Отрицание и ревизия
После распада СССР тотальной переоценке подверглись многие разделы вчерашней советской истории. Со временем загребущие ручки историков-ревизионистов дотянулись и до нацистского концлагеря Куртенгоф в Латвии, более известного как Саласпилс. Можно смело утверждать, что в последние годы значительные силы латвийского исторического сообщества брошены на "развенчивание устойчивых советских мифов" вокруг этого печально известного места. На деле же, как нетрудно догадаться, все привычно скатывается в прямое отрицание нацистских преступлений.
К сожалению, спекуляциям ревизионистов в значительной мере помогают обширные лакуны в архивной документации концлагеря. Ведь перед бегством из Латвии немцы постарались максимально полно уничтожить все, так или иначе связанное с Саласпилсом. И сегодня этим пользуются политизированные историки, занижающие как число жертв концлагеря, так и его общую значимость. Уже дошло до того, что Саласпилс не только перестали называть "лагерем смерти", но и вообще не считают "полноценным" концлагерем. Авторы-ревизионисты откровенно игнорируют русско-белорусские свидетельства бывших узников Саласпилса, равно как и многоговорящие акты Чрезвычайной государственной комиссии по нацистским преступлениям. При этом сами они свободно опираются на воспоминания бывших нацистских преступников и коллаборантов (особенно латышских), большая часть из которых является бесхитростным самооправданием из эмиграции. Понятно, что стремлением к истине в таких условиях и не пахнет.
С учётом, что официальное принижение роли Саласпилса давно превращено в неприкрытую политическую программу современного латвийского государства, предлагаю заострить внимание на "претензиях", которые выдвигаются тамошними историками к советско-российскому взгляду на Саласпилс...
1. Типология Саласпилса
Как правило, основные претензии к лагерю начинаются уже на этой стадии. Дело в том, что вплоть до 1944 года Саласпилс именовался а немецких документах как "расширенная полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой лагерь". Это при том, что существует четкое документальное свидетельство того, что уже в 1943 году сам Гиммлер называл его в переписке именно "концлагерем".
На самом деле путаница возникает из-за сложной немецкой системы подчинения подобных учреждений. Официально концлагерями в рейхе считались лишь учреждения, зарегистрированные в так называемой "Инспекции концлагерей" (ИКЛ). В 1942 году они перешли в ведение специально созданного Главного административно-хозяйственного управления СС (SS-WVHA). Только подчинённые этим ведомствам учреждения официально считались в рейхе концлагерями. Послевоенная ФРГ продолжила эту традицию и учредила специальный перечень из 27 подобных мест. Именно их жертвы могли рассчитывать на денежные выплаты от германского государства. Остальные пролетали.
Но вся проблема в том, что на оккупированных территориях Европы нацистскими спецслужбами (да и военными) в больших количествах строились лагеря, не входившие в эту официальную концлагерную сеть рейха. Особенно грешила подобными практиками немецкая Полиция безопасности и СД, которая проводила репрессии и геноцид на завоёванных территориях...
Собственно, именно под эгидой СД Саласпилс первоначально и создавался в Латвии как "расширенная полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой лагерь". Местный нацистский князек и руководитель полиции безопасности и СД Рудольф Ланге захотел иметь свое собственное невольничье учреждение, на котором он неплохо зарабатывал (там откручивали такие коррупционные схемы, что мама не горюй — Бендер бы обзавидовался). И когда в конце 1942-го на Ланге "наехали" из WVHA, требуя официально зарегистрировать Саласпилс как концлагерь, он отказался, сославшись, что в рейхскомиссариате "Остланд" требуется отдельное тюремно-лагерное учреждение для полиции безопасности.
Здесь важно подчеркнуть, что режим нацистских тюремно-лагерных учреждений вне системы WVHA часто был страшнее и беспредельнее, чем в "официальных" концлагерях рейха. И, как бы это странно не звучало, оказаться в 1942-1943 гг., в Колдычевском концлагере в Белоруссии было гораздо хуже, чем попасть, например, в "официальный" Дахау. Там действовали хоть какие-то правила, приличия и нормы. А вот вне системы — нет. Кроме того, при немецком отступлении узников подобных "неучтёнок" частенько тотально уничтожали безо всякого разбора.
Собственно, вот почему все нападки на статус Саласпилса с этой стороны беспочвенны. Вот ей-богу, они напоминают какое-то жонглирование напёрстками и попросту уводят внимание исследователей от сути.
2. Численность заключенных
Современные латвийские историки значительно занижают количество узников, прошедших через Саласпилс. По их мнению, максимальное число таковых никак не может превышать 12000 человек.
Откровенно говоря, довольно странное заявление, с учётом, что уже в марте 1943 года там одномоментно содержались около 20 тысяч евреев! И это не считая ранее умерших и депортированных "дальше" (например, в Аушвиц).
А ведь уже с 1942 года в Саласпилс стали отправлять и "бандитские" (партизанские) семьи из белорусских и российских регионов. В 1943 году они пойдут в Саласпилс, прошу прощения, буквально косяками. Сотни антипартизанских операций немцев в 1942-1944 гг. заканчивались захватом энного количества людей, которых наскоро переправляли в лагеря на принудительные работы. С 1943 года Саласпилс был превращен в один из главных пунктов концентрации подобного контингента.
Помимо этого с весны 1944 года Саласпилс стал одним из перевалочных лагерей для угоняемого немцами мирного населения Северо-Запада РСФСР. Ведь во исполнение приказа о тотальной "выжженной земле" только группа армий "Север" при отступлении угнала из РСФСР более полумиллиона человек! Сколько из них прошли на своем пути в Германию конкретно через Саласпилс неизвестно, но в любом случае очень много (причем достоверно известно, что многие обессиленные умирали там).
Таким образом, вопреки современной латвийской историографии данные советской чрезвычайной комиссии о 70000 прошедших через Саласпилс ещё достаточно умеренны. Осознавая масштабы насильственного перемещения населения в этих краях, я бы не удивился, если бы их оказалось еще больше!
Да, можно придраться, что считать нужно только лишь узников. Но кем являются люди, угоняемые немцами через Саласпилс в Германию? "Транзитными пассажирами"?
3. Дети Саласпилса
Один из наиболее болезненных и спорных вопросов в истории концлагеря. Причем ревизионисты стараются отрицать здесь практически все: численность пострадавших (по советским данным: в общей сложности около 12 тысяч детей, из которых 7 тысяч погибли), факты забора крови и нацистскую целенаправленность в их уничтожении. К сожалению, из-за отсутствия документальной базы пространство для спекуляций здесь действительно весьма и весьма широкое. Но кое-что понятно и так...
Во-первых, факт обнаружения 632 детских тел советской Чрезвычайной комиссией не оспаривается даже ревизионистами (что уже очень много). Причем на этом числе они предлагают и остановиться. Хотя редкие из них готовы признать, что максимальное число детей, побывавших здесь, может доходить и до 3 тысяч.
На самом деле, как показал несколько лет назад израильский историк Арон Шнеер из Яд Вашема, уже в ноябре 1943 года порядковые номера регистрации детей в Саласпилсе достигали 17683! При этом он ссылается на немецкий документ социального депортамента уполномоченного по размещению советских граждан в г. Резекие от 3 ноября 1943 г. По мнению Шнеера, истинное число детей, прошедших Саласпилс, может значительно превышать даже данные советской ЧГК. При этом опровергнуть Шнеера ревизионистам трудно, ибо он такой же нелюбитель советской власти, как и они. Оправдывать СССР израильскому историку просто нет резона. Тем более, что речь идет не об еврейских, а о русско-белорусских детях. Да и документальная находка его исключительно случайна..
При этом, к сожалению, вычислить с точностью общую численность пострадавших детей в Саласпилсе уже не получится. Ведь многие из них в самом прямом смысле слова продавались в концлагере буквально в рабство. Латыши из сельской местности расхватывали их как горячие пирожки! Некоторым детям даже "повезло" — к ним впоследствии относились по-отечески. И заметьте, что речь идет исключительно о русско-белорусских детях. Куда делись еврейские, вы увидите в последнем разделе статьи.
Еще одним острым моментом в дискуссиях вокруг концлагеря являются споры вокруг медицинских опытов над детьми (в том числе и те самые заборы крови, запомнившиеся многим юным узникам Саласпилса). Сегодня документально подтверждено, что кровь забиралась эсэсовскими врачами из Института гигиены СС в Риге. Под эгидой этого секретного учреждения проходило множество псевдонаучных экспериментов над узниками лагерей, в том числе и со смертельными исходами. Из обрывочных данных известно, что за стенами "института" в числе прочего занимались изготовлением биологического оружия — смертносных тифозных вшей. Некоторые утверждают, что детская кровь нужна была для создания экспериментального противоядия от таких вшей. Но в любом случае, факт медицинских опытов серьезными историками не оспаривается.
Сложнее с данными о заборах крови для солдат вермахта. Документально это до сегодняшних дней не подтверждено, но при этом и не опровергнуто. Но с учетом, что документально подтверждены данные о заборах крови для немецких солдат в других местах (например, в Белоруссии), исключать подобный факт нельзя. Тем более, что эта информация содержится во множестве независимых показаний. Так что и здесь ревизионистам ничего не светит...
4. Общее число жертв Саласпилса
Еще один острый вопрос, вызывающий непримиримые споры. Ревизионисты начисто отметают советские оценки в 53000 и 100000 погибших, утверждая, что таковых было не более... 2000. Но многое указывает на то, что данные ЧГК гораздо честнее...
Во-первых, опровергнуть ревизионистское число очень легко одним движением руки. Достаточно всего лишь заглянуть в немецкий двухтомник "Зондеракция 1005", изданный в 2018 году. В нем подробно исследована секретная операция гиммлеровского РСХА по уничтожению мест массовых экзекуций в оккупированной Европе. В числе прочего там можно увидеть документальное подтверждение о работе одной из "команд 1005" в районе Саласпилса. Она проработала с апреля и до конца лета 1944 года и успела утилизировать останки 20000 человек. К слову, это подтверждалось и протоколом осмотра места ЧГК. Члены комиссии описали следы крематория под открытым небом у Саласпилса как выжженное поле размером 25х27 метров. При этом земля была прожжена в этом месте на метр в глубину, а пепел был разбросан по всему пространству.
Во-вторых, только количество исследованных ЧГК массовых могильников у Саласпилса равнялось 54. При этом в архивах хранятся и фотоотчеты о работе комиссии, отрицать которые невозможно. Все это члены "зондеркоманды 1005" не успели утилизировать из-за стремительного продвижения Красной армии. Что интересно, латвийский историк Саласпилса Влад Богов обнаружил в немецком архиве Арользена точную схему расположения могил под концлагерем. К его удивлению, многие из них расположены вдалеке от официального мемориала и давно поросли травой. Как рассказывал Богов, написавший об этом книгу, при первом же "субботнике" в этих местах на поверхности было обнаружено целых 8 скетелов с пулевыми отверстиями в черепах. И это уже в 2000-х годах!
Собственно, как ни крути, а советская оценка в 53000 погибших в Саласпилсе гораздо ближе к реальности, чем ревизионистская. Кстати, в нее входят и уничтоженные евреи, которых доставляли в район Саласпилса на расстрел из западноевропейских стран. Формально они не являлись узниками концлагеря, но советская сторона по горячим следам в таких тонкостях не разбиралась.
Почему советская комиссия в итоговом отчете увеличила число жертв Саласпилса до 100000?
Просто к 53000 жертв концлагеря добавили около 48000 погибших красноармейцев в Шталаге 350 (по соседству с Саласпилсом). Опять же, по горячим следам члены ЧГК не стали разбираться в хитросплетениях гигантской лагерной паутины немцев. И понять их можно. Когда вы видите огромные пространства с натыканными повсюду массовыми могилами, пеплом и бесконечными рядами колючей проволоки — уже не до мелочей и частностей. Хотя, нужно подчеркнуть, что в акте ЧГК гражданские жертвы и военнопленные были четко разграничены.
Вот так выглядит далеко не полный перечень современных ревизионистских претензий к Саласпилсу. Как видите, в очередной раз подтверждается истина о том, что дьявол быстро заполняет любую пустоту. Поэтому обольщаться не стоит — работы у историков на этой ниве еще непочатый край!