Началось все с 30-х годов 15-го столетия, когда бывший Смоленский епископ Герасим получил сан митрополита Киевского и всея Руси из рук Константинополя.
Герасим успел посвятить епископа в Новгороде, но более ничего значительного сделать не смог, так как рассерженный литовский князь Свидригайло через 2 года велел его убить, а тело сжечь.
Сначала для согласования нового русского митрополита князь Василий Московский направил в Царьград епископа из Рязани по имени Иона.
Но в Империи думали уже не о свободном Православии, а об ином. Так Царьград на роль русского митрополита утвердил болгарина Исидора.
В то время император Иоанн VIII Палеолог и патриарх Иосиф (до подписания унии не дожил) решили предать Православие, лишь бы спасти свои шкуры. Они попросили помощи у Папы. Но для того, чтобы получить даже виртуальную помощь, надо было отречься от веры своих предков и подчиниться католикам. Вот Исидор и должен был, якобы от имени русских пойти на соглашательство на новом соборе, который в истории называют лжесобором. У этого Исидора в 1433-м году уже был опыт общения с католиками по поводу унии с Западом в городе Базеле. Поэтому такого опытного прохиндея и прислали на Русь.
Князь московский Василий запретил Исидору ехать на собор, но потом смягчился, но все, же сказал ему на дорожку:
"Нового и чуждого не приноси нам — мы того не примем".
Исидор сделал вид, что понял князя, и даже поклялся не отступать от Православия. На Флорентийский собор он взял епископа из Суздаля, Аврамия и много еще кого. Путь в Италию проходил через бывший русский замок Юрьев в Ливонии. Как только въехали в ворота города, болгарин Исидор вместе с немцами отправился в костел, хотя в городе был православный храм.
Путь был не долгий, но русская миссия все-таки приехала в Италию. Сначала собор открылся 9 апреля 1438-го года в Ферраре, а потом его перенесли во Флоренцию. Поэтому уния и называется Ферраро-Флорентийской.
В период проведения собора католики применили все способы, чтобы "уговорить" православных упасть на колени перед католичеством. Им льстили, подкупали и насильно заставляли поставить свои подписи о соединении церквей.
Так епископ Аврамий, которого с собой взял Исидор, угодил в темницу. А после отсидки его подпись была получена путем применения к нему насилия. Приехавшие в составе русской миссии тверской посол Фома и священник Симеон, видя такое дело, тайно убежали из Флоренции.
А Исидор на соборе призывал соединиться с католиками не только душой, но и телом. Католики присвоили Исидору внеочередное звание легата всех "северных стран" и параллельно сделали его еще и римским кардиналом. Это как же надо было отрабатывать коврижки. По мере продвижения назад, в сторону Северо-Восточной Руси Исидор служил только в костелах. Он решил зазимовать в Киеве, но его оттуда выгнали за предательство веры.
Исидор прибыл в Москву только весной 1441 года. Он думал, что русские настолько не образованны в вопросах веры, что не обнаружат в его деяниях и речах подвоха.
В Успенском соборе Исидор с безмерным почитанием отнесся к действующему папе Жене Четвертому и прочитал заключение Флорентийского лжесобора. Он рассчитывал, что так как уния подписана не только со стороны католиков, но и со стороны бывших православных иерархов Востока, то русские подчинятся церковной дисциплине.
Сначала русские опешили от такой наглости болгарского отщепенца. Летописец так и записал:
"Вся князи умолчаша и бояре и иные мнози"
Князю Василию Исидор не понравился сразу. А тут принесли такие вести. Правитель не церемонился ни в выражениях, ни в действиях. Сначала Василий назвал Исидора "ересным прелестником", "лютым волком", лжепастырем и прочим душегубом, а потом приказал посадить новоиспеченного митрополита в Чудов монастырь.
Католики и Исидор думали, что русские подчинятся Западу, ан нет. Русские вообще непредсказуемая нация, поэтому до сих пор и живы. Князь Василий собрал духовенство на свой собор с целью рассмотреть эту флорентийскую ересь с точки зрения русского мировоззрения. В итоге решение Ферраро-Флорентийского лжесобора на Руси было признано незаконным.
Василий проявил к Исидору излишнюю доброту, а Исидор наглел и не собирался раскаиваться в совершенном поступке. Более того, он сбежал в Тверь. Охрана проморгала. В Твери он надеялся, как в независимом от Москвы княжестве, отсидеться и, главное, расколоть Русскую веру изнутри. Но не тут-то было. Там его тоже посадили в темницу. Но снова плохо охраняли. Его следовало бы на кол посадить. А он бежал в Литву, а уже оттуда - к своим хозяевам на Западе.
Папе он сообщил о провале операции "УНИЯ".
Очерк написан на основании материалов труда Иоанна Снычева "Самодержавие Духа".