Найти тему

Норма развития ребенка от года до двух лет

Оглавление

Вес мозга и нейронные связи

Оксана: - Сегодня мы рассказываем о развитии детей от года до двух лет. О раннем развитии продолжим говорить. Период от года до трех лет считается периодом раннего развития. И вот представляете, мозг ребенка с года до двух с половиной лет увеличивается почти в два раза по весу, а с 2,5 до 21 года только в 1,5. Понятно, что не только вес мозга определяет его развитие, но количественно это показывает, сколько формируется новых нейронных связей.

Ирина: - Объём мозга – это одно. Вес определяется количеством нейронных связей. То есть люди с одинаковым размером головы могут быть с разным весом мозга и, соответственно, с разным количеством нейронных связей, то есть с разным количеством знаний, умений и навыков.

Самостоятельность ребенка и его безопасность

Оксана: - От года до полутора лет ребенок активно хочет быть самостоятельным. Он исследователь.

Ирина: - Очень активно развивается сенсорная сторона личности, то бишь чувствительность, впечатление от всего окружающего, зрение, слух, вкус, тактильные ощущения, вестибулярный аппарат. Вся информация, которую ребенок вокруг себя наблюдает и ощущает, накладывает свой отпечаток, складывается в определенные связи, вызывает определенные реакции, правильные реакции закрепляются, неправильные реакции отвергаются, заменяются другими, более правильными. Поэтому в этот период очень важно, чтобы ребенок получал максимум информации об окружающем мире. Не нужно сидеть дома в четырех стенах.

Оксана: - Идем в большой мир. Главное обезопасить своего ребенка, потому что он будет хватать все, что угодно. Ваша задача создать безопасную среду для его физического развития. Потому что физическое развитие активное в этот период, он уже начинает поворачиваться в этом возрасте и может уже приседать.

Ирина: - Еще про моторное развитие ребенка. Ходит с интересом. Держим за ручку. Упал, не страшно. Что происходит в это время? Кроме ножек есть еще и ручки. В это время ребенок точно так же формирует свою двигательную сферу: ручки, ножки, попытки взять предмет, поставить. В это время, как у любого другого человека, новые действия сначала осуществляются за счет премоторных зон. И только потом они начинают переводиться в автоматизмы, которые осуществляет мозжечок. То есть, когда говорят, что у ребёнка мозжечковая какая-то недостаточность, сначала уточните, совершал ли он вообще все эти действия, может ли он держать баланс, потому что если его всё время носили на ручках, то мозжечок у него, разумеется, просто не знает, как стоять на этой несчастной балансировочной доске. С чем я сталкиваюсь в вопросе безопасности - некоторые мамы понимают так буквально, что в зубах носят детей.

Оксана: - Как котёнка.

Ирина: - То есть на улицу в колясочке. Дома на ручках играть в манежике. К бабушке в деревню ни за что, там насекомые, забудьте. Обеспечить безопасность - это значит посмотреть на окружающую реальность ребенка очень внимательно. Оценить, где он может что-то не то съесть. Упасть можно. Не впадайте в панику. Или, как я, носите с собой пакетик бумажный от панических атак, или поручите ребёнка папе. Папа спокойнее относится к тому, что ребенок упал: ну упал и упал, встал, отряхнулся, пошёл дальше. Ваша реакция на падение ребёнка сформирует у него его личное отношение к падениям. Будете паниковать, он будет рыдать, он будет бояться, он будет сидеть у вас на ручках, у вас ограничения, а у него отсутствие развития. В этом возрасте ребёнок, пожалуй, должен и шлёпать по лужам, и измазаться в грязи, и какие приятные ощущения грязь через пальчики пропускать, и поймать червяка и облизнуть его. Да, для нас это ужасно противно, для ребёнка это познание. Пускай он один раз попробует лизнуть этого червяка. Держите рвотный рефлекс. Больше он этого делать не будет. Один раз будет достаточно. Но если вы ему запретите всё, то он начнёт это делать в более сознательном возрасте, неизвестно с какими последствиями.

