Найти тему
Звук и мысль

Не утратила ли педагогика своё право называться наукой, искусством. Решение проблем подростков с точки зрения классического знания

Б.М. Кустодиев "В "Тереме". (Мой дом)" (1914-1918 гг.). Фото автора статьи
Б.М. Кустодиев "В "Тереме". (Мой дом)" (1914-1918 гг.). Фото автора статьи

Одна из значительнейших книг по педагогике в своём названии имеет такие слова: "Введение в прикладную философию". Эта книга российского мыслителя С.И. Гессена, по-видимому, мало оценивается как основа практики педагогической деятельности. Полное название книги – "Основы педагогики. Введение в прикладную философию".

Именно практическая философия, а не методика (в её бесконечной вариативности, ведомая столь же многоликой идеологией) является настоящей, научно обоснованной педагогикой.

Философия, дающая фундаментальные знания об устройстве Бытия и человека (человека в глубоком "океане" Бытия), является единственно надёжной основой воспитания. И эта истина чистой нотой звучит во всех великих учениях, так или иначе затрагивающих вопросы воспитания.

Не только такие гении, как Платон, этот философ-Посвящённый, учили, что человека надо растить на основе просвещения о Человеке и смысле его нахождения в этом мире и в Мирах Высших, но классическая психология, которая сегодня тоже как-то "отодвинута" более "удобными" теориями, утверждает те же истины классического знания.

Так, великий советский психолог Л.С. Выготский, знавший и чувствовавший, по-видимому, гораздо больше, чем мог сказать в условиях советской идеологии, одной лишь своей крылатой фразой сказал больше, чем тома диссертационных разработок:

"В правильной среде правильно растут и правильно развиваются дети" (Л.С. Выготский).

А теперь о том, почему говорим столь резко о современной педагогике. Педагогика, как большинство отраслей современного знания, так же, как и современная философия, и современное искусство, предаёт свои основы.

Основы – это воспитание Человека. "Предательство" в отношении этой единой задачи для всей культуры, включая науку, состоит в том, что в угоду сиюминутным целям оставлены в стороне, в небрежении, Цели главные.

Вот простая истина – Человека в ребёнке воспитывает, укрепляя всё наиболее чуткое, разумное и духовное в нём, – его окружение и качественное образование, основанное, опять-таки, на "питании" ума и сердца всем возвышенным, одухотворённым. В этом истинный, не затемнённый натаскиванием на те или иные формы поведения, смысл слова "воспитание".

"Питание" и "восхождение", соединяются и "созвучат" в этом прекрасном русском слове. Кстати, белорусское слово "выхаванне" (воспитание) добавляет ещё и ноту "оберегания". Бережность к духу и сердцу маленького человека, питание его ума красотой и мудростью знаний, – вот единая и непреходящая идея педагогики.

Что же имеется сейчас? – Все видят (и многие участвуют) безудержную "гонку" за результатами. Ради чего? – Ради конкуренции и во имя конкуренции.

Если кто-то думает, что в искусстве иначе, то нужно знать, что "иначе" может быть только в обучении, не нацеленном на "звёздность". Профессиональное образование в искусстве, увы, тоже питает отнюдь не "вечными ценностями", в том смысле, что "технологии действия" в обучении, направленном на "конкурентоспособность" (и, желательно, подальше за границей любимой страны), намного опережают, а часто полностью игнорируют воспитание ума и сердца, то есть того, ради чего и "чем" будет являться искусство будущей "звезды" на небосклоне искусства.

Что есть те "вызовы", с которыми сейчас предполагается бороться воспитанием в духе "традиционных ценностей"?

Очень часто – это формы протеста против фальши. Ведь в отличие от воспитания истинного, дающего представления о Человеке и Бытии и бережно взращивающего в каждом ребёнке его уникальность, раскрывающего его наиболее одухотворённые свойства, укрепляющего его лучшие способности, псевдовоспитание и псевдообразование – "обезличенно" унифицированы и недуховны.

