Хотелось бы вспомнить те двигатели СССР, которые пусть и укладывались в рамки западных стандартов, но по-своему были хороши и что главное заслужили почет и уважение у простого автомобилиста. Многие из них делали по образу и подобию американских и немецких моделей, но в этом нет ничего необычного – стандартная мировая практика. Посмотрите на Китай и Европу.
Начать хотелось бы с мотора легендарного советского автомобиля «Победа»
Особенностей самой машины касаться не будем, а вот о моторе ГАЗ-20 стоит рассказать поподробнее. Почему он вдруг стал легендой. Мотор на 2,1 л и 50 л.с. был сделан еще в 50-е годы и выпускался более 40 лет. Фактически это доработанный вариант ГАЗ-11, а тот в свою очередь скопирован у одной из крайслеровских моделей. Двигатель работал на 66-м бензине и выдерживал просто потрясающую нагрузку. Помимо «Победы», мотор, после доработки, устанавливали на военных ГАЗ-69, и пока что побить рекорд выносливости этих агрегатов никому не удалось.
Вторым в списке нужно отметить двигатель ЗИС-110, устанавливаемый с 1945 г на правительственных лимузинах
Рабочий объем – 6 л, мощность 140 л.с. Можно много рассуждать о нижних клапанах и тонкостей системы питания, но это все ерунда. Мотор получился мягкий в работе, очень динамичный. Важно другое, каждый экземпляр собирался в ручную, с невероятной «дотошностью» и контролем, клейменьем деталей, запредельными испытаниями. За всю историю известен лишь один официальный случай поломки мотора во время поездки начальства с докладом на дачу Сталина в 1950 г.
В список лучших советских моторов стоит включить мотор неприметного грузовика ЗИЛ-157, именуемого в народе «крокодилом». Сейчас двигатель на 5,6 л и 110 л.с. выглядит слишком просто. Но это единственный из всех советских двигателей, который можно было разобрать и отремонтировать в чистом поле, без рембазы, имея под рукой стандартный набор инструментов. Даже сейчас многие водители, кому довелось поработать на нем, говорят, что более надежного мотора еще не сделали. И скорее всего не сделают.
Следующим в список лучших советских моторов нужно включить двигатель от авто Чайка ГАЗ-13
Полноценный V8, объем 4,25 л и 115 л.с. Довольно легкий при своих габаритах, так как блок и голова были алюминиевыми. Это был реальный прорыв. Достаточно простой по конструкции, но производство ГАЗ-13 стоило очень дорого, учитывая отсутствие технологий работы с алюминиевыми сплавами в 50-е годы. Большое количество ручной подгонки. Чуть позже наработки по ГАЗ-13 использовали для постройки еще как минимум пяти разных моторов, в том числе ЗМЗ-13 и современного ЗМЗ-523.
Далее в список моторов обязательно нужно внести интереснейший ЗМЗ-4022.10. По сути это была модификация для новой ГАЗ-3102 и отличалась она от стандартного мотора наличием форкамеры и специальной секции карбюратора для приготовления запальной смеси под факел. Мотор был крайне сложен в настройке. Тяга на низких оборотах как у дизеля и конечно более высокий КПД. Потом оказалось, что обслуживать мотор сложно, ремонтировать дорого, поэтому от интереснейшего двигателя отказались в пользу обычной конструкции.
Далее в списке идет мотор М-412
1,5 л,75 л.с., советского Москвича-412, который выпускался в период с 1968 по 1975 г. Ходили слухи, что это была половинка немецкого BMW. Это были лучшие моторы для легковых авто в то время. Как по конструкции, так и по качеству. Много интересного в самой конструкции, отличные мощностные характеристики. Простой ремонт и обслуживание.
Следующим идет жигулевский мотор ВАЗ-2105. В 70-х и начале 80-х годов это был предмет зависти всех автолюбителей. Довольно удачный вариант модификации жигулевской серии. Из всех существовавших конструкций классических ВАЗов только 2105 выпускался вплоть до начала нынешнего века. Был ли он уникальным? Нет, но надежным и экономным – это точно.
Далее в списке идет дизель 21423 для Москвич АЗЛК-2141. Дизель делали под рабочий объем 1,8 л и мощность 85 л.с. На первых образцах было 8 клапанов, планировалось сделать 16-ти клапанную версию. Похоже, что агрегат реально удался, так как мотор явно был выносливее и долговечнее появившихся тогда в СССР дизелей Рено и Форд.
Следующим в списке идет легенда - мотор ВАЗ-21083
Это без сомнения самый удачный двигатель, который удалось сделать на ВАЗе в середине 80-х. Объем 1,3 л расход 6-7 л на сотню, достаточно мощный как для легкой «восьмерки». Сейчас можно говорить о некачественных ремнях ГРМ, но тогда это был действительно прорыв в моторостроении, факт неоспоримый.