Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

Рогатые чепцы. Как они могли держаться на голове?

Продолжаю серию статей о бургундской моде 15 века.

О рогатых чепцах я уже немного писала: «Первые рогатые чепцы и эскофьоны. Как они появились?»

Посмотрим на такие чепцы внимательней.

Эти головные уборы выглядят попроще, чем парадные эскофьоны. Но устроены не менее сложно.

Вот, за счет чего высокие рожки держали свою форму? Непонятно.

Высокий рогатый чепец на французской иллюстрации первой половины 15 века.
Высокий рогатый чепец на французской иллюстрации первой половины 15 века.

Западные реконструкторы часто делают рогатые чепцы вот так. Крепят к шапочке конусообразные рожки, затем покрывают это сооружение вуалью.

Рогатый чепец 15 века, реконструкция
Рогатый чепец 15 века, реконструкция

На картине 15 века – чепец похожей модели. Только здесь вуаль совсем прозрачная и не закрывает рога, украшенные золотой сеточкой.

Что внутри рогов? Косы? Так принято считать, но у меня есть сомнения.

Как вы представляете себе запихивание волос в высокие, тонкие рожки? По мне, это даже нелепо. Я думаю, что волосы укладывали лишь в прозрачные сеточки. А рожки закрытых уборов, скорее всего, были полыми.

Рогатый чепец с сеточкой, вторая половина 15 века.
Рогатый чепец с сеточкой, вторая половина 15 века.

Ниже – уникальный портрет, где дама в рогатом чепце.

Это снова – Изабелла Португальская. Жена Филиппа Доброго Бургундского и мать Карла Смелого.

По большой картине не очень понятно, как устроен рогатый чепец. «Что там изнутри» мешает рассмотреть вуаль.

Петрус Кристус. Портрет Изабеллы Португальской, около 1460 года.
Петрус Кристус. Портрет Изабеллы Португальской, около 1460 года.

Но на увеличенном изображении видно, что прячется под вуалью.

Хитрая конструкция в виде плотного обруча, рогов и золотистых щитков, которые заходят на уши и, наверное, помогают всей этой конструкции держаться на голове крепко.

Петрус Кристус. Портрет Изабеллы Португальской, около 1460 года. Фрагмент.
Петрус Кристус. Портрет Изабеллы Португальской, около 1460 года. Фрагмент.

У этого же художника есть другой интересный портрет.

Похожая модель чепца. И здесь вся конструкция – на виду.

Петрус Кристус. «Святой Элигий в мастерской», 1449 год.
Петрус Кристус. «Святой Элигий в мастерской», 1449 год.

На крупном изображении отчётливо виден обруч с боковыми щитками.

Из чего они могли быть сделаны? Не знаю. Может, это – плотная кожа?

Петрус Кристус. «Святой Элигий в мастерской», 1449 год. Фрагмент.
Петрус Кристус. «Святой Элигий в мастерской», 1449 год. Фрагмент.

Мне кажется, подобная конструкция прячется под полотном чепца дамы на одной из иллюстраций 15 века.

Дама в рогатом чепце на картинке 15 века.
Дама в рогатом чепце на картинке 15 века.

Как назвать головной убор Изабеллы Португальской на портрете ниже?

Вообще, везде пишут – эскофьон. Но я бы назвала рогатым чепцом.

Здесь нет валика, как на большинстве эскофьонов. И будь вуаль поплотней, никому бы не пришло на ум, что это – эскофьон.

  • Я за то, чтобы не мешать всё в кучу. Нужно по каким-то признакам разделять эннены, эскофьоны и рогатые чепцы. Иначе в голове будет путаница.
Рогин ван дер Вейден. Портрет Изабеллы Португальской, 1450-е годы.
Рогин ван дер Вейден. Портрет Изабеллы Португальской, 1450-е годы.

Прелестный рогатый чепец из сказки «Солёный принц».

Тут явно не такая модель, как на портретах выше.

Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Придворная дама в рогатом чепце.
Кадр из фильма-сказки «Солёный принц». 1983 год. Придворная дама в рогатом чепце.

В нашем фильме «Чёрная стрела» есть похожий головной убор.

Помните этот фильм? Я его обожаю. Посмотрела в детстве в кинотеатре, а потом много раз пересматривала.

Рогатый чепец очарователен. И, наверное, сделан по старинной иллюстрации.

Мне он кажется неустойчивым. Но, возможно, «рога» таких чепцов крепились к шапочкам, плотно облегающим голову. Как в русских кокошниках.

Кстати! На французских иллюстрациях 15 века встречаются головные уборы, очень сильно похожие на кокошники. Но это – отдельная тема.

Кадр из фильма «Черная стрела». СССР, 1985 год. Свадебный убор Джоанны.
Кадр из фильма «Черная стрела». СССР, 1985 год. Свадебный убор Джоанны.
Кадр из фильма «Черная стрела». СССР, 1985 год.
Кадр из фильма «Черная стрела». СССР, 1985 год.

«Три орешка для Золушки». Чьё платье красивей?

Рогатые эскофьоны на «шапочках» и овальные короны.

О книгах хозяйки «Модной лавки 19 века». Исторические романы и мой новый роман в жанре европейского фэнтези.