточно действующих механизмов, нельзя, мы не можем».
Буллинг — это не обязательно физическое насилие, дети умеют изощренно издеваться, не нанося ударов. А жертва, не найдя поддержку у взрослых, чаще всего начинает винить себя. Поэтому важна помощь квалифицированного специалиста, своевременная помощь.
Олеся Ерофеева, семейный психолог, руководитель центра психологии и профориентации: «Если вы заметили такие симптомы, что ребенок перестал хотеть ходить в школу, перестал общаться со своими друзьями, чаще находится в грустно-подавленном состоянии, надо сесть и поговорить с ребенком. Но не просто поговорить, а сесть и выслушать его очень внимательно, до конца, потому что часто бывает такое, что дети сначала выдают информацию общую, которая не имеет никакого смысла, и только в конце подходят к самому важному».
Разрешить спор может, например, школьная служба примирения, команда взрослых и детей, которая помогает сторонам договориться в сложных ситуациях. Но долгое время в школах вообще не было единой стратегии решения школьных конфликтов: в одних школах служба примирения существует уже больше 15 лет, в других она не работает до сих пор.
Существуют и частные программы противодействия буллингу.
Светлана Филиппеня, тренер школы безопасности «Стоп-угроза»: «Все методики разработаны и апробированы неоднократно психологами, педагогами с многолетним стажем. В том числе есть экспертиза Роскомнадзора, которая подтверждает, что наши методики абсолютно безопасны и рекомендованы для общеобразовательных учреждений».
Как и болезнь, буллинг бьет именно по ослабленному организму, то есть если в школе мало уделяется внимания проблеме. А у тех, кто развязывает травлю в детском коллективе, оказываются неожиданные союзники из мира взрослых.
Артём Метелев, председатель комитета Госдумы РФ по молодежной политике: «Часто школа сама скрывает факты травли, ей невыгодно делать это сегодня, потому что это влияет на их рейтинги, на их репутацию».