Найти в Дзене
Extreme Sound

Led Zeppelin: Взлет и падение титанов рока

Прошлое — это ступенька, а не мельничный жернов. — Роберт Плант

Некоторым группам суждено написать песни, которые формируют поколение, некоторым — стать рок-звездами, а некоторым — изменить мир. Led Zeppelin стали одним из редких исключений, сумев сделать все три вещи за свою короткую, но яркую карьеру.

Led Zeppelin
Led Zeppelin

Чуть более чем за десятилетие они помогли создать новый музыкальный жанр — хард-рок, и Вместе с Black Sabbath и Deep Purple они оказали огромное влияние на формирование хэви-метала.

В то время как большинство групп добиваются успеха благодаря случайному стечению музыкальных талантов, товарищества и капризов судьбы, Led Zeppelin была создана, чтобы раскрыть бушующую креативность своего основателя и добиться успеха там, где потерпели неудачу многие другие. Затеряться в шуме лондонской клубной сцены было не вариантом для группы, которая изначально задумывалась как первый в мире «суперколлектив», но вместо этого вынуждена была положиться на наспех составленный «план Б», чтобы вообще попасть в репетиционную комнату.

-2

Led Zeppelin родились из веры Джимми Пейджа в то, что он сможет пробить стеклянный потолок рок-н-ролла с правильной командой. И в 1970-х миллионы проданных по всему миру пластинок и аншлаги на стадионах каждой страны доказали, что Джимми был прав.

Твое время придет

Классический состав Zeppelin — Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс, Роберт Плант и Джон Бонэм — никогда бы не сыграл вместе, если бы основатель группы смог рекрутировать тех музыкантов, с которыми он действительно хотел играть.

-3

Когда его время в The Yardbirds подходило к концу после ухода Джеффа Бека, Пейдж хотел собрать The New Yardbirds. В его идеальном сценарии в группе должны были играть Кит Мун, Джон Энтвисл и вокалист Терри Рид.

Это была невероятно амбициозная идея, которую его потенциальные коллеги по группе почти сразу же отвергли. Но вместо того, чтобы оставить Пейджа в поисках замены, Рид предложил ему обратиться к бывшему вокалисту Band Of Joy Роберту Планту. Плант, выслушав Пейджа и согласившись присоединиться к группе, в свою очередь, порекомендовал Пейджу бывшего барабанщика Band Of Joy Джона Бонэма.

С тремя готовыми участниками нужен был только басист.

"Сарафанное радио" в музыкальной среде — это обычно источник слухов и домыслов, но когда сессионный музыкант Джон Пол Джонс, который ранее работал и с Джеффом Беком, и с Джимми Пейджем, узнал, что гитарист Yardbirds ищет басиста, он немедленно вызвался добровольцем.

И вот так, время Пейджа пришло, и The New Yardbirds родились.

Туман и легкое смятение

Хотя ритм-гитарист The Yardbirds Крис Дреджа согласился, чтобы Пейдж использовал название The New Yardbirds для серии концертов в 1969 году, он не был в восторге от того, чтобы группа сохранила это название после турне по Скандинавии.

Не имея названия, менеджер группы Питер Грант и Пейдж нашли вдохновение в словах Кита Муна, сказанных, когда ему впервые предложили присоединиться к «супергруппе» Джимми.

По словам Муна, новая группа неизбежно «упадет как свинцовый шар» (lead balloon). И The New Yardbirds стали Led Zeppelin — то ли это была просто удобная фраза, то ли Пейдж хотел доказать что-то барабанщику, который ему отказал.

Смущены? Atlantic Records — нет. Когда к ним обратился Питер Грант, они немедленно предложили группе контракт с самым большим на тот момент авансом — сто сорок три тысячи долларов — в сочетании с полной творческой свободой.

Это была та самая сделка, о которой музыканты могут только мечтать. Пейдж, Плант, Джонс и Бонэм подписали контракт и отправились в студию, чтобы записать свой первый альбом, который, что весьма удобно, назвали Led Zeppelin.

Закончив альбом, группа отправилась в турне и отыграла свое первое шоу под новым названием 25 октября 1968 года.

Зрители, присутствовавшие на концерте, почти наверняка не знали, не понимали или им было все равно (все-таки это были шестидесятые), что они наблюдают за тем, как творится история рок-н-ролла. Но они осознавали, что видят нечто особенное. Как могло быть иначе, ведь группа внезапно стала новой любимицей музыкальной прессы?

Все модные молодые люди хотели увидеть эту новую группу, и в течение следующих нескольких лет у них появилась такая возможность, поскольку Пейдж и его новые коллеги играли везде, где только могли.

Единственный способ летать

Кит Мун ошибался, и не в первый раз. Когда Led Zeppelin вышел в январе 1969 года, в разгар первого американского турне группы, он сразу же ворвался в Billboard Top Twenty и в конечном итоге достиг десятого места, чему немало способствовало вращение на радиостанциях по всем США.

