Найти тему

Что хранит коллекция археологии в музее «Новый Иерусалим»?

Оглавление

Коллекция археологии в собрании музея «Новый Иерусалим» существует более 100 лет.

Фрагмент довоенной экспозиции музея. 1936 г.
Фрагмент довоенной экспозиции музея. 1936 г.

Знаете ли вы, что первые поселения на территории Истры, где расположен наш музей, существовали ещё 10–13 тысяч лет назад?

Такие выводы сделаны на основе находок археологов. Людей этой профессии даже называют «историками, вооруженными лопатой». Нередко именно археологические открытия меняют представление об истории развития общества.

Самых ранних археологических артефактов, свидетельствующих о жизни и деятельности человека на территории Истринского края, на сегодняшний день обнаружено немного: это кремневые сколы – пластины и отщепы, а также единичные орудия, найденные при устье Малой Истры (бывшая деревня Сычевки), в районе станции Истра (поселение Трусовское) и близ нынешней деревни Андреевское. Из отщепов и пластин древние охотники делали различные орудия; по сути, сколы – это готовые ножи. Судя по облику и по условиям залегания, находки относятся к самому началу эпохи мезолита. А небольшое их количество (особенно орудий) дает основания предположить, что в этих местах были не долговременные поселения, а, например, лагеря охотников. Как таковых стоянок каменного века в границах Истринского городского округа не обнаружено.

Находки из раскопок Истринского (Трусовского) фатьяновского могильника (1934 г.).
Находки из раскопок Истринского (Трусовского) фатьяновского могильника (1934 г.).

Коллекция археологии является самой крупной в собрании Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» и насчитывает более 90 тысяч археологических экспонатов. В коллекции в разной степени представлены почти все исторические эпохи – от каменного века до Нового времени.

Археолог Л. И. Пимакин (второй слева) в одной из экспедиций музея. 1939-1940 гг.
Археолог Л. И. Пимакин (второй слева) в одной из экспедиций музея. 1939-1940 гг.

Коллекция начала формироваться уже в первые годы существования музея, т. е. в начале 1920-х гг.: при историко-культурном отделе музея был создан археологический подотдел, проводивший полевые исследования. В 1930-х гг. большое количество материалов поступило из Государственной академии истории материальной культуры и музея Центральной промышленной области.

Первые археологические экспедиции музея в 1920-х годах проходили под началом К.Я. Виноградова. Позже музейными археологическими исследованиями руководил Л.И. Пимакин. А в 1960–1970-х годах в музее успешно работал археологический отряд под руководством В.В. Сидорова. В работе отряда участвовали также И.В. Балинский, А.В. Трусов и др.

Наши археологи проводили изыскания в разных районах Подмосковья.

Крупномасштабные исследования велись в районе Тростенского озера, где был открыт и изучен целый комплекс археологических памятников. В коллекцию поступили материалы со стоянок Никольская I, II, Тростенского городища и др.

Экспедиция Московского областного краеведческого музея. Раскопки Тростенского городища (Рузский район), 1973 г.
Экспедиция Московского областного краеведческого музея. Раскопки Тростенского городища (Рузский район), 1973 г.

Многочисленные находки пополнили коллекцию в результате раскопок стоянок на Масловом болоте (Ногинский район), в т. ч. стоянки Маслово болото IV – одного из лучших в Подмосковье памятников финального неолита (около 5 тыс. находок).

Интересно, что новые памятники открывались не только в результате разведочных работ, многие из них были открыты случайно.

В 1968 году при разработке песчаного карьера в Можайском районе рабочий нашел каменный топор, а затем и древнее захоронение с погребальным инвентарем. Прибывший на место археолог В.В. Сидоров обнаружил и другие грунтовые погребения. Так был открыт Ханевский фатьяновский* некрополь − грунтовый могильник середины третьего тысячелетия до н. э.

Неолитическое поселение близ пересохшего Лукова озера в одном из торфяников Ногинского района обнаружили в результате пожара в 1972 году. Торфяные пласты выгорели, обнажив культурный слой с песчаными очагами и развалами сосудов льяловской культуры.

Стараниями археологов музея «Новый Иерусалим» были открыты и изучены десятки археологических памятников, а материалы, полученные при исследованиях, легли в основу музейной коллекции археологии.

Есть предметы, в том числе и в археологической коллекции музея «Новый Иерусалим», о назначении которых археологи спорят до сих пор. Пример тому – керамические дьяковские грузики.

Грузик дьякова типа. VI–VII вв. Трусовское селище, раскопки В.В. Сидорова, 1972–1973
Грузик дьякова типа. VI–VII вв. Трусовское селище, раскопки В.В. Сидорова, 1972–1973

Дьяковская культура – одна из интереснейших археологических культур периода раннего железного века. Племена дьяковцев обитали в Волго-Окском междуречье и Верхнем Поволжье примерно в VII в. до н. э. – VII в. н. э. Они занимались скотоводством, охотой, примитивным земледелием, знали кузнечное, бронзолитейное дело и другие ремесла. На высоких берегах рек дьяковцы строили укрепленные городища, на которых позже нередко возникали славянские поселения и древнерусские города.