«НЕТЬ!» Первый протест ребенка

Оксана: - Причём в этом возрасте дети научаются говорить слово «нет» и создают бунт. И родителям это очень неприятно.

Ирина: - Я бы сказала, что это чуть позже, когда ребёнок осознаёт себя уже отдельной личностью, но тем не менее.

Оксана: - К полутора годам уже может быть. Поэтому здесь надо наоборот радоваться, что у ребенка появилось слово «нет» и всячески это спокойно воспринимать. Он привязан к родителям, он скучает по родителям, различает свой, чужой, незнакомых людей боится.

Эмоциональное и речевое развитие

Очень активно развивается в это время эмоциональная сфера, появляется чувство эмпатии. Когда мама радуется, ребенку тоже весело. Когда мама плачет, он может подойти и ее пожалеть. Также появляется, на чуть более поздних сроках, смущение и стыд. То есть эмоциональная сфера набирает тоже свои обороты, как и мышление. Речь появляется, в годик у нас 10 слов примерно.

Ирина: - В возрасте 12 месяцев как раз такой, скажем так, оценочный период. В этом возрасте ребенок должен уже произносить первые слова, и, если их нет, мы на это смотрим уже с прищуром. Официальные нормативы гласят, что девочки в годик, то есть 12 месяцев, мальчики до 18 месяцев могут задерживать речевое развитие. Тем не менее, внимательно следите, особенно если у ребенка не было в доречевой период гуления или лепета или вокализации, а в год-полтора так и не появились слова. Не нужно ждать 3-х лет, типа само пройдет, сам разговорится. Нужно в любом случае обращаться уже к специалистам: неврологам, лор-врачам, логопедам.

Ирина: - Объем слов. Пассивность слова ребенка огромная. Он уже понимает очень много чего. Он понимает множество команд, он выполняет простые инструкции. Открой, закрой, иди к маме, дай ручку. Говорить только не может. В произношении, в собственном говорении, в годик нормально будет, если у ребёнка будет хотя бы 3-5 слов. Приемлемо. К 15 месяцам – 10. То есть должна быть динамика в развитии. Если у ребёнка так и осталось в 15-18 месяцев те же самые мама-папа-баба – тревожный сигнал. Должна быть динамика, то есть слова у ребёнка должны появляться. К 18 месяцам, к полутора годам у ребёнка хорошо, чтобы было 30-50 слов. Какие это слова? Прежде всего это номинативные слова, то бишь предметы. У ребёнка есть любимые предметы, он должен их уметь называть, чтобы попросить, найти, достать, принести и так далее. Дальше глагольный словарь. Минимум глаголов должно быть, уже сейчас. Простые, по необходимости. «Мама стой», «дай», «на» и тому подобное. Наречий прилагательных местоимений пока не положено. Нормально, если ребёнок пользуется звукоподражаниями, то есть ещё не «кошка», но уже «мяу». Не «машина», а «Биби», хорошо. Разумеется, «мама», «папа». Это обусловлено тем, что ребёнок во время гуления, лепета произносит до 72 всевозможных речевых и не очень речевых звуков. В год начинает функционировать зона Вернике, которая обрабатывает звуковую вербальную информацию, то есть формируется фонематический слух. Что это такое? Звук дождя – это звук, а «Р» это фонема, потому что она будет определять значение будущего слова. Фонематический слух отвечает за то, что ребёнок слышит, какие слова, какие звуки мама использует. Те ли звуки использую я. Зона Вернике у нас формируется до 4,5-5 лет, начиная с годика. В этот момент ребёнок как раз начинает понимать, что всевозможные «джь», «тш» – это не из маминого языка, я его использовать не буду. И остаётся что-то похожее на «щ». Уже больше похоже на правду. Поэтому в год у ребёнка из 72 звуков остаётся примерно 16. Так называемые звуки раннего онтогенеза. Это те звуки, которые мы видим, то есть ребенок смотрит на мамино лицо и видит: П, Б, М может увидеть Т, Д, Н и К, Г, Х у него остаются из своего еще периода гуления, когда все эти были «АГХ». Вот это вот остается. Поэтому у нас вот ПБМ, ТДН, КГХ и гласные. Причем гласные могут быть еще не все. Часть гласных может пока еще отсутствовать.