А в Великобритании Led Zeppelin показал себя еще лучше, чем в Америке, достигнув шестого места в марте 1969 года.

Окрыленные успехом своего дебютного альбома, Led Zeppelin провели первые двенадцать месяцев своего существования в дороге. Они завершили четыре американских и британских турне, и где-то между всеми этими концертами нашли время, чтобы написать и записать свой второй альбом, который назвали Led Zeppelin II.

Вместо того чтобы изобретать велосипед, их второй альбом следовал формуле, которая сделала их дебют хитом, и был наполнен риффами, блюзовыми хард-рок гимнами, демонстрирующими все сильные стороны группы.

Не то чтобы у них были какие-либо видимые или музыкальные слабости, как доказал Led Zeppelin II, выпущенный всего через десять месяцев после дебюта. Он взлетел на первое место в чартах альбомов США и Великобритании и укрепил бурно развивающуюся репутацию группы как невероятных авторов песен и невероятно громкой и харизматичной концертной машины.

Целая лотта любви

Led Zeppelin II не просто возглавил чарты по обе стороны Атлантики, он также подарил группе их первый хит-сингл.

Whole Lotta Love, мгновенно запоминающаяся мелодия, построенная вокруг тяжелого блюзового риффа Пейджа и безошибочного воя Планта, ворвалась в Billboard Top Ten в ноябре 1969 года, оставалась там почти пятнадцать недель и была продана тиражом более миллиона копий.

Она превратила хард-рокеров из Лондона в имена нарицательные и стала единственным хитом группы в десятке лучших в США.

По какой-то причине, известной только Led Zeppelin и их лейблу, Whole Lotta Love не была выпущена как сингл в Великобритании, но позже стала музыкальной темой самого популярного музыкального шоу страны — Top of the Pops.

А теперь крики

Америка хотела видеть и слышать больше от Led Zeppelin после успеха Whole Lotta Love, но группа все больше отдалялась от музыкальной прессы и, казалось, предпочитала, чтобы за них говорила их музыка.

Именно во время американского турне, последовавшего за выходом Led Zeppelin II, они перешли от выступлений в клубах и небольших театрах к стадионам, где начали формировать свою легенду о гедонизме и излишествах.

Уже известная своими четырехчасовыми концертами, которые бесконечно расширяли их репертуар за счет уникальных «джем-сейшнов», репутация группы в плане потакания всем удовольствиям, которые предлагал рок-н-ролльный успех, начала соперничать с их сценическим образом.

Пейдж и его коллеги по группе жили той жизнью, о которой он всегда мечтал, как на гастролях, так и вне их.

III — не магическое число

После успеха и излишеств своего второго альбома и последовавшего за ним турне Роберт Плант и Джимми Пейдж сделали то, что делали любые рок-звезды того времени.

Они отправились в сельскую местность, чтобы написать свой следующий альбом. Находясь в холмах Северного Уэльса, дуэт написал большую часть песен, которые вошли в их третий альбом, снова названный Led Zeppelin III.

Более спокойный, акустический альбом, вдохновленный кельтским регионом, где Пейдж и Плант написали большую часть песен, Led Zeppelin III вызвал гнев критиков и немного смутил фанатов новым направлением, которое, казалось, выбрала группа.

И хотя он повторил коммерческий успех своего предшественника, возглавив чарты в Великобритании и Америке, он был продан меньшим тиражом и на сегодняшний день остается наименее успешным из первых пяти альбомов Led Zeppelin.

III, возможно, не стал сенсацией, как II, но подарил группе второй хит-сингл, хотя они категорически возражали против его выпуска и сделали все возможное, чтобы помешать лейблу выпустить Immigrant Song.

То ли это был способ группы справиться с резкой критикой, обрушившейся на альбом, то ли они пытались подражать поведению каждой «трудной» рок-звезды, которая прошла по тому же пути до них, но они отказались продвигать сингл. Несмотря на все их усилия, Immigrant Song стала хитом Billboard Top Twenty.

-4

Поднимаясь по лестнице в небеса

Первая половина 1970-х принадлежала Led Zeppelin, и, хотя их третий альбом не достиг тех же головокружительных высот успеха, что и первые два, концерты, которые они играли, становились все масштабнее, туры — длиннее, а репутация сеятелей хаоса и разрушения в каждом городе, где они выступали, предшествовала им.

Несмотря на разгул, а может быть, и благодаря ему, группа продолжала писать и записывать, и в ноябре 1971 года выпустила последний альбом, на обложке которого было число вместо названия.

Led Zeppelin IV (или Zofo, как его иногда называют фанаты из-за символов, украшающих обложку) затмил продажи предыдущих альбомов, и, будучи проданным тиражом более тридцати семи миллионов копий, стал одним из самых продаваемых альбомов в истории рок-н-ролла.

На нем также находится одна из самых известных песен группы — Stairway To Heaven, которая, несмотря на постоянное вращение на студенческих и рок-радиостанциях в США в семидесятых и восьмидесятых годах, никогда не выпускалась как сингл.

