Найти в Дзене
Sunny Blues

Боб Клоуз: первый гитарист «PINK FLOYD» раскрывает секреты их звучания

Во многих легендарных рок-группах в начале их карьеры играли музыканты, которые по разным причинам не остались в составе, когда их коллектив наконец добился известности, и история THE BEATLES - самый яркий тому пример

PINK FLOYD с Клоузом
PINK FLOYD с Клоузом

PINK FLOYD двигались по похожей схеме, меняя состав, пока не стали той новаторской космической прог-рок-группой, которую мы знаем сегодня.

Еще до ухода Сида Барретта группа сменила несколько названий и музыкантов, в том числе гитариста Боба Клоуза, пребывание которого в группе было недолгим - всего около года. Уроженец Кембриджа, школьный друг Сида Барретта и Роджера Уотерса, как и его товарищи, переехал в Лондон, поступив там учиться на архитектора в Regent Street Polytechnic. Вот тогда он и стал гитаристом группы, в которую вошли также Уотерс, Ричард Райт, Ник Мейсон, Клайв Меткалф, Кит Нобл и Джульетт Гейл. В этот период их можно было встретить на площадках под совершенно разными названиями, как например SIGMA 6 или THE SCREAMING ABDABS.

Но вскоре последние трое из вышеупомянутых покинули группу, и сложился новый квинтет: Барретт, который теперь учился в лондонском Camberwell College of Arts, Клоуз, Уотерс, Райт и Мейсон. Чехарда с названиями продолжалась, например, были и TEA SET, и THE PINK FLOYD SOUND.

Клоуз играл с ними с 1964 по июль 1965 года и даже записал несколько песен, но в конечном итоге ушел, поскольку Барретт уже начал свои эксперименты с психоделией, которая была далеко не самой любимой музыкой Клоуза.

1964? Сид Барретт, Боб Клоуз, Крис Деннис, Роджер Уотерс
1964? Сид Барретт, Боб Клоуз, Крис Деннис, Роджер Уотерс

Однако Клоуз сыграл не последнюю роль в становлении и развитии музыкальной концепции своих старых друзей, и теперь со стороны наблюдал за дальнейшим протеканием процесса. Скорее всего, его решение уйти стало и последней точкой в том, что Барретт окончательно взял на себя функции лидера, он начал писать большую часть песен и занял место основного гитариста. Что касается Клоуза, то он теперь работал фотографом и гравером, так что бывшие друзья разошлись в творчестве в разных направлениях.

Cид Барретт
Cид Барретт

В 2001 году Клоуз дал интервью для документального фильма The Pink Floyd & Syd Barrett Story, во многом раскрыв секреты того, как формировалось уникальное звучание группы. Он объяснил, что все началось с любви Сида Барретта к творчеству классика ритм-энд-блюза Бо Диддли.

Бо Дидли
Бо Дидли

«Многие люди думали, что я хорошо играю на гитаре, но, вероятно, это всё-таки не так. Я имею в виду, что да - я немного занимался классической гитарой, поэтому научился достаточно координированно двигать пальцами в умеренном темпе, и ещё я слушал очень много блюза, так что у меня было некоторое вполне реальное представление о том, что это такое. А Сид - он, в основном, слушал тогда Бо Диддли и играл на репетициях его ритмы, это работало, и мы так и играли», - рассказал Клоуз.

Клоуз добавил, что, по его мнению, лучшая музыка всегда начинается с тех мелодий, которые люди выучили только наполовину, или поняли что-то неправильно, исказив оригинальную идею, так вот и получается что-то новое. Получается не академично, а отчасти самодеятельно, но такая интеллектуальная свобода продвигает творческую мысль, что мы и наблюдали неоднократно на протяжении многих лет. 1960-е были особым десятилетием, переполненным этим спонтанным экспериментированием, люди совершенно неумеренно стремились создавать свои собственные новые звучания.

«Сид начал писать песни, и это было интересно. Мы начали с каверов ритм-энд-блюза, но постепенно Сид начал превращаться в своего рода космического Бо Диддли», - объяснил Клоуз. «Бо Диддли всегда был фишкой Сида».

Большинство новаторов 60-х черпали вдохновение примерно из одних и тех же источников, и Бо Диддли и блюз обычно не слишком ассоциируются с PINK FLOYD. На первый взгляд, вся эта дикая психоделия Барретта так далеко от них, как это только возможно, но если копнуть немного глубже и ещё раз послушать такие треки, как, например, Astronomy Domine, обратив особое внимание на её ритм-гитару, можно услышать кре-что интересное.

Музыка ведь забавная штука, не правда ли?

Читать также: