Говоря о ленте «Годы молодые» (1958), я вспомнила ещё об одной музыкальной комедии, где в главной роли снялась Светлана Живанкова. Это - «Черноморочка» (1959) начинающего режиссёра Алексея Коренева, будущего творца «Большой перемены» (1972).
Надо сказать, что «Черноморочку» злобно изругали критики, сочтя фильм не только слабым, но и примером дурного вкуса. Алексей Коренев был так «убит», что долгое время ничего не снимал.
Это сейчас мнение газет (ну, и блогов) ничего не значит – просто информационный шум, а тогда киноведы, искусствоведы и прочие «-веды» стояли очень высоко – их мнение в издании «Советская культура», например, имело весомую цену.
Помните, как испугалась хищная Танечка из мелодрамы «Разные судьбы» (1956), узнав, что оперу её кавалера, композитора Рощина бранили в центральной печати? Это же финал карьеры и, о, ужас, возможно переезд в провинцию! То-то же.
Но вернёмся к «Черноморочке», которая, кстати, имела хорошую кассу – зритель не углядел в киноленте никаких минусов. Только плюсы – красивая, музыкальная героиня, весёлые повороты, чёткая мораль. Хотя, она (та мораль) тут чрезмерно прямолинейна.
Весёлая морячка Софийка (Светлана Живанкова) хороша собой и голосиста, а ещё непоседлива - постоянно меняет места работы, за что ей достаётся от жениха – курсанта мореходки Василия (Владимир Земляникин с лицом правильного мальчика).
Девушка мечтает о некоей большой, светлой жизни, как на тех пароходах с огнями, что идут где-то вдалеке. И вот предоставляется случай – к ним приезжает джаз-оркестр Виталия Омельского (Сергей Мартинсон), выдающий какую-то западно-продвинутую музыку в стиле «Эй, моряк!» из «Человека-амфибии» (1961).
Солисткой там – крашеная модница Вероника (Тамара Носова, умевшая выдавать карикатурные типажи). Голос так себе, и Софийка показывает им всем, как надо – её зовут в ансамбль. Да, а Вася-то против! Он полагает, что невесте пора остепениться и пойти на курсы радисток, чтобы им потом вместе плавать.
И вот девушку сильно красят, одевают в обтягивающее платье и предлагают петь какую-то лабуду. В зале – её Вася. И она… не может всё это исполнять, да ещё и таком виде – бежит за кулисы и яростно стирает с себя косметику. Это - протест против чужих критериев красоты и гармонии. Не иронизирую.
В финале девушка возвращается в свой городок и продолжает петь в самодеятельности – звучат не чуждый синкопы, а украинские песни, а влюблённый Васенька просто счастлив – его линия победила. На самом деле, жаль, что такой талант развивается вполсилы – здесь я не согласна с авторами кино.
Кроме халтурных оркестров с пошловатым репертуаром, были и народные хоры, например. Софийке бы туда. Но в те годы была установка: показывать молодым девушкам, что не надо стремиться в артистки. Слишком много желающих, а индустрия нуждается в крепких руках.
А какой в этом фильме Олег Борисов! В молодости он имел амплуа комедийно-эксцентричного героя-любовника. Это уже потом Борисов перешёл на серьёзные роли, а тут выделывает такие коленца в танцах – загляденье. А как улыбается и флиртует!
Ещё в кинокартине снялся Евгений Моргунов в роли конферансье и мелькнул будущий песенный кумир Валерий Ободзинский – он сыграл одного из оркестрантов. В целом, фильм неплохой и уж точно не самый худший. И главное непонятно, что же показалось критикам примером плохого вкуса?
С точки зрения тогдашней официальной парадигмы всё было сделано чётко - джаз и голливудские ритмы (или как сказал один из моряков: «Как будто в Кейптауне») посрамлены и осмеяны, тогда как живое-народное выдивнуто на первый план. И?!
Zina KorZina (c)
- Ещё яркие фильмы 1950-х годов: