Найти тему
МИР (Море История Россия)

Последние дни "Измаилов" или мечты сделать из линейного крейсера танкер...

Почему турбины достаточно быстро вытеснили паровые машины на боевых кораблях? Ответ прост. Причин несколько. Турбина, по сравнению с паровыми поршневыми машинами, давала гораздо выше показатель удельной мощности на 1 кг веса.

Пишут, что самый мощный паровой двигатель, это построенный в 1905 году (в 4 экземплярах)

Ривер Дон был не единственным в своем роде: еще три экземпляра отправились в Японию, другой остался на британском сталелитейном заводе Атлас. Куда делся четвертый, неизвестно. До наших дней сохранился только Ривер Дон в Шеффилде: он прослужил 50 лет на судостроительной компании Cammell, затем переехал на металлургический завод Ривер Дон. В последний раз его запускали в 70-х, чтобы изготовить стальные листы для сооружения атомной электростанции.
Ривер Дон был не единственным в своем роде: еще три экземпляра отправились в Японию, другой остался на британском сталелитейном заводе Атлас. Куда делся четвертый, неизвестно. До наших дней сохранился только Ривер Дон в Шеффилде: он прослужил 50 лет на судостроительной компании Cammell, затем переехал на металлургический завод Ривер Дон. В последний раз его запускали в 70-х, чтобы изготовить стальные листы для сооружения атомной электростанции.
-2

Его вес 400 тонн. По памяти, это больше чем весили все три турбины "Новика" вместе взятые. Выдает он 12 000 лошадиных сил, примерно столько сколько одна турбина.

Паровая машина судна типа "Либерти"  Мощность 2360 л. с.
Паровая машина судна типа "Либерти" Мощность 2360 л. с.

Вторая причина: сложность технологии изготовления больших "горшков" (попробуй проточи цилиндры и поршни, диаметром более метра). А еще нужно отливки сделать, шатуны отковать, коленвал получается огромным. \

-4

Нет, сейчас, конечно есть Wartsila-Sulzer RTA96-C, весом до 2400 тонн и мощностью в 100 тыс. "лошадей" (Если точно, то в последней версии, 108 920 л.с.), но это 14 "горшков", и это дизель, а не паровая машина, при этом, даже у этого гиганта диаметр цилиндра составляет 960 мм. Возможности изготовления цилиндро-поршевой группы не безграничны (про коленвал мы вообще не говорим). Думаю, что объяснил понятно.

Вторая причина: КПД. У турбины он, обычно, выше (если правильно сделан расчет). Уже этих причин бывает достаточно. Мы уже немного посмотрели на силовую установку линкоров типа "Севастополь".

Винты "Кинбурна"
Винты "Кинбурна"

Что касается силовой установки "Измаилов", то здесь начинаются "загадки". Во-первых, котлы все те же самые, что и на "Севастополях" абсолютно в той же комплектации: 25 котлов, трех видов, с той лишь разницей, что все 16 котлов кормовых машинных отделений имели нефтяные форсунки (таким образом, 9 котлов имели нефтяное отопление, а 16 были универсальными). Давление пара 17 кг на кв. сантиметр (то же самое, как на "Севастополях").

Что касается турбин, то...

«Измаилы» имели четырехвальную энергетическую установку. Состав турбин абсолютно тот же, только чуть-чуть поменялась компоновка. На внешних (бортовых) валах располагались турбины высокого давления и турбины заднего хода (активно-реактивного типа), а на внутренних (средних) - низкого давления (реактивного типа).

Странная подпись под фото, пишут что это некие "Натяжные валы"
Странная подпись под фото, пишут что это некие "Натяжные валы"

Судя по всему, это те же самые турбины, но уже "переделанные" под 17 кг на кв. сантиметр (увеличена длина турбины высокого давления, и за счет этого добавлены дополнительные колеса). Но это не точно. Документы не сохранились, просто есть фото турбины со снятой крышкой, где колес больше, чем должно быть на "Севастополях".

Трехлопастные гребные винты корабля имели диаметр 3800 мм и шаг 3450 мм. На "Севастополях" винты меньше 3,28 м с шагом 3,05 метра, значит крутящий момент турбины все-таки больше.

Проверить пока невозможно, документации нет. Два комплекта паровых турбин были заказаны 22 апреля 1913 года на франко-русском заводе в Санкт-Петербурге для кораблей, построенных на Адмиралтейской верфи, но Франко русский завод только собрал их из комплектующих, Балтийский частично изготавливал детали, но...

Даже на "Измаиле" (которого поставили в 1 очередь, в 1916 году стояли только 18 котлов и половина турбин. На заводе лежали 8 "виккерсовских" 14 дюймовых стволов.

Электроэнергия должна была вырабатываться двумя дизель-генераторами и

шестью турбогенераторами фирмы АEG по 320 кВт каждый, сгруппированными по два в четырех отсеках в носу и корме на платформе. Сколько чего было поставлено, пока не знаю.

Рулевое управление имело электрический и ручной привод. Корабль имел два пера руля (одно за другим, как на Севастополях), но большей площади (первое, основное перо 34 кв. м., второе вспомогательное площадью 13,2 кв. м.).

К сожалению, здесь все перевернуто с ног на голову. Это не готовность. Это расходование средств. Если по корпусу все было неплохо, ибо утром 9 июня 1915 года головной корабль серии, «Измаил», был спущен на воду. 11 июня был спущен «Бородино», а 17 октября — «Кинбурн» , а, потом...

После спуска трех кораблей на воду строительные работы почти полностью прекратились. Причина проста: дальше, по логике, должны были ставить и крепить фундаменты, и потом должен был идти механомонтаж оборудования (который, кстати неплохо оплачивается), но... (монтировать было НЕЧЕГО). Нет оборудования, трубомедницкие работы не выполнишь, фундаменты не изготовишь и не приклепаеш. Все. "Стоп машина". Были вентиляторы, их частично смонтировали, расставили и смотнтировали генераторы, потом работы снова встали.

Принято писать:

По состоянию на 15 апреля 1917 года готовность крейсеров «Измаил», «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» была по корпусу, системам и устройствам — 65, 57, 52 и 50 %; по уже установленному поясному и палубному бронированию — 36, 13, 5, 2 %; по механизмам — 66, 40, 22, 26,5 %, по котлам — 66, 38,4, 7,2 и 2,5 %.

Только нужно понимать, что это не фактичекое состояние кораблей, это закрытые наряды (Деньги). Если объективно, то по состоянию на 1917 год были 4 железных коробки, (на одной из них даже 18 котлов поставили, но не сдали). Стояли внты и часть гребных валов, смонтитрованы дейдвуды. Была почти готова целая одна башня (но не смонтирована), но... Откуда взялись указываемые в литературе цифры 65, 57, 52 и 50 % ?

А это тоже "шахер-махер". Это готовность корпусных конструкций (но без брони), но к этой фразе добавили словосочетание "и систем" (а, вот это уже вра... "альтернативная правда").

По уже установленному поясному и палубному бронированию готовность была 36, 13, 5, 2 %. Это тоже "кривые" цифры. По фото же все видно. Нормальная ситуация была только у "Измаила", а у остальных... Просто лежали 900 тонн бронеплиты на складах, кое что смонтировали.

Закрыли наряды в указанных объемах (закрыв глаза). А, фактически, установлено гораздо меньше указанного количества. На фото четко видно, что почти все корпуса стоят без брони, видны квадратные отверстия гужонов крепления брони закрытые деревянными "затычками"

-7

По механизмам указан полный бред: 66, 40, 22, 26,5 %. Если не стотят турбины и котлы, то... Откуда? Оттуда... Это тоже закрытые "деньги". Это не фактически сданный механомонтаж, а СУММЫ истраченные на механизмы. Сдаточной документации НЕТ. Сдано "0" (Ноль). Не сдан даже механомонтаж, который был выполнен фактически.

По котлам "шахер-махер" четко виден. По котлам приводят цифры 66, 38,4, 7,2 и 2,5 %. Откуда?! "Измаил" (здесь было более или менее): смонтированы 18 котлов (ни один не сдан), "Бородино" смонтировано 3 котла (ни один не сдан), по остальным НОЛЬ (даже фундаменты не выварены).

И начинается "бардак". При достройке башен для «Кинбурна», «Бородино» и «Наварина» с целью их удешевления, было принято решение отказаться от заряжания на переменном угле и перейти на постоянный угол заряжания в 4°

В начале 1917 года в голову адмиралам ударила идея изменить силовую установку (в связи с непоставкой турбин). Была дана "рацуха": поставить турбины эсминцев через понижающий редуктор. Горячие головы остудил тот факт, что редукторов, способных передать такой крутящий момент на винты, в России построить... увы, не могут. Предложили поставить гидромуфту (гидравлический трансформатор Феттингера), но (естественно) и это решение реализовать не смогли.

26 апреля 1917 года были "закрыты" (по деньгам) работы, и было принято решение приостановить работы.

Начались метания. Поступили предложения превратить "Измаилы" в трансатлантические лайнеры, потом в танкера на 22 тыс. т., заменив турбины паровыми машинами. Потом выяснилось, что паровые машины должны давать по 5 тыс. лошадей, и их все равно придется заказывать за рубежом, и тема сникла.

Советы принимают решение продолжать работы (чтобы обеспечить людей зарплатой). Летом 1917 года съезд работников судостроительных заводов, постановл продолжать постройку «Измаила» хотя бы ради обеспечения заработка рабочих. В сентябре 1917 года все встало.

20 октября решением Временного правительства все работы на этих кораблях были запрещены.

Что еще рассказать о них?

Видимо, придется вернуться к двум вопросам: дорассказать их судьбу (хотя там сильно и рассказывать енчего), интереснее судьба того "хлама", что остался после них. И, вот как это ни странно, придется вернуться к вопросу: "А, зачем, вообще они были нужны?" (ибо такого количества совершенно бредовых версий, изложенных в комментариях, я давно не встречал). Придется вернуться к этому вопросу с точки зрения документов (заодно, потом это нам поможет разобраться в другом периоде)