Оксана: - Йотированные они попозднее.

Ирина: - Да, они очень поздно появляются.

Оксана: - Я, Ё, Ю - йотированные гласные позднее.

Ирина: - Поэтому не пытайтесь мучить ребенка, чтобы он сказал слово МЯЧ, потому что звук Я выговорить очень сложно. Лучше БОЛ в английский. Практически во всех языках мира самые первые детские слова состоят именно из этих звуков, потому что их проще всего воспроизвести. У нас «мама-папа», в грузинском будет «дада», в сербском «тата». Вот самые простые звуки, они как раз и обеспечивают ребёнку эти слова, которые будут похожи на настоящие слова. «Мама-папа» – это настоящие слова. Звукоподражательные слова, то есть «ква» он ещё не сможет, «хрю» тем более, Изобразить свинку уже можем. Они активно учатся в этот момент. Кстати, с годика до полутора они активно учатся рычать, шипеть, хрюкать. То есть, они подражают не только людям, но и животным. И у них иногда это получается лучше, чем мы пытаемся изобразить. У них такие «кукуреку» бывают, что подумаешь, что реально петухи закричали. Слаговая структура - максимум два одинаковых или похожих слога. «Вода», «мама», «вода». Никаких «кошка», трёхсложных «собака» быть ещё пока не может. Не требуйте лишнего.

Режим дня ребенка

-2

Оксана: - Все верно. Еще такой важный момент, о котором бы хотелось сказать, это соблюдение режима дня. К годику уже этот режим устаканивается, то есть родитель уже достаточно узнал своего ребенка, когда он в какое время примерно встает, когда он ложится спать, когда у него обед, когда время для игр. И вот с года очень важно этот режим соблюдать. Во-первых, это дает чувство безопасности ребенку, когда он в одно и то же время делает определенные действия. Во-вторых, он выстраивает в себе определенную логику, и это контролирует как раз его процессы возбуждения и торможения.

Ирина: - Нюанс. Нормальные люди процессами возбуждения и торможения называют «я возбудился» или «я тормоз». Это не так. Возбуждение и торможение – это нервные импульсы. Не будем вдаваться в эти химические элементы, но тем не менее. Возбуждение и торможение – это вещь, которая… Сейчас попробую объяснить. Значит, идет импульс возбуждения. Например, напрягается ручка. Мозг говорит «напряжем ручку». Идет процесс возбуждения. А потом нужно ее затормозить, идет второй импульс, торможение, чтобы остановить. Иначе, если не будет процесса торможения, рука просто лопнет от напряжения, просто мышцами сломаются кости. Вот это возбуждение и торможение, а не просто какая-то нервная, психическая деятельность. А вот от процесса возбуждения и торможения зависит практически все. И физическое развитие, и говорение, и письменная речь, и все, что хотите.

Оксана: - То есть ребенку важен не только режим дня, но и порядок. И вот это как раз благоприятное время, так называемый сензитивный период для развития в ребенке чувства порядка. Своя ложка, своя кроватка, свой стульчик, а это папина чашка. И потом ребенок будет сам маме не давать папину чашку, и он привыкает, что у каждого все свое, и мы делаем все в одно и то же время. Оно дает ему стабильное чувство, снижает тревожность и формирует правильные привычки, которые потом вам пригодятся. С трех лет это сделать уже сложнее.

Ирина: - Нам именно этим приходится довольно часто заниматься, что наши речевые дети приходят, поскольку они долгое время были непонимающими, у них нет ни режима дня, то есть когда встал, тогда встал, когда лег, тогда лег. Дети из-за этого жутко нервничают. Это мы знаем, что 7.15, пора вставать, он не знает. Там 8 вечера, убираем игрушки, ложимся спать. Он не может посмотреть на часы. Поэтому желательно, чтобы у ребёнка действительно был просто событийный порядок. Что, зачем, после чего идёт. Установление каких-либо ритуалов. Утром мама тебя поцеловала, разбудила, ты идёшь умываться. Вечером тебя искупали, мама читает книгу, ты спокойно засыпаешь. Эти ритуальные вещи позволяют ребёнку не нервничать каждый раз, когда мы пытаемся его переключить на следующее мероприятие в нашей жизни.

