Найти в Дзене
Логопед и Я

Овощи. Развитие речи детей 5-6 лет. 10 лексико-грамматических заданий.

Овощи — это не только полезные продукты, но и отличная тема для того, чтобы научить ребенка правильно описывать предметы, строить предложения и развивать грамматические навыки. В данной статье мы предлагаем вам серию упражнений, которые помогут вашему ребенку освоить названия овощей, их характеристики и правильно использовать их в речи. Эти задания сделают процесс обучения интересным и увлекательным, а также помогут улучшить грамматические навыки.

1. Подбери прилагательное к существительному.

Задание: вместе с ребёнком подберите подходящие прилагательные к существительным.

Например:

Морковь (какая?) — (оранжевая, длинная, сладкая, твёрдая).
Капуста (какая?) — (зеленая, большая, круглая, хрустящая).
Огурец (какой?) — (зелёный, длинный, свежий, хрустящий).
Помидор (какой?) — (красный, круглый, сочный, сладкий).

Это упражнение поможет развить у ребёнка умение правильно согласовывать прилагательные с существительными и будет способствовать расширению и активизации их словарного запаса.

2. Составь предложение.

Задание: вместе с ребёнком составьте предложения, используя данные слова.

Например:

Лето, огород, бабушка, в, выращивать, морковь. (Летом бабушка в огороде вырастила морковь).
Огород, огурцы, выросли, на, грядка. (В огороде на грядке выросли огурцы).
Мама, купи, суп, капусту, приготовь, чтобы. (Мама купила капусту, чтобы приготовить суп).

Это упражнение поможет ребенку научиться правильно строить предложения, соблюдая порядок слов и используя согласование между словами.

3. Доскажи словечко.

Задание: вместе с ребёнком подберите и добавьте подходящее слово.

Например:

В огороде растут... (овощи).
На грядке выросли... (огурцы, морковь…).
Осенью мы собрали урожай овощей с … в… (с грядок в огороде).

Это упражнение поможет ребенку научиться правильно подбирать существительные и будет способствовать расширению и активизации словарного запаса.

4. Игра «Жадина» (мой, моя, мои)

Задание: вместе с ребёнком подберите ответьте на вопросы:

Чья капуста (репка, свекла, тыква)? – (моя)
Чей огурец (баклажан, лук, помидор)? - (мой)
Чьи овощи (огурцы, баклажаны, помидоры)? – (мои)

Это упражнение поможет ребенку правильно согласовывать существительные и местоимения и будет способствовать расширению и активизации словарного запаса.

5. Скажи правильно.

Задание: изменить окончания слов: морковь, капуста, картофель (ед. ч.).

У мамы в корзине что? - (Морковь, капуста, картофель).
У Оли много чего? - (Моркови, капусты, картофеля).
Петя поделился чем? - (Морковью, капустой, картофелем).
Мы думали о чем? - (О моркови, о капусте, о картофеле).

Это упражнение поможет ребёнку правильно изменять окончания существительных в собственной речи

Задание: Вместе с ребёнком измените окончания слов: (мн.ч)

В магазине продается что? - (огурцы, помидоры, баклажаны, тыквы).
В магазине нет чего? - (огурцов, помидоров, баклажанов, тыкв).
Продавец торгует чем? - (огурцами, помидорами, баклажанами, тыквами).
Покупатели рады чему?- (огурцам, помидорам, баклажанам, тыквам).
Покупатели думают о чем? - (О огурцах, о помидорах, о баклажанах, о тыквах).

Это упражнение поможет ребенку правильно изменять окончания существительных мн. числа в собственной речи.

6. Один – два- пять

Задание: вместе с ребёнком измените окончания существительных мн. числа.

Огурец - два (огурца)—пять (огурцов)
Морковка - две (морковки) – пять (морковок).
Помидор -два (помидора)- пять (помидоров)
Капуста - две (капусты) – пять (капуст).
Баклажан - два (баклажана) – пять баклажанов

Это упражнение поможет ребенку научиться правильно изменять окончания существительных в собственной речи.

7. Скажи ласково

Задание: вместе с ребёнком назовите овощи ласково в ед. и мн. числе.

  • Морковка - (морковочка), ( морковочки).
  • Помидор - (помидорчик), (помидорчики).
  • Огурец - (огурчик), (огурчики).
  • Репа - (репка), (репки).
  • Баклажан - (баклажанчик), (баклажанчики)

Это упражнение поможет ребенку образовывать слова с уменьшительно- ласкательным значением в собственной речи

8. Продолжить фразу

Задание: предложите ребёнку завершить предложения:

Овощи растут... где? (на грядке).
Мы собрали урожай... чего? (овощей).
В огороде много овощей…когда? (осенью)

Это упражнение поможет ребенку научиться мыслить логически.

9. Из чего какое?

Задание: вместе с ребёнком образуйте относительные прилагательные, давая названия соку, супу, салату и запеканке в соответствии с овощами, из которых они приготовлены.

Из моркови - салат (морковный), пюре (морковное), запеканка (морковная).
Из капусты - салат (капустный), запеканка (капустная), пюре (капустное).
Из картошки – пюре (картофельное), пирог (картофельный), запеканка (картофельная)

Это упражнение поможет ребенку научиться изменять окончания существительных в соответствии с родом существительного, к которому они относятся (Ж.р,м.р,ср.р)

10. Игра «Что изображено на картинке?»

Задание: рассмотрите с ребенком картинку и задайте ему вопросы:

· Как называются овощи, которые растут на грядке?

Что растёт в огороде?
Какого цвета эти овощи и что можно из них приготовить?

Это упражнение поможет понять, на сколько хорошо ребёнок усвоил тему.

Эти лексико-грамматические задания помогают детям 5–6 лет развивать грамматические навыки, логическое мышление и расширять словарный запас. Все задания можно проводить как индивидуально, так и в группе, что делает их идеальными для занятий в детских садах и дома.