Это, по крайней мере частично, объясняет, почему IV был продан таким тиражом. Если вы хотели подняться по «Лестнице в небеса» после того, как услышали ее по радио, единственный способ сделать это — купить альбом.

И, по мере того как продажи росли, группа была вынуждена играть все больше и больше концертов для своей постоянно растущей аудитории, что означало, что (казалось бы) бесконечный тур в поддержку альбома держал их в дороге до 1973 года.

Священный дом, покрытый (физическими) граффити

Следующий альбом и тур группы побили все рекорды. К тому времени, как они выпустили Houses Of The Holy в 1973 году, Led Zeppelin были самой большой группой в мире, что подтвердилось последующим турне по США.

Они заработали более трехсот тысяч долларов за одно шоу во Флориде, собрав почти 59 000 зрителей, что побило все предыдущие рекорды посещаемости.

Они также сняли трехдневный аншлаговый концерт в Мэдисон-Сквер-Гарден, который позже лег в основу фильма The Song Remains The Same, выпущенного в 1976 году.

Они были неудержимым рок-н-ролльным цунами, и, взяв годовой отпуск в 1974 году, вернулись с самым продаваемым и самым успешным с точки зрения критики и коммерции альбомом на сегодняшний день — Physical Graffiti.

Спрос на группу был настолько велик, что после его выхода все предыдущие альбомы снова вошли в чарт Billboard, а мировое турне в поддержку пластинки завершилось пятидневным аншлаговым концертом в Earl’s Court в Лондоне.

Фанаты и лейбл считали, что Led Zeppelin неудержимы.

-5

Ахиллесова пята

Уставшие от бремени самой популярной группы в мире, Led Zeppelin решили взять отпуск до конца 1975 года, не подозревая, что этот перерыв затянется почти на восемнадцать месяцев.

В августе 1975 года, вскоре после прибытия в Грецию, Плант и его тогдашняя жена Морин попали в автокатастрофу, в результате которой Плант получил травмы, выведшие его из строя до 1977 года, а его жена чуть не погибла.

Несмотря на то, что он не мог гастролировать, Плант все еще мог петь, и в 1976 году он и остальные участники группы снова собрались, чтобы записать Presence. Альбом, вернувшийся к риффам первых двух альбомов, был продан миллионными тиражами по всему миру, но не смог повторить успех своего предшественника.

К тому времени, как Плант был готов снова гастролировать в 1977 году, у Пейджа развилась героиновая зависимость, а годы пьянства начали сказываться на Джоне Бонэме.

Но они снова отправились в турне, в очередной раз установив новые рекорды посещаемости (семьдесят шесть тысяч фанатов пришли посмотреть их выступление в Мичигане).

Но, хотя турне имело огромный успех, все участники заплатили за него высокую цену, особенно Плант. После аншлагового концерта в Новом Орлеане его маленький сын Каракас умер от желудочной инфекции, и группа немедленно отменила все свои планы на обозримое будущее.

Это конец

Группе, и Планту, потребовался весь 1978 год, чтобы наконец-то вернуться к работе, и выпущенный впоследствии альбом In Through The Out Door считается и фанатами, и критиками их самой слабой с творческой точки зрения работой, поскольку ему не хватает непосредственности предыдущих альбомов.

Несмотря на прохладный прием, In Through The Out Door снова возглавил чарты по обе стороны Атлантики, и группа начала планировать турне в его поддержку.

Выбрав более простой подход к гастролям, сосредоточившись на музыке и исполнении, а не на грандиозном шоу, к которому они привыкли за последнее десятилетие, Zeppelin решили отказаться от «джемов» и просто играть свои песни так, как они были написаны.

В разгар одного из своих более скромных шоу в Германии Джон Бонэм рухнул посреди песни и был доставлен в местную больницу.

Хотя группа пыталась преуменьшить значение инцидента, спекуляции СМИ о здоровье Бонэма и его пристрастиях были широко распространены. Но, когда Бонэма выписали, Zeppelin, как всегда, взяли себя в руки и сделали все возможное, чтобы вернуться к делу — гастролям в поддержку своего последнего альбома.

Спокойной ночи, милый принц

После того, как барабанщик заснул и был уложен в постель накануне вечером, Джон Пол Джонс решил разбудить Бонэма вскоре после часу дня следующего дня, 25 сентября 1980 года. Джонс не смог разбудить Бонэма, который умер во сне где-то ночью.

Официальной причиной смерти коронер назвал острую асфиксию из-за вдыхания рвотных масс. Джону «Бонзо» Бонэму было всего тридцать два года, когда он отправился в вечность.

Смерть Бонэма стала соломинкой, которая сломала хребет Zeppelin, и, несмотря на список имен, включавший Кармайна Эпписа, Кози Пауэлла и Рика Ли, которые прочили на место барабанщика, Led Zeppelin отменили свой американский тур и 4 декабря 1980 года подтвердили то, что и так знал весь мир.

Что они не могут и не будут продолжать играть и записывать без своего друга.