Найти в Дзене

Быстро усваиваем теорию. Главные трезвучия натурального минора.

Оглавление

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала. Я продолжаю работу над материалами, посвященными изучению гитары и основ теории музыки, знание которых способствует быстрому и эффективному усвоению грифа гитары и музыкального материала.

Содержание курса

Сегодня мы продолжаем тему главных трезвучий лада. Мы уже рассмотрели главные трезвучия мажорного лада, которые строятся на I-й, IV-й и V-й ступенях мажорного лада и пришли к выводу, что именно они определяют принадлежность лада мажору или минору.

В этой публикации мы поговорим о главных трезвучиях минорного лада. Ну что ж, не будем ходить вокруг да около, в путь!

Тоническое трезвучие

Как и в мажорном ладу, в минорном главные ступени - это I-я, IV-я и V-я ступени, и на них строятся главные трезвучия лада. Как это происходит? Давайте вернемся к минорной гамме (мы будем рассматривать гамму натурального минора в тональности Cm (до-минор):

-2

Ее алгоритм отличается от алгоритма мажорной гаммы и выглядит так: тон/полутон/2 тона/полутон/2 тона. Это устойчивое соотношение тонов и полутонов и определяет характер ее звучания. Давайте еще раз сравним звучание мажорной и минорной гамм:

Как и в мажорном лад, в минорном есть устойчивые и неустойчивые ступени. К устойчивым относятся I-я, III-я и V-я ступени, из которых и строится тоническое трезвучие t5/3. В тональности Cm это:

I - С (до)

II- Eb (ми-бемоль)

III - G (соль).

Обозначим их цветными кружочками:

-3

Остальные, неустойчивые ступени - II (ре), IV (фа), VIb (ля-бемоль) и VIIb (си-бемоль), тяготеют в устойчивые, которые и образуют главное (тоническое) трезвучие минорного лада:

-4

Примечание: минорные аккорды обозначаются строчными буквами.

Как и в мажорном трезвучии, в минорном ступени расположены по терциям. Нота С (до) - тоника; нота Eb (ми-бемоль) отстоит от тоники на 1,5 тона вверх, то есть на малую терцию, V-я ступень отстоит от тоники на чистую квинту, а от III-й ступени - на большую терцию:

-5

То есть, главное трезвучие минорного лада является минорным.

Теперь давайте найдем эти ступени на грифе гитары. Как вы уже поняли, I-я ступень (тоника) в тональности Сm (до-минор) остается в тех же местах, что и в C (до-мажор):

-6

А вот расположение III-й ступени (терцового тона) изменится: по сравнению с терцовым тоном мажора, в миноре от смещается на один лад влево, то есть понижается на полтона:

-7

Поэтому, терцовая сетка в миноре будет выглядеть следующим образом:

-8

Добавляем V-ю ступень (квинту) и получаем цепочку минорных трезвучий, которую мы уже строили по системе CAGED:

А теперь посмотрим и послушаем видеосхему полученных пяти аппликатур трезвучия Сm:

Эти формы построены на основе минорного тонического трезвучия целиком состоят из устойчивых ступеней лада, то есть содержат исключительно I-ю (С), III-ю (E) и V-ю (G) ступени.

Субдоминантовое трезвучие

Следующая главная ступень натурального минора в тональности Cm - это нота F (фа). Она является субдоминантой (s), и от нее строится субдоминантовое трезвучие s5/3. Возвращаемся к нашей гамме Cm:

-10

Субдоминантовое трезвучие строится от субдоминанты - IV-й ступени лада (s) - ноты F (фа) по тому же принципу, что и тоническое - из ступеней лада, отстоящих друг от друга на терции:

-11

Если мы поднимемся от субдоминанты на две ступени, мы остановимся на ноте Ab (ля-бемоль) - VI-й ступени лада. Она отстоит от ноты F на 1,5 тона, то есть на малую (минорную) терцию. Вторая терция - расстояние от терцового тона Аb до С следующей октавы (I-й ступени). Она охватывает 2 тона и является большой. Таким образом, в субдоминантовом трезвучии (s53), как и в тоническом, первая терция малая, а вторая - большая, поэтому оно также является минорным.

-12

Сейчас мы построим цепочку аппликатур этого трезвучия на грифе. Для начала обозначим октавную сетку с IV-й ступенью - нотой F (фа) в разных позициях и октавах на грифе:

-13

Как известно, субдоминанта F отстоит от тоники С на кварту, т. е. на 2,5 тона или на 5 полутонов. Это значит, что по "субдоминантовая" сетка смещается вправо на 5 ладов относительно "тонической":

-14

Для наглядности я обозначил ступени, расположенные на 2-й, 3-й и 5-й струнах красными кружками. Мы видим, что эти и все остальные ноты сместились на 5 ладов (на кварту) вправо. Те ноты, которые в до-мажорной сетке находились в правой части грифа и теперь визуально оказались за его пределами, переносятся в начало грифа.

Далее, расставляем терцовую (VI-ю, ля-бемоль):

-15

И квинтовую (I-ю, до) ступени, выстроив таким образом цепочку CAGED:

Посмотрим и послушаем видеосхему:

Доминантовое трезвучие

Доминантовое трезвучие d5/3 строится от V-й ступени натуральной минорной гаммы - ноты G (соль).

-17

Как и все ранее рассмотренные трезвучия, субдоминантовое строится из ступеней, каждая из которых в восходящем движении отстоит от предыдущей на терцию. Интервал от нижней до верхней ноты созвучия - чистая квинта.

Расстояние от нижней ноты G (соль) до ноты В (си-бемоль) - малая терция, от ноты Hb до ноты D (ре) - большая терция, то есть трезвучие является минорным:

-18

В нотах и музыкальной литературе минорное доминантовое трезвучие записывается и обозначается так:

-19

Теперь нам осталось найти ступени этого трезвучия на грифе гитары и построить пять аппликатур аккордов Gm. Как обычно, начинаем с октавной сетки, которая по сравнению с субдоминантовой смещена вправо на 2 лада (целый тон):

-20

Расставляем минорную терцию (VII-ю ступень лада):

-21

Наконец, добавляем квинтовый тон и получаем цепочку CAGED:

Посмотрим и послушаем их:

Мажорная доминанта

Итак, мы рассмотрели главные трезвучия натурального минора и выяснили, что так же, как главные трезвучия мажора определяют принадлежность лада мажору, являясь мажорными, главные трезвучия минора определяют принадлежность лада минору, являясь минорными.

Здесь есть один важный нюанс. Дело в том, что помимо натурального минора существуют еще два вида минора - гармонический и мелодический. Первый (о различных видах минора и мажора мы поговорим в следующих публикациях) отличается от натурального тем, что у него повышена VII-я ступень, то есть в тональности Cm (до-минор) это будет не В (си-бемоль), а Н (чистая си). Если мы построим трезвучия на ступенях гармонического минора так же, как мы построили их на ступенях натурального минора, мы увидим, что на V-й ступени образуется не минорное, а мажорное доминантовое трезвучие. Именно мажорная доминанта чаще всего используется в классической и современной музыке, поскольку она создает гораздо более выраженный функциональный контраст (напряжение) относительно тоники, требующий разрешения в нее. Минорная доминанта создает более мягкий контраст и используется реже.