Оксана: - Еще хотелось бы на такой момент обратить внимание: если ваш малыш все крушит, ломает в этот период с года до полутора лет, вы не злитесь, а наоборот радуйтесь. Эта нервная система, психическая система дает определенный скачок. В этот момент, когда он у вас все крушит и ломает, и выхватывает все из рук, что он тренирует? Во-первых, подражательную способность, потому что ему интересен тот же самый предмет, который интересен маме. Мама взяла ручку, и ему надо ручку. Он может выхватить у вас из рук, не зная, что с ней делать, и он ее бросает. Затем навыки общения с предметами. Если я бумажку из-под чашки дерну, что же будет? Это я знаю, что будет, а он исследует, в этом плане не нервничаем. Родители просто много очень вопросов задают: «Мой ребенок какой-то ненормальный, он все разбрасывает, крушит». В этом возрасте это норма.

Ирина: - Да, когда мне говорят: «наш мальчик ломает все машинки». Я говорю: «Ой, ну что вы. Это развитие мышления. Он не ломает, он анализирует». Отнеситесь к этому как к анализу. Анализ – это разобрать на разные части. Синтезировать еще не научился, поэтому... разобранное никак не складывается обратно. Но это развитие мышления. Попытка понять, из чего предмет состоит, он не цельнометаллический, он состоит из различных деталей.

Период развития с полутора до двух лет

Оксана: - Он как раз анализирует, сравнивает, обобщает. Все процессы мышления включаются. Вот таким у нас первое полугодие является, а сейчас мы вам расскажем о втором полугодии. Что же здесь интересное с ним происходит? Ребенок в этом возрасте мобилен, координация его улучшается, он даже может начинать бегать, еще не очень быстро. Если вы пойдете с ним по лестнице, то он ручкой за перила может держаться одной рукой и приставным шагом подниматься или спускаться по лестнице. Что такое приставной шаг? Это когда ножка на ступеньку, а вторая догоняет. Ножка на ступеньку, вторая догоняет. То есть чередовать ноги он будет гораздо позднее. Сначала приставной шаг у ребеночка. Также малыш наш очень жадный становится в это время. Все моё, моё, на площадке детской не хочет делиться игрушками в этот момент. И это, опять-таки же, нормально. То есть это показатель развития ребенка.

Ирина: - Сейчас скажу. Однажды прочитала, что это не жадность, это необходимый элемент развития личности. И что ребёнок, который не делит «моё», он в дальнейшем не понимает «чужое». Вот те дети, которые в 3, в 5 и дальше берут совершенно безнаказанно чужие вещи, они, очевидно, просто проскочили мимо себя этапчик, «моё, не дам». Поэтому пускай жадничает.

Оксана: - Они прощупывают границы этим самым. Установление границ собственных и чужих. Речь у нас активно развивается, словарный запас активный растет, пассивный растет. К двум годам ребенок что у нас должен знать?

Ирина: - Рассказываем, давайте. В этот момент, в эти полгода, очень активно набирается словарь звукоподражательный, и из простых слов. Ребенок пытается выговаривать более сложные слова, да, они жутко видоизменяются, и ты никогда со стороны не догадаешься, что ребенок говорит, не знаю «ням-катэ» А это на самом деле «конфета». Попробуйте угадайте. Набирает до 500 слов к двум годам. И в обязательном порядке к двум годам у ребёнка должна быть фраза хотя бы из двух слов. «Мама дай» или «мама дай, пожалуйста».

Оксана: - Папа, иди. Иди сюда, иди сюда.

Ирина: - Или уйди.

Оксана: - Отдай ещё.

