Продолжаю серию статей о бургундской моде 15 века.
О рогатых чепцах я уже немного писала: «Первые рогатые чепцы и эскофьоны. Как они появились?»
Посмотрим на такие чепцы внимательней.
Эти головные уборы выглядят попроще, чем парадные эскофьоны. Но устроены не менее сложно.
Вот, за счет чего высокие рожки держали свою форму? Непонятно.
Западные реконструкторы часто делают рогатые чепцы вот так. Крепят к шапочке конусообразные рожки, затем покрывают это сооружение вуалью.
На картине 15 века – чепец похожей модели. Только здесь вуаль совсем прозрачная и не закрывает рога, украшенные золотой сеточкой.
Что внутри рогов? Косы? Так принято считать, но у меня есть сомнения.
Как вы представляете себе запихивание волос в высокие, тонкие рожки? По мне, это даже нелепо. Я думаю, что волосы укладывали лишь в прозрачные сеточки. А рожки закрытых уборов, скорее всего, были полыми.
Ниже – уникальный портрет, где дама в рогатом чепце.
Это снова – Изабелла Португальская. Жена Филиппа Доброго Бургундского и мать Карла Смелого.
По большой картине не очень понятно, как устроен рогатый чепец. «Что там изнутри» мешает рассмотреть вуаль.
Но на увеличенном изображении видно, что прячется под вуалью.
Хитрая конструкция в виде плотного обруча, рогов и золотистых щитков, которые заходят на уши и, наверное, помогают всей этой конструкции держаться на голове крепко.
У этого же художника есть другой интересный портрет.
Похожая модель чепца. И здесь вся конструкция – на виду.
На крупном изображении отчётливо виден обруч с боковыми щитками.
Из чего они могли быть сделаны? Не знаю. Может, это – плотная кожа?
Мне кажется, подобная конструкция прячется под полотном чепца дамы на одной из иллюстраций 15 века.
Как назвать головной убор Изабеллы Португальской на портрете ниже?
Вообще, везде пишут – эскофьон. Но я бы назвала рогатым чепцом.
Здесь нет валика, как на большинстве эскофьонов. И будь вуаль поплотней, никому бы не пришло на ум, что это – эскофьон.
- Я за то, чтобы не мешать всё в кучу. Нужно по каким-то признакам разделять эннены, эскофьоны и рогатые чепцы. Иначе в голове будет путаница.
Прелестный рогатый чепец из сказки «Солёный принц».
Тут явно не такая модель, как на портретах выше.
В нашем фильме «Чёрная стрела» есть похожий головной убор.
Помните этот фильм? Я его обожаю. Посмотрела в детстве в кинотеатре, а потом много раз пересматривала.
Рогатый чепец очарователен. И, наверное, сделан по старинной иллюстрации.
Мне он кажется неустойчивым. Но, возможно, «рога» таких чепцов крепились к шапочкам, плотно облегающим голову. Как в русских кокошниках.
Кстати! На французских иллюстрациях 15 века встречаются головные уборы, очень сильно похожие на кокошники. Но это – отдельная тема.
«Три орешка для Золушки». Чьё платье красивей?
Рогатые эскофьоны на «шапочках» и овальные короны.