Характерной находкой для дьяковских поселений являются глиняные грузики. Они имеют конусовидную форму и внутренний канал, на котором часто заметны следы потертостей и даже нитей. Основания всегда фигурное, украшенное рубчиками. Поверхность грузиков украшалась точечным орнаментом, линиями, насечками, рисунками и т. д.

Грузики дьякова типа. II–V вв. Михайловское городище, раскопки Р.Л. Розенфельдта, А.Ф. Дубынина, 1956–1957, 1962
Грузики дьякова типа. II–V вв. Михайловское городище, раскопки Р.Л. Розенфельдта, А.Ф. Дубынина, 1956–1957, 1962

На протяжении всей истории изучения дьяковской культуры вставал вопрос о назначении этих предметов. У археологов существует множество гипотез. А.Ф. Дубынин считал, что различные рисунки и линии, нанесенные на грузики, могли обозначать у дьяковцев счет и использоваться также при весовых измерениях, а М.Г. Гусаков предположил, что грузики могли служить для исчисления календаря. К.А. Смирнов истолковывал эти предметы как сугубо ритуальные, связанные с культом светил, огня (на многих грузиках знаки в виде многолучевых звездочек, кругов). Очень распространенной была трактовка, что это грузики для ткацкого станка (О.Н. Бадер, И.Л. Чернай). Наиболее вероятной сегодня считается версия, что грузики служили приспособлением для плетения шнуров.

В коллекции археологии музея «Новый Иерусалим» насчитывается несколько десятков дьяковских грузиков и их фрагментов. А назначение этих грузиков пока так и остается загадкой.

В 2020 году в музее «Новый Иерусалим» прошла выставка «Боевые топоры Подмосковья», на которой были представлены редкие археологические артефакты из коллекций музея «Новый Иерусалим» и Института археологии РАН, обнаруженные в подмосковном регионе в разные годы. Экспозиция содержала более 100 предметов из трех подмосковных некрополей, дошедшие до нас из глубины тысячелетий. Богатые археологические коллекции музея «Новый Иерусалим» были представлены материалами Истринского (Трусовского) и Ханевского некрополей эпохи бронзы (раскопки соответственно 1930-х и 1969–1970 годов).

Особое внимание выставка привлекла тем, что на ней экспонировались и недавно найденные археологами артефакты. Так, в 2018 году близ села Павловская Слобода Истринского района Московской области на месте планируемой застройки был раскопан некрополь фатьяновской археологической культуры бронзового века (середина третьего тысячелетия до нашей эры). Археологами были найдены боевые сверлёные топоры из диорита, кремневые клиновидные топоры, наконечники копий и стрел, пластины, керамические горшки. В Подмосковье за последние 25 лет не было обнаружено сопоставимого по значению археологического памятника данной эпохи, и это событие по праву можно назвать сенсационным.

* Фатьяновская культура – археологическая культура эпохи средней бронзы, ареал распространения которой охватывал обширные территории европейской части современной России: Тверскую, Ярославскую, Ивановскую, Костромскую, Московскую, Калужскую, Смоленскую, Владимирскую, Новгородскую области. Название культура получила по первому некрополю, найденному у деревни Фатьяново близ Ярославля. Фатьяновские племена проникли на Русскую равнину в середине третьего тысячелетия до нашей эры из Центральной и Северо-Восточной Европы. Они относились к европеоидному антропологическому типу и, по мнению исследователей, были предками славян, балтов и германцев.

Фатьяновцы стали первыми людьми на территории лесной зоны современной Европейской России, которые освоили производящее хозяйство: разводили скот, освоили подсечно-огневое земледелие и металлургию меди и бронзы. Наряду с этим они занимались изготовлением орудий труда и быта, оружия, украшений, одежды, гончарным делом, строительством жилищ и лодок.

Фатьяновцев относят к большой исторической общности культур боевых топоров и шнуровой керамики, которая охватывала всю Центральную и Восточную Европу. В изготовлении сверленых боевых топоров, представлявших собой грозное оружие, фатьяновцы добились большого мастерства.

Основными памятниками фатьяновской культуры являются некрополи с набором инвентаря, сопровождавшего фатьяновцев в «загробный мир»: топоры, кремневые наконечники стрел и копий, длинные кремневые пластины, которые, видимо, использовалась в качестве лезвия ножа, украшения, орудия из кости, а также лепные сосуды с орнаментом, нанесенным с помощью перевитого шнура. Умерших хоронили, как правило, в скорченном положении: мужчин чаще всего на правом боку, женщин – на левом.

Фатьяновцы расселились от Пскова до Камы и Средней Волги и соседствовали с племенами волосовской культуры, жившими здесь ранее. Три тысячелетия назад фатьяновцы как единая общность исчезли, растворившись среди других племен Волго-Окского междуречья.

Подробнее о коллекции на сайте музея «Новый Иерусалим».