Ирина: - Если ваш ребёнок пользуется словами вместо «дай» слово «отдай», это означает, что, скорее всего, он просто подхватил более эмоциональную форму высказывания. Кстати, да, эмоционально окрашенные слова схватываются ребёнком намного быстрее, чем «запомни, что это называется книга». Но если ты скажешь «Ух ты!», вот это подхватывается. Или, как у меня мальчик был: «Бози мой!» Я говорю: «извините, это моя фраза». То есть эмоциональные вещи складываются очень быстро. Если у ребенка нет фразы, это ой-ой-ой как нехорошо, это нужно будет консультироваться со специалистом. Что еще в этот момент в речи? Значит, если в первом полугодии у ребёнка было большинство предметных слов, существительных, и несколько глаголов, то во втором полугодии появляются несколько наречий. «Холодно, мокро». Нет, оно может звучать не как «холодно», оно может звучать как «ю-ю-ю». Но, тем не менее, это будут наречия. Потом снова идёт большой набор, как только появляется фраза из двух слов, сразу же начинается активный набор снова предметного словаря, снова идут номинативы. Ребёнок увеличивает количество глаголов для управления этой реальностью. Вот то самое «папа той», «мама адай» – это управлять миром с помощью слов. Не криком, не топанием ножками, а с помощью слов. Еще один момент интересный. У ребенка появляются, скажем так, обобщения. Это на самом деле не только речевая вещь, это скорее речемыслительная вещь, когда ребенок выделяет существенные признаки предметов и может обобщать, что кошка это не только наша муська, но еще и соседский Васька. И он тоже кошка. Хотя довольно долго обобщение первого порядка, обобщение второго порядка довольно долго у них бывает с очень важными вещами, это задерживается. Периодически наблюдаешь картину, что дети сидят в песочнице и ругаются, где чья мама. Потому что один говорит «мама», второй говорит «не-а, мама тетя». Потому что «мама», она может быть только одна в этом мире. И намного позже они начинают постигать, что мама может быть и у кошки.

Оксана: - Это сложнее, да.

Ирина: - И у лягушек бывают бабушки. Вообще катастрофа. Это так называемое обобщение первого, второго и более высокого порядка. Ну а дальше мы уже там начинаем живые, неживые, органическое, неорганическое. Это уже во время школы будет. Обобщать предметы по общим признакам, например: ребенок подходит к чужой шубе, прижимается к ней лицом, поглаживает ручкой и говорит «кися». Он же видит, что это не кошка. Но мягкая и пушистая, как кошка. Перенос признака одного предмета на другой предмет.

Оксана: - И вот очень важный момент, если этого нет, то это тоже повод задуматься, если не осуществляется этот перенос в этом возрасте.

Ирина: - Пытаются подражать речи взрослых, сравнивают, как звучит мое слово, как звучит у мамы это же слово, пытаются справлять свои ошибки, но на своем уровне, конечно. Более сложные звуки появятся намного позже.

Брезгливость и горшок

-3

Оксана: - Ещё хотелось бы такую особенность отметить. Наши детки с 1,5 до 2 лет очень становятся брезгливыми. Они понимают, что такое грязно. Вот как раз про наречия говорили. Грязно, мокро. Фу, это плохо пахнет. В это время как раз приучайте к горшку. Вот где-то с возраста 1.7 они уже начинают чувствовать, рефлекс появляется, что он хочет в туалет. Поэтому с года и семи месяцев вперёд покупать горшок.

Ирина: - Снимаем памперсы, потому что в памперсах всегда тепло и приятно. А вот трусики мокро, фу, холодно. Вот тут, да, стоит объяснить ребенку, что пора бы ходить на горшок.

Оксана: - Да, то есть если он запачкал кофточку, он уже понимает: «ой, фу, грязно». Опять-таки же, вот вам еще один маркер. Если этого нет, тоже стоит задуматься.

Оксана: - Ещё про навыки самообслуживания. Что здесь можно сказать? Ребёнок уже может сам одеваться. Конечно, не застёгивать пуговицы и зашнуровывать ботинки – это ещё очень сложно для него. Но натянуть шапку, натянуть носочки, почти одеть футболку с вашей помощью, штанишки натягивать – вот уже к двухлетнему возрасту ребёнок может это спокойно делать. И позволяйте ему это делать.

