*постойте, а что за зонды такие?
А давайте сегодня снова поговорим о приспособлениях для логопедической работы.
Часто для постановки звуков или для массажа артикуляционного аппарата используются специальные зонды. Также существуют зондозаменители. И, конечно, многие родители, активно включённые в логопедическую работу, задаются вопросом: может, и нам надо?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте разберёмся, что это вообще за зонды и зондозаменители такие.
Зонды — серьёзные логопедические инструменты. Они бывают, как я уже сказала, постановочные и массажные, то есть с их помощью либо ставят артикуляционный аппарат в правильное положение для определённых звуков, либо делают массаж этого самого аппарата, готовя к постановке. Если не знать, какой зонд для чего нужен, можно долго голову чесать и так ничего и не понять. Но грамотному логопеду ничего чесать не надо, он всё знает и умеет. Однако даже у этих профессиональных инструментов есть свои недостатки. Например, ребёнка может напугать вид непонятных железок, которыми логопед лезет к нему в рот. А уж продезинфицировать инструменты по всем правилам — это отдельная морока.
Зондозаменители приятнее на вид, и хотя их формы не так разнообразны и они не всегда могут в полной мере заменить зонды, но зачастую их вполне хватает.
Зондозаменители, конечно, тоже требуют определённых умений, и их тоже надо использовать чистыми, но тут уже легче и научить клиента/его родителей несложным приёмам работы, и снабдить каждого индивидуальным инструментом, благо стоят они не так дорого, как зонды. И вот мы подходим к вопросу «а может, и нам надо?». Что я могу сказать. Был у меня случай, когда одной девочке только-только купили такой инструмент для постановки звука Рь, а мы им и воспользоваться толком не успели: до этого пользовались ватными палочками и почти всё поставили с их помощью.
Потому что — да, правильно, часто в роли зондозаменителей могут выступать предметы, которые есть у каждого дома.
Помимо ватных палочек, хорошую службу могут сослужить, например, зубные щётки, коктейльные трубочки, чайные ложки или даже что-нибудь вкусное: чупа-чупс, сушки, соломка... всё зависит в том числе и от изобретательности логопеда.
Кстати, я слышала мнение, что если логопед использует в своей работе не зонды, а зондозаменители, значит он не владеет техниками работы с зондами и ай-ай-ай таким быть. Вот тут я не согласна! Я считаю, чтобы научиться ставить звуки «на коленке» с помощью подручных материалов, надо сначала научиться делать это профессиональными инструментами. И вообще, если понимать, что там к чему и как устроено, то неважно, насколько логопедические у тебя зонды, если ты поставил ими человеку все звуки 😉
Так покупать или не покупать зондозаменители для домашних занятий по постановке звуков? Однозначного ответа на этот вопрос нет, всё решается индивидуально с вашим логопедом. Возможно, в вашем случае работа предстоит долгая и трудная, и тогда будет смысл купить даже не заменители, а именно зонды. Правда, онлайн-формат занятий тут уже, скорее всего, исключается, и логопед будет работать этими зондами сам.
Сама я никогда не настаиваю, чтобы клиенты, которые уже и так платят за мои занятия, ещё что-то покупали. Инициативу, впрочем, приветствую: она, как минимум, говорит о вовлечённости в процесс. Однако, покупая зондозаменители, следует помнить, что звуки мы поставим, а инструменты останутся. А чем они для вас останутся — памятью об успешном преодолении речевых трудностей или немым укором о покупке вещи, которая быстро стала не нужна — решать вам. Если второе, то вполне можно обойтись ватной палочкой или зубной щёткой, правда-правда!
#постановказвуков #логопедическиезонды