Происхождение имени Люстюкрю
В XVII веке на подмостках ярмарочных театров Франции появился комический персонаж по имени Люстюкрю. Это имя, происходящее от фразы "l'eusses-tu cru?" ("ты бы поверил?"), как нельзя лучше отражало нелепость и наивность этого шута. Люстюкрю славился своими громкими заявлениями о том, что сумеет исправить суждения женщин, что вызывало смех у мужской аудитории, уставшей от манерности "прециозниц" - жеманных дам высшего общества. Словом, этакий французский Петрушка.
Никто не мог предположить, что имя этого площадного комика однажды войдет в военную историю Франции. Однако судьба распорядилась иначе, и в эпоху Людовика XIV разразилась так называемая "война Люстюкрю" - конфликт настолько нелепый и невероятный, что победители окрестили его именем знаменитого шута.
Налоговый спор как искра конфликта
Как это часто бывает, причиной конфликта стал спор о налогах. Жители Булонне, исторической области на севере Франции, издавна пользовались налоговыми льготами в мирное время. Эти привилегии были закреплены в старинных хартиях, покрывшихся пылью в архивах. После четверти века разорительных войн, оставивших свой след на этих землях, булоннцы с нетерпением ожидали возвращения своих прав и привилегий.
Однако у молодого короля Людовика XIV были иные планы. Монарх решил подчинить Булонне общему налоговому режиму, игнорируя древние льготы. Это решение вызвало бурю негодования среди местного населения, хотя затрагивало далеко не всех. Дворянство, духовенство и зажиточные горожане Булони-сюр-Мер оставались защищенными своими особыми привилегиями. Вся тяжесть новых налогов ложилась на плечи сельских жителей - крестьян, землепашцев и мелких собственников, которые и стали источником растущего недовольства.
Начало восстания
Чтобы собрать новые налоги, Людовик XIV направил в Булонне кавалерийские отряды. Однако король допустил стратегическую ошибку, разделив войска на небольшие группы для более быстрого охвата территории. Это решение сыграло на руку недовольным крестьянам.
В деревнях Каффье, Ландретен-ле-Нор, Аленктен, Кремарест, Беллебрюн, Вирвиль и других местах начались волнения. Крестьяне вооружились вилами, зазвонили церковные колокола, призывая к восстанию, и жители без церемоний прогнали королевских сборщиков.
Кульминацией стали события 25 июня 1662 года в Вирвине. Двести повстанцев атаковали дом господина дю Блезеля, лейтенанта легкой кавалерии, у которого гостили несколько офицеров. Военным пришлось спешно прервать обед и укрыться за стенами Булони, чтобы не быть растерзанными разъяренной толпой.
Хаотичное восстание
Вооруженные отряды крестьян начали бродить по провинции, но их действия были далеки от организованного сопротивления. Когда основные силы королевской кавалерии столкнулись с одной из таких групп близ Иска, произошло настоящее побоище. Восемьдесят повстанцев были убиты преследователями, а дюжина утонула в реке Лиане, куда они бросились в панике, забыв, что не умеют плавать.
Советник де Машо, корреспондент Кольбера, и граф д'Эльбёф, посланный Лувуа для подавления восстания, были поражены неорганизованностью и недисциплинированностью этих крестьянских отрядов.
Историк Пьер Элио, главный исследователь этого восстания, с некоторым изумлением отмечает: "То, что в избытке доказывает народный, импульсивный, даже наивный характер восстания, - это почти полное отсутствие достойной организации, слабость командования, которое было скорее номинальным, чем реальным, и, наконец, бесформенная тактика повстанцев, которые бесцельно бродили между Булонью, Девром и Маркизом, подобно стадам без пастуха".
Неожиданный лидер
Несмотря на попытки нескольких бывших солдат обучить крестьян основам военного дела, восстание оставалось неорганизованным и хаотичным. Повстанцам нужен был лидер, и их выбор пал на Бертрана Постеля, сеньора дю Кливе.
Постель был мелким дворянином, известным своим пристрастием к выпивке и громкими речами. Он охотно поднимал бокал с крестьянами, ругая на чем свет стоит французского короля и его министров. Несмотря на сомнительную репутацию, дю Кливе оказался единственным доступным дворянином, готовым возглавить стихийно сформировавшееся движение.
Первый и единственный стратегический приказ нового командующего, отданный нетвердым голосом, заключался в том, чтобы укрепиться в Юкелье - небольшой деревушке в долине, над которой возвышались руины старого замка. Это решение трудно назвать мудрым перед лицом надвигающейся армии графа д'Эльбёфа.
Решающее сражение
11 июля 1662 года армия графа д'Эльбёфа подошла к Юкелье. В распоряжении графа были внушительные силы: десять рот французской гвардии, пять рот швейцарской гвардии, вся кавалерия, расквартированная на границе Артуа, и четыре артиллерийских орудия. Когда звуки барабанов и флейт возвестили о приближении королевских войск, в деревне началась лихорадочная суета.
Повстанцы, выбитые из наспех возведенных укреплений в деревне, отступили в полуразрушенный замок. Их положение было отчаянным: без провизии, с малым количеством боеприпасов, вооруженные в основном вилами и дубинками, лишь немногие имели ружья, мечи и пики. На вооружении также было несколько старых фальконетов - легких пушек прошлого века.
Советник де Машо был поражен легкостью победы. В письме Кольберу он сообщал: "Как только все войска собрались в поле зрения этого места и приготовились атаковать их в деревне, где они забаррикадировались, они бежали в замок и после нескольких выстрелов из мушкетов сдались на милость победителя".
Итог "сражения" был поистине жалким: единственной жертвой стал лейтенант сеньора дю Кливе, который попытался бежать, прыгнув с башни, и разбился насмерть.
Последствия восстания
Граф д'Эльбёф взял в плен 586 повстанцев. Чтобы продемонстрировать свою власть, он приказал повесить четверых случайно выбранных пленных. Судьи тщетно пытались найти зачинщиков восстания, но безуспешно. В итоге, после исключения детей, стариков, больных и инвалидов, около четырехсот "люстюкрю" были приговорены к галерам.
Сеньор дю Кливе, протрезвев, сумел бежать из-под стражи и скрылся в лесу. У него был шанс стать местным героем, своего рода булоннским Робин Гудом, досаждающим королевским сборщикам налогов. Однако его попытка отомстить одному из дворян, содействовавших подавлению восстания, закончилась плачевно. Пьяный и едва держащийся на ногах, он смог лишь убить слугу, после чего был схвачен и заключен в подвал в ожидании королевских стражников.
Суд, лишив дю Кливе дворянского звания, приговорил его к колесованию - казни, обычно предназначенной для простолюдинов. Так бесславно закончилась карьера предводителя булоннских повстанцев.
Восстание было подавлено, автономия Булонне окончательно ликвидирована, а на провинцию наложен дополнительный штраф в 20 000 ливров. Так завершилась "война Люстюкрю" - конфликт, получивший свое название в честь комического персонажа, ставшего символом нелепости и бессмысленности этого крестьянского бунта