Ирина: - Нюанс. Мамы жалуются: «Он не может надеть кроссовок». И в более старшем возрасте не может надеть. Он не может натянуть футболку. Не налезает, не может подтянуть штанишки. В чем проблема? Проблема в том, что есть одежда, в которой ребенок должен ходить. Она должна быть по размеру. А есть одежда, на которой нужно тренироваться. Дайте ребенку сандалики размером побольше, чтобы ножка туда более-менее свободно входила у него. Потому что по размеру его обувь надеть ребенку очень тяжело на самом деле. Растянуть язычок, отодвинуть, шнурочки развязать – катастрофа. Дайте ему штанишки размером побольше. Да, первое время он будет попадать двумя ногами в одну штанину. Стойте рядом и показывайте. А вот эту ножку вот сюда, в эту дырочку. Потому что, если вы будете делать всё это за него, он никогда не научится.

Оксана: - Да, всё верно. Ну и, конечно, основной навык – это кушает сам, не жалеем, а даём ему ложку, и пьёт сам, даём ему кружку, а не поильник, потому что от него тоже придётся потом отучать.

Ирина: - Да, и прикус может испортиться, и не исчезнет сосательный рефлекс у ребёнка, до шести лет бывает, остаётся такой. Нехорошая вещь.

Оксана: - Да, и с года никаких сосок. Пожалуйста. Потому что активно речь начинает формироваться с года, а сосочкой вы ему закрываете рот. И потом, когда ребенок целый день ходит с соской, почему же у нас, интересно, он не разговаривает?

Ирина: - Так у него рот был занят.

Оксана: - Да. Поэтому соску ни в коем случае! С года убираем.

Ирина: - Еще один момент. Можно расскажу?

Оксана: - Да, давайте.

Хождение на цыпочках и обувь

Ирина: - Обувь. То же самое. Неврологи осматривают ребенка, ставят аутистические черты. Ребенок ходит на цыпочках, у него неврология. Нет. Дело в том, что сейчас детоцентризм. Все лучшее детям. Одежда должна быть самая приятная, обувь должна быть самая мягкая и игрушки все должны быть плюшевые. Если бы вы знали, как дети обожают резиновые, деревянные и вообще пластиковые страшные игрушки, которые находят у меня в кабинете со времен 70-х годов. Они слишком завалены мягким и приятным. Как это сказывается на том, ребенок ходит на цыпочках? Сейчас расскажу. Когда мне довелось работать в садике, еще в прошлом веке, медсестра мне объясняла, почему нельзя, чтобы дети в группе ходили в чешках. Я, например, в садике обожала бы ходить в чешках, но мне не разрешали. И она мне объяснила, почему. Потому что изначально человеческая стопа у младенцев расположена вертикально. Чтобы она встала на место, ее нужно научить это делать. Поэтому по деревянным полам ребеночек должен ходить, в сандаликах с жесткой подошвой и с перемычкой сандаликов, чтобы зафиксировать ее в прямом плоском положении. А вот босиком нужно ходить где-нибудь по травке. Вот там это полезно. Поэтому надевайте правильную обувь, и ваш ребенок никогда не получит диагноз «неврологическое отклонение».

Оксана: - Да, ортопедические сандальки.

Ирина: - Ну, они не ортопедические, они обычные, просто такие «дубовые».

Эмоциональная сфера

Оксана: - Хорошо. Про эмоции. Еще в этом возрасте усложняется эта сфера. То есть, вот я говорила, что появляется стыд, смущение. Ребенок начинает лучше понимать чужие эмоции. Особенно, когда его ругают или наоборот хвалят. То есть, эмоциональная сфера тоже в это время активно развивается. Поэтому, опять-таки же, если эмоций нет в первый год жизни, до двух, тоже стоит на это обратить внимание, потому что эмоции к двум годам уже достаточно развиты у ребенка. И еще, что бы хотела сказать, что вот мальчики начинают играть в игры машинки и паровозики, что обычно интересно мальчикам, а девочки проявляют интерес к куклам, то есть уже гендерные начинаются игры.

Ирина: - Да, как ни странно, это врожденные вещи.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК

-4

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?

Вопросы и ответы о сенсорной и моторной алалии: