Какими темпами рос объем строительных работ? В каких регионах наблюдалась наиболее высокая отраслевая активность? Почему не до конца восстановились инфраструктурные расходы регионов? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.
Общий объем федерального финансирования 19 новых национальных проектов составит в 2025 году почти 5,8 трлн руб., что на 80% больше, чем ожидается в 2024 году для нацпроектов прежнего состава (3,2 трлн руб.), а затем расходы будут превышать 6,3 трлн руб. ежегодно. Такой высокий рост связан с появлением новых нацпроектов технологического и промышленного характера (около 275 млрд руб.), увеличением вложений в приоритетные отрасли (свыше 400 млрд руб.), а также с включением в состав нацпроектов регулярных социальных обязательств государства (в частности, ежемесячных пособий на детей и выплат за классное руководство учителям общим объемом более 1,5 трлн руб.). Но и без социальной составляющей федеральные расходы на нацпроекты заметно (на 30–45%) превышали бы максимумы прошлых лет.
Основные инфраструктурные национальные проекты с 2025 года — «Инфраструктура для жизни» и «Эффективная транспортная система», на которые в 2025 году из федерального бюджета суммарно направят 1,3 трлн руб., а в 2027 году — 1,6 трлн руб. Для сравнения, на аналогичные нацпроекты в 2024 году собираются потратить чуть более 0,9 трлн руб. Впрочем, инфраструктурные статьи расходов также фигурируют в других национальных проектах («Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Туризм и гостеприимство» и др.). В основном эти статьи касаются создания социальной инфраструктуры (детсадов, школ, кампусов, больниц, культурных учреждений) и объем расходов на них в 2025–2027 годах мы оцениваем в 230–250 млрд руб. ежегодно.
Крупнейшим нацпроектом в ближайшие годы будет «Семья», а в сфере инфраструктуры им станет «Инфраструктура для жизни», преемник нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Безопасные качественные дороги». В 2025 году на нее запланировано 1,17 трлн руб. против 785 млрд руб. на нацпроекты-предшественники в 2024‑м. Основной рост расходов связан с увеличением почти в полтора раза вложений в федеральные проекты автодорожного направления (до 1 трлн руб. в 2025 году) и появлением в его составе отдельного федерального проекта в ЖКХ («Модернизация коммунальной инфраструктуры»). На последний в 2025‑м запланировано 46,8 млрд руб. с перспективой роста до 86,1 млрд руб. в 2027-м.
Самыми большими федеральными проектами внутри нацпроекта «Инфраструктура для жизни» станут «Развитие федеральной сети» и «Региональная и местная дорожная сеть», на которые в 2025 году запланировано 634,9 млрд руб. и 323,1 млрд руб. соответственно. Это на 84% и 23% больше, чем ожидается в аналогичных проектах «Безопасных качественных дорог» по итогам 2024 года. По такому различию в росте вложений видно, что в 2025 году большее внимание со стороны государства и бюджета будет уделено развитию федеральных трасс, аналогичная ситуация сохранится и в 2026–2027 годах. При этом федеральные расходы на дорожное хозяйство в целом в 2025 году вырастут менее сильно — примерно на 11%.
В новый национальный проект «Эффективная транспортная система» вошли мероприятия, близкие завершающемуся комплексному плану: развитие Северного морского пути, морской портовой инфраструктуры и аэропортов. Среди новых отраслей — пункты пропуска через госграницу, внутренние водные пути и высокоскоростное железнодорожное сообщение. Впрочем, последние два направления существовали при запуске комплексного плана, но затем от их федерального финансирования по разным причинам отказались. Общий объем федеральных вложений в нацпроект «Эффективная транспортная система» в 2025 году составит 131,4 млрд руб., это почти столько же, сколько в 2024 году намерены довести до комплексного плана (131,2 млрд руб.). К 2027 году федеральные расходы на новый нацпроект превысят 200 млрд руб., но это будет даже меньше результата 2023 года для комплексного плана (213,4 млрд руб.).
Самым крупным по объемам бюджетного финансирования федеральным проектом «Эффективной транспортной системы» в 2025 и 2026 годах будет «Развитие Большого Северного морского пути», в который из бюджета направят 55,3 млрд руб. и 63,7 млрд руб., что сопоставимо с расходами на этот федеральный проект в комплексном плане. В 2027 году лидером может стать «Развитие опорной сети аэродромов» с федеральными расходами в объеме 85,6 млрд руб. Однако, на старте новых нацпроектов его будут финансировать скромнее: в 2025 году предполагается только 25,8 млрд руб., тогда как в аналогичный федпроект в 2024 году собираются направить 43,1 млрд руб.
Федеральное финансирование на будущий год запланировано для 93‑х федеральных проектов из 117‑ти, входящих в нацпроекты. Оно не предусмотрено для двух федеральных проектов в составе «Инфраструктуры для жизни» («Ипотека» и «Новый ритм строительства») и трех в «Эффективной транспортной системе» («Развитие опорной сети железных дорог», «Цифровая трансформация транспортной отрасли» и «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли»). Реализация таких федпроектов предполагает использование внебюджетных средств либо государственное участие и поддержку нефинансового характера. Впрочем, состав и финансирование нацпроектов еще могут уточняться — их паспорта пока не утверждены.
Государство в ближайшие пару лет будет меньше финансировать из бюджета железнодорожные проекты и проекты в морских портах. Федеральное финансирование получат «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей» (16,2 млрд руб. в 2025 году), вошедшее в «Эффективную транспортную систему», и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (4,5 млрд руб.), перенесенное в «Инфраструктуру для жизни». Железнодорожные подходы к портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов вошли в состав «Развитие опорной сети железных дорог», на которое не предусмотрены бюджетные средства. Сдержанно собираются финансировать федеральный проект «Развитие опорной сети морских портов» и мероприятия по развитию портовой инфраструктуры в «Развитии Большого Северного морского пути» — в 2025 году общие федеральные вложения будут минимальными и возобновятся в 2026–2027 годах.
Читайте полную версию обзора.
Кроме того, на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, исследованием «Строительство в российских регионах: итоги первого полугодия 2024 года».