Комедия «По семейным обстоятельствам» (1977) Алексея Коренева – это киноистория о терпении. О том, что надо примиряться с неудобным обитателем квартиры, с родственником, ибо не всегда нам нравится зять или невестка. Увы, ни для кого не секрет, что тёщи в своей массе не понимают выбор своих дочерей, точно так же, как свекрови полагают, что растили своего сына вовсе не для вон той чужой девицы.
Главная героиня – женщина-босс Галина Аркадьевна (стремительная Галина Польских) живёт, как на вулкане – её бесит муж дочери, Игорь (Евгений Стеблов, и что характерно, в «Я шагаю по Москве» (1963) Стеблов и Польских играли одногодков). Итак, молодой супруг постоянно всё делает не так – его движения грозят испоганить всю гармонию, не меньше! Он просто ужасен. С точки зрения тёщеньки.
А ведь Игорь – эталонный зять, вежливый, милый. Представьте себе, что Лида привела в дом какого-нибудь брутального штангиста с пудовыми кулачищами? Он бы ка-а-аак треснул по столу, если что не так. Хорошо, если по столу. Вообще, такие тёщи, как Галина почему-то не выносят именно воспитанных зятьёв – их легче ненавидеть. С хамом она ходила бы по струнке и спрашивала бы разрешения выйти на кухню.
Дочь Лида (хорошенькая и вечно юная Марина Дюжева) пребывает меж двух огней – она и маму любит, и мужа. К тому же, у супругов рождается дочь Леночка – ещё один камень преткновения, потому что 1) бабушка не собирается уходить с работы, чтобы помогать, но в то же время…; 2) знает лучше, как воспитывать ребёнка, и потому пилит-пилит-пилит. Или повышает голос.
Начинается беготня, связанная с разменом. И это самое интересное в фильме – люди, судьбы, разговоры, а эпизодические персонажи едва ли не интереснее основных. В те годы люди не так часто менялись – все ценили то, что досталось, хотя, бывали случаи - не устраивал район, где дали квартиру от производства, съезжались и разъезжались – по тем самым обстоятельствам, которые - семейные.
Например, как тут – невыносимость проживания молодой семьи с ретивой мамочкой. Но случается чудо – Галина Аркадьевна становится женой, а заодно и музой немолодого художника Николая, у которого …тоже есть мама, которой примерно за 70. И тут дама-начальница, каковой привыкла быть Галина, превращается в смиренную и пуганую невестку для Изольды Тихоновны (Евгения Ханаева, идеальная в ролях «мерзких мамочек»).
Теперь уже Галину пилят-строят-прессуют и постоянно оценивают. Дескать, мы облагодетельствовали! А то, что Николай был никому не интересен до своих …примерно пятидесяти лет, маму не волнует – для неё он гений московского пейзажа, должен писать Домниковку, как ранее писал Арбат, а то, что после женитьбы стал творить портреты Галины, …о, как это бесит маму.
И снова мы не понимаем – почему начальница-аккуратистка так раздражает свекровь? Коля мог бы притащить из своей творческой среды какую-нибудь курящую, а то и попивающую поэтессу в нестиранной хламиде. Таких в позднем СССР водилось много. Она бы водила компании, спала до часу дня, а в оставшееся время делала вид, что работает над поэтическим сборником, а заодно сжирала бы всё, что есть в доме.
Галина попала в ту же ловушку. Её не выносят за сам факт присутствия рядом с «кровиночкой». Но и прекрасную Изольду ждёт засада – к немолодой, но всё ещё дивной богине посватался её давний поклонник из семьи кавказских долгожителей и увёз в Тбилиси – там интеллигентную даму ждёт феерия, ибо мама жениха всё ещё жива! В общем, надо уметь быть терпимыми, иначе судьба сыграет злую и весёлую шутку.
Zina KorZina (c)
P.S. И да, разговор о фильме не окончен, слишком уж много всего.
- Ещё один фильм тех лет с Галиной Польских:
- Ещё один знаменитый фильм Алексея Коренева:
- А это - самый первый фильм Алексея Коренева: