Найти тему
ProTанки

"Благодаря преступности" Или почему 56-й танковый корпус Манштейна смог вырваться из русского котла в июле 41-го?

Если обратиться к мемуарам Манштейна, то касательно кризиса в середине июля 41-го года, в который попала 8-я танковая дивизия немцев, мы найдем крайне мало информации и в целом общие фразы. Он там рассказывает про некоторый кризис, незавидное положение, хотя и упоминает, что:

Главные силы 8-й тд, находившиеся между Сольцами и Мшагой, оказались отрезанными от тылов дивизии, при которых находился и штаб корпуса.

Но в целом было бы странно, если бы немецкий фельдмаршал активно расписывал свои неудачи и рассказывал бы о том, как его штабу приходилось в окружении сражаться с русскими. В этом смысле начальник генерального штаба Гальдер был куда более критичен в своих оценках, ведь, по его мнению, танковая группа «разрывается на две части, не имея отчетливо выраженного направления главного удара». И вот в этот момент русские действительно подловили немцев, которые зарвались и, погнавшись к Ленинграду, решили, что уже никто не окажет им должного сопротивления.

-2
-3

До этого у немцев всё шло легко, многие наши подразделения вводились в бой частями, не имея нормального количества артиллерии или же снарядов к ней, не имея авиационной поддержки. Особенно «отметилась» 202-я стрелковая дивизия под командованием полковника Горбачева, которая и находилась в районе Сольцов, в докладе командующему Северо-Западным направлением про это писали так: «Благодаря преступности своего командира в наступательном бою дивизия была введена по частям: 12.7 один сп и часть артиллерии, 13.7 сп вводились по частям, по мере подхода». В итоге немцы к концу 13-го числа прорвали нашу оборону и заняли западную часть пункта Сольцы. Однако у противника были открыты фланги, чем в итоге воспользовались.

-4
Манштейн и командир 8-й танковой Эрих фон Бранденбергер
Манштейн и командир 8-й танковой Эрих фон Бранденбергер

Вечером этого же числа части 21-й танковой дивизии перешли в подчинение 237-й дивизии, и находились они севернее наступающей группировки противника. Южнее наступали части 183-й стрелковой дивизии, которые также до этого вели тяжелые бои с противником. Контрудар начался в 6 часов вечера 14-го июля, и части 237-й сд и 21-й тд вели бой с противником вплоть до вечера, используя небольшое количество танков, которое было у наших: по некоторым данным, до 72 танков, тогда как у противника было больше 200 машин. Удар был неожиданным для немцев, и быстро среагировать они не смогли: в кольцо удалось взять группировку противника, которая имела до 50 танков, которые кучно скопились для заправки. Фронтальный удар наносила 70-я стрелковая дивизия.

Тем самым наше командование пыталось тремя атаками: Север - 237 сд, Центр - 70 сд, Юг - 183 сд окружить и уничтожить противника

-6
-7

В итоге 16 июля связь с корпусом Манштейна ненадолго прервалась, а сам командир корпуса получает приказ наступать дальше, хотя впору задуматься над тем, что ты находишься в окружении. Об этом командующему танковой группой Гёпнеру становится известно лишь днем, и о том, что немцы с боем вырываются из окружения, теряя за сутки более 400 человек безвозвратно. Практически молниеносно перекинули части дивизии СС «Тотенкопф», которая пошла навстречу 8-й тд противника и 3-й мд, прорвав в итоге кольцо. Ограниченный удар и ограниченный успех, после которого, правда, части 8-й танковой дивизии немцам пришлось уводить в тыл для пополнения. Вместо нее на Сольцы будет наступать дивизия «Тотенкопф», которая потратит на взятие города еще 4 дня.

-8
-9

Если говорить о потерях, то немцы только безвозвратно списали 29 танков к 22 июля, и еще около 60-70 танков числилось подбитыми, а это около одной трети от возможностей корпуса. Но самое главное, немцы теряли темп, а значит, теряли время.