Для того, чтобы образование стало настоящим образованием, живым и интересным каждому ребёнку, нужно "всматриваться" в глаза ребёнка и "вслушиваться" в звучание тонких струн в сердце. Нужно освободить от страхов, дав знание о бесконечности его жизни, рассказав о том, что Жизнь закономерна, а в каждом сердце хранится нетленный запас всех прежних знаний и умений, ожидающих их раскрытия и применения на благо Мира.

Многое надо рассказать малышу, именно малышу, ещё дошкольнику, чтобы ему захотелось учится, изучать Жизнь, полную таинственных глубин, познавать самого себя, и найти себя в близких сердцу и полезных людям трудах.

Сколько говорим, что не следует с начинающими упражняться на примитивном материале, увлекаться звукоподражательными попевками. Ребёнку нужна красота истинного искусства, красота звука, речи, и мысли – красота сознательных человеческих проявлений. Сразу, не потом, но именно с первых дней. (Чего же удивляться "квадроберам" (или кто ещё объявится), если образование и воспитание ничего не делает для того, чтобы показать ребёнку красоту человеческого образа: красоту мысли, чувства, речи – и радость творчества.

"Традиционные ценности" – самое неподходящее выражение из всех, которые можно было бы избрать для того, чтобы утвердиться на неком более истинном и чистом пути. Традиции основывают люди. Традиции не есть нечто неизменное. В слове "традиция" для каждого живого сознания есть нечто, что сразу хочется начать менять, а вовсе не "следовать". Что за глупость – вечно следовать "традициям". Создавайте новые традиции, стройте по-новому, по-своему! Другое важно – Красота. Истина. Беспредельность познания. И пусть новое будет лучше, прекраснее и мудрее прежнего!

Непреходящи только вечные ценности, а вовсе не ценности "традиционные". А для того, чтобы детям хотелось приобщаться к этим вечным и Единым ценностям, их надо знать. Именно для этого служат Знания о Бытии и Человеке. (Основы Бытия, или истинная философия, – не просто "философствование", но знания.)

А чтобы хотелось строить жизнь на этих "вечных ценностях", необходимо чувство Красоты, которое одно лишь может удержать от всего грубого, "нечеловеческого". Для этого и необходимо Искусство. Это его миссия, единое и вечное "занятие" – будить в людях чувство своей Человеческой, возвышенной и вечной природы.

Культура, поднятая на тот трон, на котором сейчас восседает изгнавшая её коммерция (в угоду которой и предали свои позиции человековоспитывающие науки – педагогика, искусство, философия, психология), – восстановит утраченное равновесие жизни.

"Самозванку" коммерцию надо вернуть на её обслуживающее жизнь место, а Править должно Красоте, Мудрости, Знанию – глубокому и синтетичному. Тогда "детские" проблемы, которые сейчас "растут, как грибы", просто исчезнут, как исчезают тени при свете дня.

Когда воспитание перестаёт быть "питанием" всем возвышенным, тонким и прекрасным, а становится просто "настраиванием" новых поколений на некое наиболее "удобное" для текущего состояния дел поведение и проявление, то это вызывает справедливый протест. И этот протест вовсе не свойство раннего или подросткового возраста, но прямое следствие ощущаемой фальши. Настоящее, искреннее, направленное к Человеку в каждом человеке, – всегда привлекательно.

Закончим словами из Живой Этики, напоминающими такую, кажется, очевидную истину: даже вредное не надо запрещать. Надо направиться к лучшему и более прекрасному. Подлинное, искреннее, не фальшивое и не навязчивое – всегда привлекательно.

"Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. …переутомление мозга бывает только от неповоротливости. Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, скажет первую формулу образования: «Ты всё можешь». Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное. То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения, – не унижайте детей. Твёрдо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна. Нужно, чтобы в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры. Беспредельность должен почуять молодой глаз…
…Изгоняется ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо. Работа «как большие» поощряется…
Сознание «всё могу» не есть хвастовство, но лишь осознание аппарата…" ("Община", 102).

Гореликова М.В.

Эту статью можно читать на нашем сайте "Живая Школа".

Благодарим Вас за внимание!