Найти тему
Жизнь советского человека

Как воевал Крылатый Джигит? Лётчик, который за месяц делал из пацанов профессионалов

Служить под его началом считалось невероятной удачей. Требовательного, строгого командира уважали за высокий профессионализм, внимание к подчинённым, стремление защитить их при необходимости. Забыть впечатляющий стиль его руководства невозможно. Он разработал уникальную стратегию ведения воздушного боя, при которой наши лётчики побеждали врага малой кровью.

Его называли Крылатым Джигитом. Сын бедного крестьянина из осетинской деревни воспользовался всеми возможностями, которые давала Советская власть. Когда Ибрагима Дзусова призвали на действительную, за его плечами уже была служба в ЧОН. После окончания кавалерийской школы, будучи командиром конников, вдруг заболел небом, стал курсантом Оренбургской авиационной школы.

Ибрагим Магометович утверждал - между кавалеристом и летчиком немало общего. Вдохновение, стремительность атаки, возможность самостоятельного маневра, точность расчета, предварительная подготовка - все это приводит к победе в конном бою и в небе. Воинский талант дал возможность рядовому летчику вырасти до генерала. Он был командиром полка, дивизии, корпуса, замкомандующего армией.

Белл P-39 «Аэрокобра» (англ. Bell P-39 Airacobra) — американский истребитель / Дзусов Ибрагим Магометович
Белл P-39 «Аэрокобра» (англ. Bell P-39 Airacobra) — американский истребитель / Дзусов Ибрагим Магометович

45-й иап, истребительный авиаполк, под командованием Дзусова, одним из первых стал летать на ЯК-1. Зная, что во время испытаний с пилотом случилась трагедия, командир не подвергал летчиков опасности. Испытывал машины сам, лишь потом в кабину усаживались подчинённые. К началу 1940 пилоты 45-го иап освоили новый самолёт по максимуму.

В войну лётчики Дзусова сражались на Крымском фронте, участвовали в обороне Севастополя, Кавказа. Воевали на Кубани, на Украинском, Белорусском фронте. За четыре года пилоты под командованием Дзусова сбили 832 вражеских машины. На начало войны у командира, как и у многих летчиков, не было боевого опыта. Приобретали его на практике. Принимая молодое пополнение, Ибрагим Магометович буквально за месяц делал из юношей настоящих летчиков. Помогала методичная отработка навыков.

Он был новатором, ценил эти качества в молодых коллегах. Недаром под его крылом выросла целая плеяда воздушных асов: братья Глинки, А. Покрышкин, Г. Речкалов, А. Труд, А. Клубов. Командир вдохновлял пилотов собственным примером - не раз на их глазах сбивая особо обнаглевших, привыкших к безнаказанности немецких асов.

Полк Дзусова первым получил самолёты по ленд-лизу, лётчики в быстром темпе сумели освоить иностранную технику. Он учил подчинённых особой тактике боя. По возможности - тщательная, скрупулезная разведка. Затем - внезапное нападение, со стороны солнца, через окно в облаках. Стремительный налет завершался таким же стремительным отходом, но обязательно по другому маршруту. Это позволяло сберегать жизни летчиков, сохранять машины.

Григорий Устинович Дольников после войны
Григорий Устинович Дольников после войны

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Подчинённые звали его Батей, вкладывая в это слово высокий смысл. Символична история со сбитым летчиком Григорием Дольниковым, попавшим в плен, сбежавшим из концлагеря. Сотрудники НКВД сомневались в его преданности Родине. Дзусов доверял своему пилоту и поручился за него. Разве могли быть такие рубцы на спине бывшего пленного - в случае его вербовки немцами? Нет. Верил сам, сумел убедить проверяющих. 15 сбитых вражеских самолётов было на счету Дольникова к концу войны.

У каждого из подчинённых была своя, теплая и восторженная история о генерале Дзусове. По-другому о Крылатом Джигите и Бате не вспоминают.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.